24 года назад 4 февраля 2000 в 20:00 12512

Давайте честно взглянем правде в глаза: есть ли будущее у портативных MP3–плееров? И если есть, то какое оно?
После первых восторгов по поводу самого факта, что MP3 файлы можно слушать не на громоздком компьютере, а при помощи маленького, размером с сигаретную пачку устройства, наступило легкое похмелье. Слушать–то можно, и даже не с самым плохим качеством, но вот памяти плеера хватает от силы на час, да и то в самых продвинутых и дорогих моделях. Так что иначе, чем дорогой игрушкой сегодняшний МРЗ–плеер не назовешь.

С другом стороны, формат MP3 завоевывает все большую и большую популярность, грозя вытеснить вообще все остальные форматы звукозаписи, и с этим что-то надо делать. Легкий и быстрый доступ посредством интернета к музыкальным новинкам (впрочем, и к «старинкам» тоже) — в большинстве случаев бесплатный — и катастрофическое удешевление удельного мегабайта на винчестере предполагают мобильность музыки, а значит нужны дешевые, но качественные устройства, проигрывающие МРЗ, и существующие МРЗ плейеры с флэш–памятью в качестве носителя информации на эту роль мало подходят. Почему? — удивитесь, а может и даже возмутитесь вы. Давайте посмотрим почему.
Ниже приведены фрагменты переписки с Юлией Соколовой, менеджером компании «ВоД» (www.ved.ru) эксклюзивного поставщика портативных MP3–плееров Daewoo MPIO. наиболее прогрессивных (c моей точки зрения) плееров, продающихся у нас в стране на настоящий момент. Тема переписки — как раз будущее МРЗ плееров, и в ней затрагиваются мысли, которые обычно не обсуждаются в журнальных статьях. Не то, чтобы это были какие–то коммерческие или военные тайны — нет. Скорее, это просто не приходит в голову, когда описываешь очередной плеер и его навороты. Впрочем, перейдем к делу.

UPgrade: Итак, о преимуществах МРЗ–плееров сказано уже предостаточно, поговорим лучше о недостатках. Вот, например, Daewoo MPIO. Интерфейс у него медленный, памяти — на полчаса, диктофон встроенный тоже не супер… А цена? По-вашему, нормально, что плеер стоит 200 долларов?

Юлия Соколова: Что касается недостатков — мы тоже обратили на них внимание, но так как это новый продукт и для Daewoo, то постепенно они их исправляют. Пока это касается подключения через LPT и диктофона. После первой крупной поставки они выслали программу, с помощью которой записанные на диктофон файлы стало возможно воспроизводить на компьютере. Мы разместили её на нашем сервере, и её можно бесплатно скачать. Обещают, что эта программа будет на дисках с программным обеспечением в следующей партии. Ну и следующая модель Daewoo MPIO будет уже с интерфейсом USB.
Память… Тип памяти, на наш взгляд, как раз и дает абсолютное преимущество MPIO — низкие энергопотребление, полная нечувствительность к тряске, маленький размер носителя — примерно половина пластиковой карточки… Количество, конечно, — чем больше, тем лучше, но на каждые 32 Мб поместится около 32 мин. любимой музыки. Изюминка в том, что, приобретая обычный компакт–диск, покупатель, как правило, получает к 3–4 песням, которые он хочет слушать, 10–15 «в нагрузку». Не знаю как вы, а я с каждого своего музыкального диска обычно слушаю именно 3–4 песни. В случае с MP3 я записываю только то, что мне нравится, как на кассету, но с CD–качеством воспроизведения.

UP: А как же быть с тем мнением, что музыканты, авторы альбомов не просто забивают музыкальное пространство между хитами каким–то никому не нужным мусором? Это ведь творческий и очень мучительный процесс, в результате которого из трех десятков песен остается всего 7–9. И эти песни оказываются там совсем не случайно, и не в случайном порядке. Альбом в этом смысле представляет собой законченное произведение: как три акта спектакля, как серия картин в галерее, как многотомное литературное произведение. Альбом — это не сборник песен, и от сборника (Greatest Hits, The Best и так далее) отличается так же, как МРЗ–плеер Daewoo MPIO от магнитофона Днепр. Слушать одни только сборники — это всё равно, что питаться одним шоколадом. И в этом смысле МРЗ-плеер как раз неудобен и даже вреден для здоровья. Впрочем, это момент идеологический, поэтому слишком заострять на нем внимание не стоит. Просто давайте не будем забывать, что такая проблема тоже есть.

