13 лет назад 2 ноября 2006 в 18:28 692

Это классическая журнальная публикация (ее даже на факультетах журналистики порой отдельно изучают), в которой, как правило, редакция сообщает своим читателям о тех или иных изменениях в политике издания. Данная статья отличается от ей подобных лишь одним: мы просим всех вас об участии в происходящем.

Эдиториал Remo в прошлом номере стал следствием того, что мы последние полгода занимались подготовкой к очередному изменению структуры журнала и переработке его дизайна. По ходу дела мы провели в размышлениях сотни часов, прочитали несколько десятков тысяч писем и придумали полторы-две тысячи различных идей относительно того, что нам надо делать дальше, чтобы максимальному числу читателей была от этого польза.

Но мы столкнулись с проблемой, вернее, не мы столкнулись с проблемой, а старое ограничение вылезло на свет. Оказалось, что у нас нет системы оперативного (!) получения читательских мнений.
Нет, конечно же, система такая есть – ну, такая, как у всех, только с могучим трафиком. У нас три десятка почтовых ящиков, куда нам все время пишут, редакционные телефоны, по которым нам непрерывно звонят, и факс, по которому иногда такое приходит… В принципе, любой читатель имеет возможность донести до кого-то из нас свое мнение или пожелание.

Но вот что удивительно. Согласно данным рейтинговых агентств, один номер нашего журнала читает около 161 тыс. человек. По нашим впечатлениям, которые накопились за последние годы, численность активной части аудитории (то есть те читатели, которые пишут нам длиннющие письма, или присылают шестистраничные факсы, или беседуют по сорок минут с Мазуром по телефону) не превышает 5-10 тыс. человек. То есть о том, как оценивают нашу деятельность остальные читатели, мы можем только догадываться (хотя, судя по динамике роста тиража за последние пять лет, в общих чертах мы все понимаем правильно).

Причем даже понятно, почему так происходит. В нашей редакции читают множество различных журналов, от Game.Exe и “Профиля” до “Страны игр” и The Economist, но в эти журналы мы писем не пишем, и не потому, что считаем это ненужным (мы же не слабоумные, мы понимаем: не будь писем наших читателей, мы бы мотивацию утратили за полгода), а потому, что обычно сил на такие изыски нет совсем. Свой бы журнал сделать как следует, а коллеги… ну, как-нибудь справятся. Наверняка у них есть свои активные читатели, которые дают им советы.

Но для нас отсутствие релевантного и – по возможности – поддающегося оперативной статистической оценке отклика аудитории серьезно сокращает возможности развития. Онлайновым изданиям проще: у них есть статистика посещаемости и прочие сведения об аудитории, пользуясь которыми они корректируют свою деятельность. А мы знаем только о пяти процентах пожеланий (но и то хлеб: большинству изданий писем приходит меньше, насколько я знаю), а хотелось бы тоже, как администраторам сайтов, знать… ну, если не все, то больше, чем сейчас.

Причем всевозможные голосования на сайтах журнала тоже эффекта не дают, потому как аудитория нашего сетевого представительства во много десятков раз меньше аудитории журнала, и это правильно, потому что мы журнал, а не сайт и сайтом быть не хотим, есть и без нас хорошие, тем более что нам интересно именно печатный журнал делать.

Так вот. Мы сломали мозг, пытаясь придумать, как сделать оффлайновый журнал онлайновым. Идея “Давайте станем сайтом” была отвергнута с негодованием, так как все в редакции знают анекдот о мудром филине и мышках (см. эпиграф). Смысл UPgrade в том, что он бумажный и в электронном виде таким, каким мы его знаем, не получился бы. Вернее, получился бы (наша бригада при необходимости даже на глиняных табличках и березовой коре способна делать еженедельник), но по-другому прикольным, не таким, каким вы видите его сегодня.

В общем, в какой-то момент мы додумались. Сначала идея показалась спорной, но по мере развития приобретала отчетливые очертания. В результате мы решили, что если оцениваем нашу аудиторию адекватно, то она (идея) должна сработать.
Единственное, что может принципиально добавить интерактивности (это важно!) оффлайновому журналу, – это SMS-сервисы. В ходе тщательного изучения вопроса выяснилось: журнал можно снабдить SMS-системой влияния на деятельность редакции со стороны читателей (причем влияния в реальном времени). При правильном подходе мы получим в готовом виде статистику читательских пожеланий без дополнительной обработки, в чем-то сходную с информацией, которая есть у админов сайтов.

Простой пример. У вас в руках… ну, к примеру, 300-й номер UPgrade, который вы читаете. Каждый текст в нем сопровождается специальным кодом. Отправка SMS с этим кодом на определенный номер означает, что текст вам понравился. Послали сообщение на другой номер – выразили свое недовольство материалом. Мы собираем статистику и к следующем номеру знаем, что вот эти тексты, к примеру, аудитории совсем не по душе (таких заметок у нас, к счастью, очень мало, но все равно бывают, и это наших редакционных перфекционистов нервирует), а значит, можем понять, почему именно, и сделать правильные выводы. Или другой пример: вот как точно понять, к какой платформе благоволит большинство наших читателей – к Intel или AMD? Какой из них надо уделять больше внимания в статьях и тестах? (Не могу не влезть со своими комментариями.

Недавно компания Valve собрала статистику о компьютерах своих клиентов. Я обзавидовался. Знай мы, какие ПК хотя бы у 60% нашей аудитории, нам было бы намного проще работать! – Прим. Remo.)
В общем, идея показалась нам хорошей. Большое количество откликов по ключевым вопросам каждого номера позволило бы нам оперативно удовлетворять потребности большинства. И мы стали выяснять, как именно технически это можно реализовать.

Знали бы мы, что это такая проблема, – в жизни бы не взялись за ее решение. Но не знали, поэтому наконец-то все работает, а мы готовы начинать внедрение вышеописанной системы. Звучит помпезно, но задачу описывает неплохо. Осталось только выяснить, как именно должны выглядеть SMS-сервисы журнала UPgrade, и, согласитесь, было бы странно запускать какие-то из них, не спросив у вас, как это все должно работать.

Как следствие, перед вам первая в UPgrade консоль управления журналом. Она пока достаточно проста, но и функционирует в отладочном режиме.
Итак, вот о чем мы хотим попросить каждого читателя, у которого есть мобильный телефон. Мы просим вас отправить нам – на номер 9669 – SMS с кодом UP и цифрами, которые соответствуют сервисам, симпатичным именно вам. Если у вас появятся какие-то дополнительные идеи по прочтении текста (какую еще пользу можно принести аудитории с помощью новых интерактивных возможностей), то вы можете либо отправить их на редакционный e-mail, либо (признаемся, это предпочтительный вариант, так как письма на самом деле нужны для длительного общения, а не для того, чтобы переслать несколько слов) по SMS на номер 9669 с кодом UP1. Пожалуйста, не путайте коды, иначе статистика будет уходить в никуда!

Мы очень рассчитываем на вас, потому что сложные исследования аудитории, которые мы проводили с помощью, хм… специалистов, дали такие, хм… результаты, что стало очевидно: если хочешь сделать хорошо – сделай сам. Вот мы и нашли такой результативный способ.

В инструкции еще раз на всякий случай описано, как работать с этой системой.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?