Site icon Upgrade

Псевдомодники и псевдоинтеллектуалы

Движение хипстеров шагает по миру и уже до нашей страны добралось. Если почитать статьи и заметки на просторах глобальной сети, может сложиться негативный образ этого явления. Чтобы разобраться, мы подготовили статью в первоапрельский номер.

Очень часто что-то стоящее и настоящее при попытке растиражировать или перенести в массы теряет свою привлекательность, а порой даже становится отвратительным. Хотел бы я посмотреть в глаза человеку, которому пришло в голову распространить «творческий образ существования». Он себе это вообще как представлял? Раздать всем фотоаппараты, грифельные карандаши, ноутбуки – и всё, поголовно расплодятся фотографы, художники, дизайнеры, поэты-писатели и бог весть кто еще?

Судя по состоянию дел в настоящее время, если ничего подобного и не планировалось, то произошло и уже неизбежно имеет место. Только если снабдить соответствующими аксессуарами огромное количество людей еще можно, как-никак век потребительства на дворе, то вот превращение их в творцов как-то не получилось, зато вылилось это в движение хипстеров.

Помимо всего прочего, представители этой субкультуры известны склонностью к обладанию самыми модными и современными техническими новшествами. Стало быть, возьмем среднестатистического хипстера рассмотрим содержащиеся в его арсенале технические средства, гаджеты и аксессуары. Мы как-никак журнал технической направленности (смайл).

«Ноутбук мне нужен, чтобы быть собой». Без компьютера сейчас вообще никак, а уж продвинутому молодому человеку что и говорить. Но если ты хипстер, то у тебя нет выбора – Apple MacBook. Не нужно спрашивать, почему именно эта фирма и эта модель, – просто это модно и красиво.

Яблоко на крышке ни в коем случае заклеивать нельзя – потому что если его будет не видно, то какой смысл тратить кучу денег. И неважно, что на всем компьютере не стоит ни одного стороннего или хоть мало-мальски полезного приложения и вся функциональность этой довольно дорогой игрушки сводится к проверке сообщений в многочисленных социальных сетях, написанию постов в твиттер и… кажется все.

Не всегда сподручно таскать с собой очень красивый «Макбук», хипстеру в дороге нужно что-то более мобильное. И здесь компания Apple выручает замечательным планшетом iPad 2, а в скором времени и третье поколение данных девайсов заполонит модные кафешки и «темные места». Удобства известного планшета описывать не имеет смысла, все и так знают, что это хорошо и модно, а еще на нем, помимо посещения тех же соцсетей, можно в игры играть или читать «правильные» сайты, на которых уже подробно написали, где и что нужно купить.

Телефон? Странный даже вопрос – конечно, iPhone, желательно последний, но если нет денег, то сгодится и 3GS. И опять использование возможностей аппарата на минимальном уровне, главное – чтобы чехол был хипстерским.

Получается, берем произвольного человека, навешиваем на него набор техники от «яблочной» конторы – и вышел хипстер? К сожалению, не все так просто. Про одежду и аксессуары вроде очков, браслетиков и шляпок я распространяться не буду, а вот про наушники и фотоаппараты расскажу. Так уж повелось, что настоящий хипстер обязательно фотограф. Это почти аксиома, и корни ее уходят так глубоко, что искать их не имеет никакого смысла. А как показала практика, может статься так, что смысла никакого там и не найдется вовсе.

Стало быть, нужен фотоаппарат, да не простой, а специальный. Жаль, мы наглухо цифровой журнал, а то бы я вам рассказал, чем настоящий широкоформатный фотоаппарат отличается от ненастоящего. Лучше, конечно, чтобы это был аппарат имени Holga, и истинные хипстеры именно его и таскают, покупая пленку и заставляя мир восторгаться своими фотошедеврами. Но догадливые производители железа подсуетились и нашли компромисс.

Fujifilm FinePix X100 выглядит точь-в-точь как аналоговый фотик, и прохожие даже не догадаются, что хипстер фотографирует на цифровик. Хотя стоит это удовольствие совсем не дешево, но где-то я читал, что хипстеры являются представителями небедной молодежи, стало быть, с деньгами проблем быть не должно. Что-то не по канону? Тогда вы не можете называться хипстером, и точка.

Джаз ушел из андеграунда в разряд классики, теперь хипстеры слушают инди, ню-рейв, вонки, дабстеп и еще много чего. Тут есть масса тонкостей: желательно, чтобы музыка была вообще никому не известной и группу, создавшую альбом, окружала какая-нибудь история в духе революции и эксклюзива. Для нас не очень важно, что за музыка будет услаждать слух нашего хипстера, важнее, каким образом она будет попадать в уши.

Путей здесь не так много – в условиях города это, скорее всего, наушники. Но если уж из шнурков и бусиков сделали фетиш, то купить простые наушники невозможно ни в коем случае. Это стремление активно поддерживается производителями, выпущена огромная куча девайсов «под ретро», которые выглядят так, что не стыдно надеть на голову даже самому топовому хипстеру. Marshall Major смотрятся и звучат очень правильно, но, опять же, стоят дорого, лучше купить что-то более кричащее, – вот если бы еще на чашке британский флаг был, так это было бы вообще сказкой (кстати, есть и такие в продаже, только придется тоже поискать).

