17 лет назад 1 ноября 2006 в 13:13 660

Изменение отношения общественности к интернету началось уже достаточно давно — наверное, года полтора назад. Здесь под словом «общественность» я подразумеваю те слои населения нашей страны, которые по тем или иным причинам непосредственно с Сетью не связаны.

Про общественные слои и интернет

Удивительно то, что, как правило, официальная точка зрения околорунетовских кругов, изначально порожденная мнением сетевой и околосетевой общественности в процессе своей «официализации», зачастую приобретает обратное значение. К примеру, перед обвалом интернет-экономики, который мы наблюдали еще совсем недавно, месяцев этак за пять в кругах так называемых продвинутых пользователей царили довольно скептические настроения относительно доткомов (коллеги-журналисты в тот период были нарасхват у сетевых проектов, но это уже была агония), но все, что спускалось сверху в виде статистических расчетов и прогнозов, носило настолько оптимистический характер, что уши закладывало.

Собственно говоря, у многих и заложило окончательно — как мы помним, до самого последнего момента, когда уже ну всем стало ясно, что просто так деньги из интернета достать не получается и что придется придумывать способы их зарабатывания, попутно спустив существенную часть инвестиций в песок, инвесторы все равно как оглашенные продолжали вкладывать деньги в, как это было модно тогда говорить, «цифру». Чем вся эта трогательная история кончилась, помнят, я полагаю, все.

А сейчас ситуация складывается по сценарию с точностью до наоборот: интернет-магазины вроде бы начали выходить на неплохую окупаемость, опять появляются многочисленные порталы, правда, в отличие от своих коллег предыдущей волны, на этот раз они снабжены бизнес-планами, онлайновые услуги по продаже информации развиваются довольно бурными темпами, появилось совершенно поразительное явление под названием «интернет-сообщества, готовые платить деньги за поддержание себя в активном состоянии» (см. врезку), то есть ситуация, судя по всему, далеко не критическая.

В широких слоях населения распространяются кредитные карточки, появились и приобрели более или менее осмысленные очертания альтернативные сетевые платежные системы, призванные дать возможность каждому, кто не обладает такой ценной вещью, как кредитка, все-таки потратить свои кровные в интернете, общий уровень доходов населения вроде бы растет…

Так почему тогда победные сообщения Yandex, который после нескольких лет усилий таки вышел на самоокупаемость, и довольные лица владельцев интернет-магазинов обязательно соседствуют с комментарием какого-либо меланхоличного эксперта, который утверждает, что если раньше бизнес в Сети был неоправданным, потому что был неоправданным, а сейчас он неоправдан, потому что конкуренция со стороны онлайновых представительств оффлайновых организаций делает нерентабельным практически любое начинание в Сети.

Самое смешное в том, что сейчас все эти хитрые телекоммуникационные технологии наконец доразвивались до такого состояния, когда они могут понравиться конечному пользователю, тому самому, ради которого все это и затевалось. Только на продажах мелодий для сотовых телефонов уже заработалось более 70 миллионов долларов, а меж тем этот рынок является уж и вовсе побочным.

Довольно долго в Сети была жива идея насчет того, что любой сетевой проект должен окупаться за счет рекламы. Безусловно, есть проекты, способные на такой подвиг, но их немного, так как окупаемость за счет рекламы может быть достигнута только в том случае, если ресурс очень хорошо посещается. А если у ресурса узкая аудитория, которая не в состоянии обеспечить нужного количества показа баннеров по полтора килограмма картошки за тысячу, что тогда делать?

Ответ довольно прост — надо продавать не только рекламные площадки, но и информацию самим потребителям. Другой вопрос, что это должна быть какая-то хитрая информация, во-первых, а во-вторых, не совсем ясно, как именно найти на просторах интернета именно тех людей, которым она нужна?

К примеру, есть уже многократно воспетый всеми, включая акционеров, портал РБК, который помимо всего прочего зарабатывает на оперативном предоставлении заинтересованным людям финансовой информации. Дело хорошее, но, к сожалению, людей, которые готовы за нее платить в долларах, не очень много, то есть на всех совершенно точно не хватит. Но это же только одна целевая аудитория, а всего их может быть бессчетное количество…

На данный момент между Рунетом и деньгами пользователей Сети стоят два препятствия, вернее, два с половиной. Во-первых, надо еще хотя бы на порядок упросить процессы оплаты услуг в Сети. Интернет-карточки продаются в Москве и Питере уже на каждом углу, например, в ночных ларьках с пивом, что прекрасно. Так почему там еще не продаются карточки какой-нибудь онлайновой платежной системы? Я вас уверяю, что как только проблема оплаты чего-либо, заинтересовавшего человека в Сети, сведется к необходимости купить карточку в булочной, платить начнут многие и с удовольствием.

Проблема вторая — пока зачастую платить не за что. К примеру, мне еще ни разу не попадался в Сети сервис, за который мне хотелось бы заплатить деньги, потому как то, что попадалось, мне либо не нужно, либо я могу найти все то же самое бесплатно. Интернет-то большой.

Да и расценки на нематериальные товары, которые в настоящий момент можно купить в Сети, мне кажутся несколько оптимистичными. Ну не найдется у нас пока в стране достаточного количества людей, готовых платить по 15 долларов в месяц ради доступа к интересным, познавательным и полезным ресурсам просто потому, что народ у нас в массе своей небогатый. А вот если подобную услугу предложить гражданам не по пятнадцать долларов а по три в месяц, и при этом еще обеспечить гражданам возможность с удобством оплатить понравившуюся им услугу, вот тут дело может и пойти.

