17 лет назад 2 ноября 2006 в 17:28 579

С места события

Когда появился кинематограф, многие оптимисты прочили его на роль убийцы театра. Когда получило распространение телевидение, те же оптимисты (вернее, их идейные последователи) с уверенностью в голосе рассказывали о том, что вот еще буквально пять-десять лет — и кинематограф канет в Лету вместе с театром, благополучно до того дня дожившим. В свое время ожидалось, что радио вытеснит газеты, а сейчас модно предполагать, что интернет в конечном счете станет тем океаном, в котором тихо растворятся все существующие разновидности средств распространения информации и развлечения граждан.

В принципе, да, не исключен и такой вариант развития событий. Другой вопрос, что сам по себе интернет не в состоянии что-либо из вышеперечисленного победить, интернет — это лишь система передачи информации, в его рамках существуют различные информационные и развлекательные сервисы, чутко откликающиеся на пожелания аудитории и, как следствие, быстро при этом эволюционирующие. Собственно говоря, именно эта любопытная возможность — чутко, практически в реальном времени реагировать на пожелания публики — и является основным преимуществом информационных сетевых ресурсов перед всеми остальными. Правда, и остальные электронные СМИ в последнее время стараются всеми доступными им способами собирать данные о предпочтениях своих аудиторий, но получается это у них с переменным успехом.

Сервисов подобного характера в Сети сейчас вагон и маленькая тележка. При желании можно найти любые источники информации, на любом языке и любой тональности, то есть отражающие полярные взгляды на ситуацию. Как следствие этого изобилия, в печатной прессе стало нормой ссылаться на различные сетевые ресурсы, а по телевизору (особенно на недорогих спутниковых каналах и всяких региональных «кабелях») прямо в передачи вставляют скриншоты IE с сайтами, содержимое которых подходит по смыслу к текущему сюжету. И это никого не удивляет и не расстраивает: зрители привыкли к такой форме подачи материала, а самим источникам только радость, ибо промоушн.

На тиражах ежедневных бумажных газет рост популярности онлайн-изданий, конечно, сказался отрицательно, но вот все остальные СМИ пока чувствуют себя вполне нормально. Ну да, аналитики отмечают постепенное увеличение количества рекламных денег в Сети. Дык, во-первых, сам интернет бурно развивается, а во-вторых, мировой рекламный рынок в целом расширяется, что бы там ни говорили, поэтому денег на мировом рынке СМИ тоже вполне хватает. Нет, понятно, что где-нибудь в Афганистане рекламные бюджеты радио и газет существенно скромнее, чем в Австрии, но на то есть объективные причины. Правда, еще существует исключение, пока подтверждающее правило, — журнал Playboy, которому стало по-настоящему плохо из-за интернета, но это совершенно естественно: в интернете столько бесплатной порнухи, что платить за журнал с диетической версией сетевого контента стало откровенно странно. Вот все и перестали платить.

На данный момент традиционные СМИ переварили сетевые ресурсы, усвоили их и успешно включили в общую схему массовых коммуникаций мира. Но, между прочим, процесс только начался, о чем, как мне кажется, многие забывают.

Дело в том, что интернет — это питательная среда, ничего более. Сетевые СМИ развиваются сейчас так, как они развиваются, только потому, что в Сеть постепенно перетекают все стереотипы из других медийных бизнесов, а новые идеи приходят людям в голову довольно редко и не сразу. Например, вот уже много лет работают персональные сайты, грубо говоря, некие места в интернете, где идеология наполнения формируется одним человеком (а во многих случаях одним человеком контент и изготавливается) и, несмотря на это, привлекает огромное количество посетителей. Таких ресурсов сейчас довольно много, например, тут же вспоминаются http://www.exler.ru/ и http://www.oper.ru/.

Не сразу, но до людей, которые зарабатывают деньги в онлайне, дошло, что можно предложить клиентам возможность стать заметными для окружающих. Так родился феномен блогов: это поставленные на поток сервисы, в рамках которых можно сделать себе персональный сайт, затратив на это минимум усилий, и при этом еще и получить шанс на то, чтобы обрести некую известность благодаря системе «френдования», которая, если не брать в расчет все остальные ее функции (например, возможность создавать разные уровни доступа к дневникам), представляет собой идеальный механизм раскручивания себя любимого.

Если сейчас человек заводит себе блог, то обычно сразу пять-десять френдов у него находится и, как следствие, новый дневник включается в общую циркуляцию инфы. Если инфа кажется другим пользователям этого сервиса интересной, то количество людей, которые «зафрендили» нашего героя, начинает расти с произвольной скоростью. В блогах появляются свои знаменитости, некоторые из них в состоянии поддерживать интерес к своему дневнику годами, а иных хватает на неделю популярности. Этот процесс непрерывен, и его не остановить, но, скажем так, он ограниченно интересен, то есть почти незаметен для внешнего мира. Событие масштаба одного сервиса — не более.

И лишь в отдельных случаях дневник одного человека становится популярен в интернете «в целом», за пределами одного блога, среди пользователей Сети, у которых нет дневников в рамках этого сервиса…
Небольшой экскурс в историю. Холдинг РБК получил известность после того, как во время кризиса 1998 года все бросились в интернет смотреть на падающий в никуда курс рубля, а http://www.rbc.ru/ проявил себя с лучшей стороны, не только не рухнув под натиском желающих почитать новости (в отличие, кстати, от большинства тогдашних своих конкурентов), но и давая много свежей информации быстро и бесплатно. Завершение краткого экскурса в историю.

В наше время владельцу дневника снискать популярность в какой-то степени даже проще, чем в свое время РБК. Достаточно лишь написать или разместить там что-нибудь такое, что привлечет внимание… ну, если не всех, то многих.

Другой вопрос, что заинтересовать хоть кого-то — это уже задача, а вот заинтересовать всех… До сих пор в ста процентах случаев дневники получали внезапную популярность только за счет того, что их владелец становился проводником информации, как это произошло, например, с дневником Влада Шурыгина, опубликовавшего пост с содержанием своего разговора с приятелем, находившимся в Новом Орлеане, когда город затонул. Впрочем, блог Шурыгина и до того был вполне себе популярным по объективным причинам (интересный он), но что-то до появления данного поста мне не попадались упоминания о нем в аськиных рассылках…

К чему я все это? Владельцам блоггерских сервисов нужно сделать рекламу в дневниках пользователей динамической, чтобы количество / стоимость баннеров были прямо пропорциональны количеству посетителей и, если популярность того или иного дневника вдруг начала расти необычно резко, расценки на нее автоматически повышались. Кто-то из пользователей написал социально значимый пост из жерла извергающегося вулкана с фоторепортажем (ноутбуки и GPRS — наши друзья), и в следующие три дня, пока посещаемость дневника измеряется десятками или сотнями тысяч хостов, реклама на его страничке, во-первых, есть, а во-вторых, стоит много денег. Да, понятно, что целевую аудиторию будет предсказать сложно, но, например, для рекламы жвачки вполне сойдет, особенно если делиться доходами от рекламы с владельцами рентабельных дневников. И честно, и людям стимул хороший делать блоги осмысленными.
Блоги ждет блистательная эволюция. Десять тысяч дневников… ну, например, пчеловодов, собранные в одном месте и снабженные отделом рекламы и маркетинга, — чем не СМИ следующего поколения? Телевидение, конечно, не вытеснят, но все же…

P. S. Совершенно, кстати, не шучу.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?