ЮС: Н–да. Видимо я всё–таки не меломанка 🙂 Хорошо, перейдем к вопросу о цене. Как и любая полупроводниковая вещь, флэш–память дешевеет просто стремительно, показателем чего может являться разброс розничных цен у разных продавцов. А приход устройств с этой памятью на массовый рынок, я думаю, ещё больше подхлестнет скорость снижения цен.

UP: Как раз стоимость флеш–памяти, которая не хочет снижаться и в ближайшее время, похоже, будет оставаться на том же уровне, и служит основным сдерживающим фактором в распространении как цифровых фотоаппаратов, так и устройств, подобных MPIO. Поэтому и придумывают плейеры на миниатюрных жестких дисках, на CD–ROM, дисководах Clik! и т.д.

ЮС: Все это, конечно, верно, но мне кажется, что использование других носителей информации имеет смыл все–таки только в устройствах, подключенных к мощному источнику питания (автомагнитолы, стационарные комплексы…) И, кроме того, там ведь используются специализированные HDD, CD–ROM — в том смысле специализированные, что они не должны быть подвержены тряске, или в само устройство придется встраивать достаточно дорогой блок, как это делается в автомобильных CD–чейнджерах и «дискмэнах», и в результате стоимость будет такой же высокой. Падение цен на флэш–память представляется мне неизбежным. Когда в игру вступают монстры типа Samsung и LG, это значит, что стоимости будет снижаться — может и не так быстро как на HDD, но все–таки год назад микросхем флэш–памяти емкостью 3 Мб не было вообще, а 8–мегабайтная стоила столько же, сколько сейчас 32.

UP: это так, и, вероятно, через год 128 Мб флэш–памяти будут стоить столько, сколько сегодня 32 Мб, но и требования к устройствам также повысятся. Сегодня стандартом МРЗ считается 128 кб/с. но это совсем не качество CD! Если оцифровывать аудио с качеством, лишь приближенным к CD–Audio, а это никак не меньше 160 кб/с (стандарт, который постепенно вытесняет 128 кб/с), то на 128 Мб влезет всего около 90 мин — это одна стандартная аудиокассета, которая мало того, что неудобная, потому что на неё не вмещается два полноценных современных альбома (обычно 60–70 мин.), а для одного это слишком много, но и, вдобавок ко всему, 40 долларов — это тоже слишком высокая цена за такую «аудиокассету».

Поэтому я уверен, что флэш-память вряд ли будет широко (так же широко, как CD–диски) использоваться в качестве аудионосителя. Скорее всего, это будет что-то типа Clik!. Да, для дисков нужен отдельный привод, механизм помехоустойчивости, но насколько я вижу, в реальной жизни это перестало быть проблемой, даже в дешёвых компакт–диск–плеерах такой механизм присутствует и работет достаточно устойчиво. А потреблять энергии такой дисковод должен на порядок меньше, чем привод CD, и это приближается к потреблению флэш–памяти. При таком положении дел энергия будет в основном уходить на звукоусиление, как в сегодняшних FM-тюнерах.

ЮС: на мой взгляд, устройства, использующие механический привод, не имеют будущего в переносных устройствах. И это не только из-за энергопотребления, но и из–за технологической сложности изготовления прецизионной механики и ненадежности привода. Кроме того, в устройствах типа аудиоплеера существует еще одна планка — объем памяти, удобный и для пользователя, и поставщика аудио–контента. Я имею в виду вот что: 256 Мб, которые появятся в обиходе через пару лет, — это уже 10 часов музыки, а нужно ли на одной карте хранить больше? Соответственно, можно потратить больше усилий на снижение себестоимости какой–либо одной модели (128 или 256 или 512 Мб — какая станет наиболее массовой), а 512 Мб — это уже прямой конкурент CD.
UP: По–моему, вы что–то путаете. На 256 Мб войдет не 10, а около 5 часов музыки, если ещё записывать на 128 кб/с. А само существование чипа флэш–памяти объёмом в 512 Мб представляется в не слишком близком будущем. Всё намного проще — если можно обойтись малыми силами, никто не будет прилагать большие. Например, уже вышел портативным MP3–плеер, работающий на CD–ROM и понимающий обычные аудиодиски. Если он будет продаваться у нас не слишком задорого, я скорее куплю его. Флэш–память объемом и стоимостью с CD–ROM появится ещё ох как не скоро, если вообще когда–нибудь появится…

ЮС: Тут есть один нюанс. Требования к качеству аудиозаписи имеют верхнее ограничение, чисто биологическое! И даже тот же MPIO уже очень близко подобрался к этому ограничению.

