17 лет назад 2 ноября 2006 в 17:34 637

Сказ об очень синей поющей лягушке

Мобильник — это совершенно гениальное изобретение, хотя ему мало лет от роду — меньше двадцати.
Во-первых, сотовый телефон — вещь очень удобная. Согласитесь, через пять-десять лет вырастет целое поколение людей, которые не будут помнить, как это — договариваться о встрече накануне и не иметь возможности скорректировать свои планы по ходу действия (Я где-то год назад прожил несколько месяцев без мобильного телефона и, признаюсь вам, несмотря на определенные неудобства, мне было в это время довольно спокойно. Никто не звонил, мозг не напрягал… Но потом ситуация вынудила обзавестись аппаратом. — Прим. глав. ред.). Во-вторых, в наше время мобильная связь стала недорогой и потому очень, очень популярной.

К примеру, в Москве уровень проникновения сотовой связи превысил 100 процентов, что в переводе на русский язык означает: на каждого жителя города приходится более одного сотового телефона. Один и несколько десятых, если быть точным.

В-третьих, широкое распространение сотовой связи вызвало целый ряд интересных и масштабных побочных эффектов. Например, возникли принципиально новые рынки товаров и услуг, которым раньше не было аналогов по одной простой причине: все они относятся к категории supporting businesses, то есть не в состоянии существовать в отрыве от материнского рынка услуг мобильной голосовой связи.

Появились они, ясное дело, не случайно, а были придуманы умными и компетентными в своей области людьми. Когда несколько лет назад у сотовых операторов во всем мире постепенно начал снижаться показатель ARPU — средний уровень доходности от одного абонента, прозорливые маркетологи этих организаций совместно с не менее догадливыми маркетологами производителей мобильников начали думать: а что, собственно, еще можно продать владельцу сотового телефона помимо услуг голосовой связи? Выяснилось, что много всего. Достаточно немного доработать телефоны и существенно снизить розничные цены на них.

Сначала к телефону прикрутили службу SMS. Быстро выяснилось, что построенные на обмене короткими сообщениями сервисы — это отличный способ быстро узнать мнение широкой аудитории практически по любому вопросу. В наше время во всех более-менее популярных телепередачах проводятся SMS-голосования, которые позволяют зрителям либо просто высказывать свое мнение по тем или иным актуальным темам, либо прямо влиять на события в телевизоре. Классический для нашей страны пример — реалити-шоу «Дом-2». Оставляя за скобками бессмысленность происходящего на телеэкране, нельзя не признать, что уж желания аудитории создатели шоу учитывают, как говорится, в полный рост. Человеку хочется поучаствовать в процессе, и он получает такую возможность, причем ему даже никаких усилий прилагать не надо, достаточно достать мобильник из кармана.

(А вот я еще ночью недавно наткнулся на SMS-чат на одном из дециметровых каналов. Поразительное зрелище — гражданам стало не лень тусить друг с другом с помощью мобильника в связке с телевизором. — Прим. ред. другого раздела.) Впрочем, одними SMS дело не ограничилось. Телефоны стали массовым продуктом, они появились у тебя, у меня и у моего соседа Пети, а поэтому не сразу, но у многих возникла необходимость как-то выделиться из общей массы трубковладельцев. Вот году так в 1998-м обладатель сотового сразу после покупки телефона обретал высокий статус в глазах окружающих, а сейчас даже у соседа Пети есть аппарат. Что же делать? Как сохранить свою индивидуальность?! На это был придуман поистине гениальный ответ, вернее, даже два ответа: цветной экран и полифонический звонок.
Сразу же расцвел буйным цветом рынок всяческих рингтонов и картинок-заставок для телефонов.

Поначалу, как и любой рынок на стадии зарождения, он был хаотичным и не особенно содержательным, но к настоящему моменту все исправилось, и при желании можно найти себе и картинку, и звонок по вкусу. К примеру, мой телефон при звонке играет мелодию из второй части знаменитой игры Warcraft, а вот с картинкой я схитрил — вручную перерисовал страшную физиономию с заставки одной из игр серии Carmageddon. Да и то сказать, скачал бы я ее себе, если бы кто-нибудь предлагал. Но не предлагают, так что пришлось мучиться с Photoshop (хе-хе. — Ехидное примечание дизайнера).

В настоящее время объем продаж рингтонов и картинок для сотовых телефонов по всему миру превышает миллиард долларов, так что путем нехитрых подсчетов мы получаем полтора миллиарда проданных звонков и картинок. Впрочем, аналитики считают, что эти рынки ждет некоторая стагнация, так как пользователи в массе своей уже обзавелись и тем, и другим. И между тем замедление роста носит вполне естественный характер, поскольку на этапе становления этих рынков был период, когда в понятный мобильникам формат переводились старые популярные мелодии и изображения. А теперь всплески спроса вызывают только свежие, недавно появившиеся рингтоны и картинки.

Приснопамятная синяя лягушка Crazy Frog (почему лягушка? почему синяя? почему не фиолетовый кролик?) вызвала фурор: вложенные в маркетинг 20 миллионов долларов окупились чуть ли не за месяц, разрекламированная этим чудиком мелодия (кстати, старая и широко известная — тема из фильма «Полицейский из Беверли-Хиллз») четыре недели держалась на вершине британского хит-парада. Ну и, разумеется, продавалась в огромных количествах.
Так что благополучию рынков рингтонов и картинок еще долгое время ничто не будет грозить. Понятное дело, что сотовые услуги будут модифицироваться и развиваться, но если это как-то и изменит ситуацию, то точно не в ущерб провайдерам.

Однако это еще не все. В нынешнем году начал стремительно расти рынок игр для мобильных телефонов. Аналитики, как водится, полны безудержного оптимизма и предполагают, что к 2010 году объемы продаж таких приложений вырастут с 2,6 миллиарда долларов (что само по себе уже неплохо) до заоблачных 11,2 миллиарда. Правда, говорят, что для достижения этого похвального результата производителям надо основательно вложиться в маркетинг. Другой вопрос, что аналитики далеко не всегда дают правильные советы. Не далее как вчера я видел в метро сержанта воздушно-десантных войск, который на своем телефоне играл в Quake. Игры не обязательно уж очень сильно рекламировать, достаточно делать их приличными и с адекватным управлением — и дело пойдет! Собственно, оно уже пошло.

Вышеперечисленные методы зарабатывания денег, все те же supporting businesses, стали возможны благодаря развитию глобального рынка мобильников. Ситуация стремительно развивается, производители предлагают все более и более функциональные модели сотовых телефонов, и, вероятно, совсем скоро возникнут принципиально новые сервисы, которые в настоящее время и представить-то себе сложно. Например, если разработчики справятся с проблемой увеличения емкости аккумуляторов, то немедленно начнется взрывообразный рост продаж аппаратов со встроенными MP3-плейерами. А после очередного падения цен на флэш-память китайцы наверняка выведут на рынок аппараты с поддержкой MPEG-4. Ну а сотовые операторы додумают, какие еще услуги можно предложить владельцу такого разнопланового устройства.

Признаюсь откровенно: мне нравится, в каком направлении развивается отрасль сотовой связи. Возможно, лет через пять сбудется-таки мечта моего детства и сотовый телефон превратится в универсальный коммуникатор / компьютер / что угодно еще, о которых я читал в фантастических романах и которые всегда надеялся подержать в руках.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?