Что еще может найтись в сумке хипстера? Помимо молескина или скетч-бука, которые при всей их эксклюзивности в формат нашего издания не попадают, можно там обнаружить, например, электронную трубку. Представьте себе, грамотная борода в сочетании с шарфом и трубкой. Круто? Вот и субкультура так считает, поэтому, увидев молодого парня или даже девушку с трубкой, не стоит удивляться. Высокие технологии просочились во все сферы жизни.

Но если, к примеру, куртка с зарядным устройством на солнечных батареях данных молодых людей не интересует, потому что это не очень красиво и непонятно с первого взгляда, где сказать «вау», то одежда со светодиодами – это другое дело: простую футболку с абстрактным и очень концептуальным принтом себе может купить кто угодно и уже где попало. Каково же будет удивление, если на вашей спине переливается эквалайзер или подмигивает часами лондонский Тауэр. Вот это по-хипстерски (надо будет попросить «железного» редактора, чтобы смастерил что-нибудь подобное).

Признаюсь честно: начиная писать статью, я уже имел кое-какие сведения и мое отношение к данному явлению было почти сформировано. Но предвзятым стоит быть в меру. Безусловно, форма без содержания – это не есть хорошо. Ругать всегда проще, чем попытаться оправдать, – я изо всех сил старался не делать ни то ни другое.

Другая точка зрения, которая идет от самих хипстеров, отличается от той, которая высказана в этой статье. «Сегодняшние хипстеры через 10-20 лет станут топ-менеджерами, известными журналистами, архитекторами, музыкантами и прочими не последними людьми в этой… в нашей стране». Такие вот амбиции и ожидания, их не научить ненавидеть Запад, они не слушают попсу, они чуть ли не интеллектуальная оппозиция всему и вся. Современная реинкарнация хиппи, только высокоинтеллектуальная, творческая.

Не согласные с тем, что пытается навязать правительство и центральные телеканалы, хотя с успехом потребляющие то, что транслируется «со стороны». Все в порядке, идея и посыл в наличии, но становится грустно, перечитывая все те тысячи слов, которые я перелопатил, пытаясь найти глубокую суть и содержание. Возможно, я чересчур критично и всерьез отнесся к молодежному движению, подростки просто играют в это, как в предыдущие годы следовали другим субкультурам, но такой уж я человек, хотя, надеюсь, после этой статьи меня отпустит.

В редакции журнала UPgrade работает много разного народу, а бывает в гостях еще больше. Возраст, пол, вероисповедание не имеют особого значения, учитывая, что у человека есть мозг, способность анализировать, – такому человеку будут рады, выслушают, может, даже в ряды авторов позовут.

Еще очень хорошо, когда у человека руки из правильного места растут, любопытство имеется – вообще супер. Один вот музыку всерьез пишет, другой сваркой владеет мастерски, третий модели самолетов делает из упаковок компьютерного железа. А тексты какие… да что я вам рассказываю. Выходит, что все – самые что ни на есть творческие личности, журналисты, музыканты, дизайнеры и прочее. Только почему-то не хипстеры совсем. Может быть, потому, что возраст не тот? Или есть наполнение? UP

Истоки хипстерства
Принято считать, что термин «hipster» (от «to be hip» – «быть в теме») появился еще в далеких 1940-х годах. Тогда быть хипстером означало плыть против течения, «джазовый вызов обществу и порядкам». Они не были бунтарями, а учитывая сложную послевоенную обстановку тех времен, можно сказать, что это было и не нужно вовсе. Творчество, искусство, литература, стиль одежды как дресс-код объединяли этих молодых людей в единую общность.

То, что мы можем наблюдать на улицах городов в данный момент, в большинстве своем слепое подражание. Просто стало модным носить узкие джинсы, винтажную одежду и аксессуары. Никто не подражает содержанию, это противоречит самому понятию, а вот скопировать форму с переменным успехом удается многим.

Для наличия хотя бы иллюзии содержания есть большое количество «авторитетных» для хипстеров изданий, по «звездочкам» в которых основная масса движения понимает, на какие культурные мероприятия и события стоит обратить свое внимание.

Я лично не считаю, что резонанс, который намечается в средствах массовой информации по этому поводу, уместен – такие всплески постоянно сменяют один другой. Мне лично хипстеры больше импонируют, чем те же эмо или гламурные парни и девушки.

Настоящие художники и фотографы или журналисты не придают никакого значения тому, как они выглядят, а если интересуются какими-то выставками или фестивалями, то исключительно в своих корыстных или не очень целях. А хипстеры изо всех сил стараются выглядеть как творческие личности – вот такой вот парадокс нашего времени. Да, встречаются «тру хипстеры», в которых форма и содержание гармонично сочетаются, но это скорее исключение, чем правило, а жаль.

Exit mobile version