UP: Ограничение? А почему же тогда, согласно новому стандарт DVD–Audio, звук будет писаться на частоте 178 кГц и с разрешением 90 бит? Это по теории — далеко за пределами чувствительности человеческого слуха. Но дело в том, что мы слышим гораздо больше звуков, чем можем измерить аппаратурой. И всё, что ограничивавши рамками 44 кГц и 16 бит, воспринимается нами, как некоторый дискомфорт и ненатуральность воспроизведения. Вспомните, как человек чувствует музыку на концерте — «грудью», она его бьет басами не в уши, а в тело. А пространственное восприятие? Думаете, человек всю жизнь будет довольствоваться стереозвучанием? Вы наверняка знаете о технологии A3D, где звук позиционируется по всем трем измерениям. В самом недалеком будущем, я уверен, музыкальные альбомы будут записываться по схожим технологиям. Это же мечта любого музыканта и любого меломана!

ЮС: Всё это, конечно, верно и правильно. Но мы говорим о персональных переносных устройствах! Естественно, я согласна, что в стационарных устройствах (а именно такими являются те комплексы, на которых можно будет слушать музыку грудью — хотя бы из–за акустики) использование в качестве носителя флэш–памяти не является разумным, но мне кажется, что массовому потребителю персональных носимых аудиоустройств 44 кГц и 16 бит будет более чем достаточно еще очень долгое время — прогресс в области акустики гораздо медленнее, и я пока ничего не слышала о персональных акустических системах, способных воспроизвести больше.

Up: Дело не в этом, я имел в виду как раз биологические способности организма, о которых вы говорили. Я вовсе не призываю использовать стандарт DVD–Audio в переносных устройствах, но лишь хочу заметить, что со временем понятия о качественной музыке меняются в сторону большей требовательности.

ЮС: …Кроме всего прочего, покупая компакт–диск, человек платит еще и за авторские права, а flash–память он покупает пустой.

UP: Ну, что касается авторских прав, то в нашей стране этот вопрос вообще не актуален. По крайней мере, сегодня.

ЮС: Я имена к виду не только авторские права, но и качество дисков. Дело в том, что при использовании MPIO вполне реально возрождение схемы 70–х годов, когда покупался один «авторский», хорошего качества диск и тиражировался всеми друзьями. Только теперь это можно делать без потери качества.

UP: Есть и обратная сторона медали. Компакт–диски стали популярнее аудиокассет не только из за качества, но и из-за того, что с ними не нужно возиться — переписывать, выставлять уровень записи, следить, хватает ли места на кассете и т.д. Вставил диск — и поехали. То же самое с флэш–памятью — песню нужно правильно оцифровать, либо скачать из интернета, либо переписать с пиратского диска — в общем, приложить какие–то усилия и затратить какое–то время. А для этого нужна изрядная доля энтузиазма, что не присуще массовому покупателю. Массовый покупатель хочет купить и послушать.

ЮС: А в чем проблема? Будет спрос — сразу появится и предложение. Предзаписанные флэш–карты и киоски, в которых на чистые флэшки можно будет записать музыку, причем, в отличие от аудиокассеты, скорость записи позволит клиенту дождаться конца процесса. С другой стороны, исчезает риск купить альбом, который не понравится. Диск при этом выбрасывается, а флэш — просто переписывается.

UP: Всё это сильно смахивает на кустарные ларьки звукозаписи в начале перестройки. Скорее всею, с развитием интернета музыка будет передаваться непосредственно на диски винчестеров или прямо на перезаписываемые CD–RW на компьютерах конечных пользователей — за определенную плату, конечно (а у нас, как всегда, на халяву).

И затем уже будет переноситься на флэшки или на другие мобильные носители (в случае с RW, как вы понимаете, всё проще — он сам является мобильным носителем). Если ларьки и будут, то автоматические, подключенные к интернету, как автоматы с кока-колой. Впрочем, пока это больше похоже на утопию…

Дискуссия, как видите, не окончена, и вы, уважаемые читатели, вполне можете принять в ней участие. А мы в свою очередь обязуемся её продолжить, если это покажется вам интересным, или же никогда больше о ней не вспоминать, если отзывы будут негативные.

P. S. А тем временем компания Creative анонсировала новое устройство — Nomad Jukebox. Этот 400–граммовый переносной МРЗ–плейер содержит в качестве носителя цифровой информации малогабаритный жесткий диск объемом 6 Гб, чего должно хватить на 100 часов звучания при 160 кб/с или на 50 часов при 320 кб/с (максимально возможная оцифровка MP3). Устройство поступит в продажу весной и в США будет продаваться по цене около $600.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?