Проблема под кодовым названием «два с половиной» — это провайдеры. Как вы понимаете, провайдеры в течение длительного времени были едва ли не единственными конторами, которые успешно и постоянно зарабатывали деньги на конечных пользователях, просто предоставляя им доступ в Сеть.

Вполне естественно, что в тот момент, когда хоть какие-то деньги начали появляться у контент-провайдеров, то есть у тех, кто зарабатывает деньги именно на предоставлении информации, техническим провайдерам захотелось получить кусочек.

Мотивация у них простая и, с точки зрения бизнес-этики, практически бесспорная: «Мы даем возможность вашим потребителям попасть к вам на ресурс и заплатить вам денег, поэтому давайте вы будете платить нам некую несущественную часть денег с каждого пользователя, а мы постараемся увеличить вашу посещаемость и, как следствие, потенциальную целевую аудиторию».

На первый взгляд предложение неплохое, потому как лучше заработать меньше денег, чем не заработать ничего, но новизна подобного подхода отпугнула договаривающиеся стороны, и эта, на мой взгляд, вполне перспективная идея была заброшена до лучших времен. Правда, некоторые провайдеры начали создание собственных подразделений, пытающихся продавать уже контент, пользуясь собственными техническими возможностями, но пока в этом не сильно преуспели.

В общем, проблем куча, а решить их можно одним не шибко простым, но все же способом, а именно: использовать неформальные средства привлечения денег потребителей. Лучшее из существующих на данный момент — это организация интернет-сообществ. Сеть хороша тем, что в ней с помощью минимального количества времени и денег при желании можно донести до людей то, что тебе хочется.

Способов много, не все из них одобряются «сетевой моралью» (к примеру, Центр Американского Английского за последние месяца полтора не пнул только ленивый, и за дело — он действительно уже задрал своим спамом), но главное они есть. Причем если продавать просто доступ к той или иной информации, то результат совершенно не гарантирован, а вот если продавать нечто, что имеет особую ценность для данного конкретного сетевого сообщества…

Впрочем, для начала такое сообщество надо создать. И их будут создавать. Сначала, как сейчас, на интуитивном уровне, потом, когда накопится критическая масса общепринятых ошибок, появятся некие официальные правила по формированию подобного рода объединений. И ситуация в точности повторит ту, что мы наблюдали некоторое время назад с финансовыми пирамидами, с той лишь разницей, что, по большому счету, никто никого на деньги кидать не будет.

Представители таких сообществ разделятся на меньшинство, которое будет зарабатывать деньги на большинстве, и большинство, которое будет их платить. Все получат все, что хотят, все будут довольны.
Главное не пропустить тот момент, когда эти самые меньшинства только начинают формироваться. А момент такой уже наступил. Какие есть идеи?

Интернет-сообщества

 

Нельзя сказать, что эти самые сообщества возникли вчера или позавчера, нет, у них довольно длинная история, которая началась еще с чата «Кроватка» и рассылок на «Городском Коте».

Интернет-сообщество — это группа пользователей Сети, которую объединяет некий общий интерес, как правило, совершенно непонятный не пользователям Сети и не всегда разделяемый другими же пользователями.

В течение длительного времени описываемые сообщества существовали тихо, и про них люди, не связанные с Сетью, вспоминали лишь изредка — например, после расстрельной статьи в одной желтой газете, в которой описывалась уникальная зависимость между увлечением людей чатами и импотенцией (собственными глазами это чудо наблюдал, правда давно).

Ситуация начала меняться после того, как в Сеть пришли деньги, большая часть их рассосалась по понятным простому инвестору проектам, идеи и команды начали довольно быстро заканчиваться, но тут кто-то догадался попытаться поставить сетевые сообщества на коммерческую основу.

 

Идем дальше

 

Получилось, надо сказать, не сразу, но народ проявил упорство, и, наконец, процесс пошел.

К настоящему моменту можно с ходу назвать несколько сообществ, которые приносят реальные деньги потому, что люди не просто хотят общаться между собой, как это можно делать, например, в аське, но хотят общаться именно там и именно так, как им предложили создатели того или иного социума (к примеру, LiveJournal и около десятка его наиболее известных клонов).

Люди готовы платить деньги за навязанные им потребности и при этом чувствуют себя молодцами.

Любимый мой пример — это, безусловно, Бойцовский Клуб http://www.combats.ru/.

Силами нескольких человек удалось создать ролевую игру такой притягательности и азартности, что люди готовы платить сотни и даже тысячи долларов не за доступ к игре — он-то как раз бесплатный, а за оружие (то есть небольшие изображения чего-то с некоторыми заданными внутреигровыми характеристиками), с помощью которого можно одерживать виртуальные победы над реальным соперником.

Инвестиций изначально в этот проект было вложено немного, а сейчас оружие, которое можно купить только за реальные деньги, есть у некоторых игроков БК — процентов так у пяти. А всего игроков, по некоторым данным, набралось уже более трехсот тысяч человек.

Делаем подсчет и понимаем, что на «гифах» с изображением мечей порой можно заработать больше, чем на настоящих мечах. Надо только создать потребность в них…

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?