11 лет назад 26 сентября 2013 в 22:06 2600

Компьютер без дискретной видеокарты – только печатная машинка? «Нет» — Говорит компания AMD и выкатывает на суд уважаемой общественности уже третье поколение гибридных процессоров (они же APU, Accelerated Processing Unit). И как же рынок на все это реагирует?

Первые ласточки линейки Llano, особого успеха не имели по двум причинам. Во-первых, встроенное графическое ядро отставало на поколение (а с выходом семитысячной линейки – на два) от дискретной графики. Процессорные ядра, в свою очередь, по производительности выросли относительно Athlon II X4, но прирост этот был очень невелик, потому что отличия от тех же атлонов были невелики.

Второе поколение должно быть априори шустрее первого, и показывать значительный прирост всякого рода производительности, иначе годная идея из-за кривого воплощения в железе могла просто заглохнуть, так до конца и не раскрывшись. Тем более что Intel уже вовсю осваивала интегрированную в процессор графику, и на её стороне были такие козыри, как более тонкий техпроцесс и более совершенная (с точки зрения производительности) архитектура процессорных ядер.

И оно получилось куда более удачным по сравнению с предшественниками. Trinity, хотя и производилась по тому же 32-нм техпроцессу, благодаря применению ядер Piledriver и значительного подъема тактовой частоты хорошо себя показала на рынке, а разумная ценовая политика обеспечила ему продажи. Правда, пользователи было взвились смене сокетов – на смену FM1, под который разрабатывались APU 3000 серии, пришел FM2, — но AMD поспешила заверить в продолжительной жизни нового процессорного разъема, и вроде как все успокоилось.

Теперь на моем столе лежит A10-6800К, топовый четырехядерный процессор новой, анонсированной во втором квартале 2013 года линейки под названием Richland. Отличий Richland от Trinity меньше, чем Trinity от Llano. Фактически, Richland является полностью допиленным Trinity: то же ядро, тот же техпроцесс, тот же сокет. У меня тестовый образец заработал в матплате ASUS F2A85-V Pro без обновления BIOS.

Снова возросли тактовые частоты (правило «не можешь отбиться по архитектуре – отбейся по частоте» никто не отменял), но при этом разработчики умудрились не только сохранить энергопотребление процессора в рамках прежних «тепловых пакетов», но и сделать их более холодными при отсутствии нагрузки. Так, 6800К укладывается в стоваттный рубеж, при своих-то 32 нм (уж который год!) и 4,1 ГГц тактовой частоты.

Вообще, насколько я понял, TDP одна из главных причин выноса частоты 4,4 ГГц в турбо-зону. То есть работают на ней процессорные ядра только тогда, когда малая нагрузка на графический процессор (и, как следствие, снижение его аппетитов) позволяет им это сделать. С другой стороны, разлоченные модели APU разгоняются бодрее, чем их предшественники на ядре Trinity, что однозначно свидетельствует о проведенной работе над ошибками. Так, со средненьким воздушным кулером 6800K покоряет отметку в 4,7 ГГц, тогда как не всякий 5800K добирался до такой частоты без применения хорошей оверлокерской СО.

Графическое же ядро по-прежнему главенствует на рынке, уделывая встроенную в Ivy Bridge HD 4000 (не зря же ATi покупали!). в 6800К оно топовое среди «интеграшек», Radeon HD 8670D: 384 универсальных процессора, 48 текстурных блоков и восемь ROP. Фактически, эта видеокарта повторяет характеристики описанной в прошлом номере HD 7730, только разнятся архитектура (GCN у 7730 против VLIW у 8670D), тип памяти и частоты. Штатная частота работы GPU составляет 844 МГц, однако разгонными махинациями можно добиться стабильной работы на 1 ГГц.

В качестве видеопамяти по-прежнему выступает оперативка, которая спеками именно для этой модели процессора рекомендуется шустрая, DDR3-2133, тогда как остальным настольным моделям Richland предписано работать с DDR3-1866. Практика показала, что при разгоне видеоядра скорость RAM начинает хорошо так влиять на показатели. При замене DDR3-1600 на DDR3-2133 может обеспечить стабильные 15-20 % прироста fps в играх, что немало.

Кстати, об играх. На 6800K можно играть, особенно если довести частоту IGP до гигагерца. Так, в разрешении 1920 х 1080 играбельны абсолютно все современные игры на средних настройках графики и отключенным сглаживанием, лишь в особо тяжелых случаях с Crysis и Metro приходилось сбрасывать настройки на минимальные. Онлайновые развлечение и прочие нетребовательные к графической карте игры порой можно запускать на максимальных настройках и выставлять 4х анизотропную фильтрацию. Думаю, что для интегрированного видеоядра это хороший результат.

Производительность процессорной составляющей достаточна для выполнения абсолютно всех работ на ПК, начиная от печатания текста в документе и заканчивая обработкой фотографий. В целом, если принять во внимание возможность беспроблемной работы на частотах выше 4,5 ГГц, то 6800K можно назвать одним из самых производительных процессоров AMD в пересчете на ядро.

Но главным козырем все же остается цена. A10-6800K реально приобрести за 4600 рублей, что очень недорого для четырехядерного процессора с нормальным видеоядром, способным без особых проблем выдать 25 кадров в современных играх и также поучаствовать в обсчете всего, что использует OpenCL. Прибавьте к этому возможность беспроблемного разгона как графической, так и процессорной части, и получится очень привлекательный продукт для тех, кому ПК нужен по большей части работать и смотреть видео, периодически поигрывая в современные игры.

Устройство: Процессор AMD A10-6800K
Цена: 4600 рублей
Разъем: Socket FM2
TDP: 100 Вт
Количество процессорных ядер: 4
Тактовая частота (номинальная) СPU: 4100 МГц
Тактовая частота GPU: 844 МГц
Напряжение питания: 0,8…1,47 В
Подробности: http://www.amd.com

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?