12 лет назад 26 ноября 2007 в 16:42 153

Доброго здоровья уважаемая редакция!
Думаю, что являюсь постоянным читателем журналов UP и UPspecial. Причем, оговорюсь сразу, что в журналах (UP в частности) нравится далеко не все. Хотя признаюсь и в том, что лучшей альтернативы издания о компьютерах на просторах русской прессы (для себя) пока пока не вижу. Выходит, журналы хорошие.
Теперь о теме маркетинга и маркетологов, которую поднял некий г-н Боня в своем письме. Наверное я понимаю этого человека. Согласен, никому не нравится когда по поводу и без повода ругают любимую профессию (или дело, которым зарабатываешь на жизнь). Только вот г-н Боня (видимо в силу профессиональной привычки) снова спутал (подменил) понятия.
Авторы журнала критикуют откровенно не честные приемы, применяемые компаниями для формирования спроса на свою продукцию. Как я понял, имеется ввиду замена информации о реальных технических характеристиках изделия на некий образ, который якобы делает обладателя товара круче, продвинутей и т. п. Либо вместо технических характеристик влияющих на функциональность изделия указывают молопонятные (да к тому же англоязычные) термины, с пояснениями (иногда русскими) об их полезности и важности, что на деле не совсем так. Причина таких действий понятна. Аудитория, которая будет руководствоваться такой информацией тоже известна. Это обычные люди, далекие от IT, но вынужденные (или желающие) работать с компьютерами. Для этих людей подобная деятельность маркетологов будет основанием для необоснованного (а иногда и неверного) принятия решения. Если учесть, что рядовой пользователь (не обладающий необходимой технической подготовкой) ставит себе задачу минимизировать денежные затраты по критерию разумной достаточности (другими словами не хочет переплачивать за неиспользуемые функции), будет руководствоваться информацией с рекламного плаката (с упаковки), он будет просто обманут. И в этом случае придется признать, что обманывает его не продавец-консультант (который тоже слабо подготовлен технически, зато наизусть знает рекламные слоганы, относящиеся к товару), хотя его материальную заинтересованность в продаже наиболее дорогого товара не скрывает даже он сам. Главный обманщик в этом случае именно маркетолог, разработавший такую стратегию повышения продаж.
При всем при том обвинять маркетолога в обмане (имея ввиду юридическую сторону обсуждаемой темы) не совсем корректно. Ведь к каждому изделию (тем более технически сложному) прилагается инструкция на русском языке в которой все технические характеристики изделия присутствуют. И г-н Боня так прямо об этом и пишет. Мол никакие мы не обманщики. Мы только формируем спрос и способствуем увеличению продаж. Чем выше продажи тем штука товара дешевле… А дальше: смотри инструкцию, анализируй технические характеристики, минимизируй расходы (по своим, только тебе известным критериям) и покупай то, что тебе нужно..!
И все это правильно но… с некоторых пор покупателями готовых компьютеров и комплектующих к ним (в подавляющем большинстве) являются обычные люди (кто они см. выше)! Видимо нет необходимости, но я повторюсь, для этой категории потребителей «Руководство пользователя» является чем-то вроде китайской грамоты. А вот об этом г-ну Боне и его соратникам известно очень хорошо!
Таким образом выходит, что обязанностью профессионального маркетолога, кроме всего прочего, является скрывать (подменять) основные (функциональные) свойства товара от целевой аудитории, не сообщать всей информации о товаре, а иногда просто обманывать. Вот такая отрицательная сторона данного вида деятельности. <…> На вопрос хорошо или плохо «впаривать юзеру клевую фичу», технари отвечают – плохо! И более того, подают пример здравого подхода к выбору необходимых для конкретных целей устройства. Откройте г-н Боня UP #38 от 24.09.2007г., прочтите статью «Услаждающие взор, или Выбор игромана» и Вам все станет ясно. Хочет пользователь получить исчерпывающий ответ на вопрос почему (в смысле вникнуть в технические характеристики) – читай статью внимательно от начала до конца. Нет желания морочить голову – в конце есть готовые рекомендации за которые ручается автор. Да, в журнале присутствует классическая реклама, изготовленная по всем правилам маркетологии. Ничего не поделаешь, журнал – это комерческий проект, который должен приносить прибыль (авторам нужно кушать… и не только). Однако заслуги редакции по просвещению обычных людей в вопросах компьютерный технологий, думаю перекрывают негатив, связанный с зарабатыванием денег. Тем более, что советы на страницах журнала даются обоснованные и зачастую противоречащие рекламным слоганам. Молодцы ребята! В этом направлении так держать!
Ну и вы, господа маркетологи, тоже не хворайте. Вообще есть хорошая поговорка о том, что военная хитрость и предательство – не одно и тоже. Но разумеется это не про вас.
Удачи господин Боня. Вы же понимаете, ничего личного… просто… такая уж у Вас профессия.

Сергей Дмитрук

Здравствуйте, Сергей!
Спасибо вам за позитивную оценку нашей работы. Будем стараться и дальше. В вашем письме мне особенно хочется отметить термин «явление сегодняшней действительности». Он очень точен. То, что мы обсуждаем, является не виной конкретных людей, а именно следствием сегодняшней действительности – функционирующей в обществе экономической модели, поощряющей повальную неспособность к самостоятельному мышлению. Тут мы шагаем далеко за рамки обсуждаемой темы и вплотную подходим к вопросам философским, обсуждать которые, к сожалению, надо уже в рамках какого-то общественно-политического проекта. Так что выражусь кратко. Мы против оболванивания, но болваны, как ни печально, приносят бизнесу существенно больше прибыли и требуют минимальных усилий для «окучивания». Поэтому борьба наша подобна битве с ветряными мельницами и обречена на провал (грустный смайл). UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?