8 лет назад 2 декабря 2015 в 19:00 5824

Недавно наткнулся я на большую залежь свежей нечитанной фантастики.

Нашел и обрадовался. Думал, узнаю, какое оно — новое поколение фантастов. Не всю же жизнь мне перечитывать Саймака, Винжда или более свежих Питера Уоттса, Вадима Панова и совершенно мозговыносящего Чайна Том Мьевиля, надо ознакомиться с творчеством современных авторов второго эшалона. Вдруг они нечто оригинальное придумали или, как вариант, развили идеи мэтров? Ну, в общем, сел и принялся читать. Осилил романов пять-семь — и совершенно обалдел. Может, мне просто не повезло, может, где-то есть много хорошей современной фантастики второго эшалона, но те книги, которые прочел я, иначе как тяжелым бредом больного разума назвать сложно. Какие-то бластеры, мутанты, до глубины души потрясшая меня многотомная эпопея про воина будущего, имевшего скафандр (там висел половичок, впитывавший пот хозяина), в котором поселилось некое бесплотное межзвездное создание и подружилось с владельцем скафандра… И вы ведь поймите: я не имею ничего против бластеров как таковых и мутантов, но только в том исполнении, что попалось мне, это просто… Ну, клиника.

Намеренно не упоминаю ни названий книжек, ни имен авторов: мало ли, вдруг на самом деле они хорошие люди, только не своим делом занялись.
Научная фантастика — направление литературы, которое вредно недооценивать. Правда, к настоящему моменту слово «научная» в словосочетании «научная фантастика» потеряло всякий смысл. Иногда мне кажется, что его пора заменить на прямо противоположное — «ненаучная». Ведь в чем изначально была особенность 
жанра? Бралась научная идея (гипотеза или концепция), экстраполировалась на будущее, настоящее или прошлое, после чего накладывалась на сюжет (у хороших авторов — захватывающий, у не очень хороших — так себе), и на выходе получалась интересная книжка, которую, при условии соблюдения жанровых правил, можно было с некоторой натяжкой считать футурологическим (либо каким-то еще) прогнозом.

Разумеется, уровень «сбываемости» был никакой, но с фантастикой «про технологии» всегда так. Авторы, в прошлом веке писавшие о будущем или альтернативных ветках развития настоящего и прошлого под воздействием науки, пытались представить себе, на что станут похожи существовавшие в ту пору технологии десятилетия, столетия спустя, но по понятным причинам не могли учесть разработки, которых в их времена еще не было. Например, вся фантастика, созданная до бурного старта высоких технологий (а настоящая «классическая» научная фантастика именно тогда и появилась), описывает миры с фантастически высоким (по меркам эпохи, когда это писалось) уровнем техники.

К примеру, межзвездные корабли бороздят просторы Тихого океана, то есть, простите, воды межгалактического пространства, мужественные штурманы прокладывают курс звездолетов, работающих на ионных двигателях, используя логарифмические линейки. А все почему? Да потому, что компьютеров у них нету, ибо фантасты не предполагали, что они будут. Ионных двигателей всерьез ждали, а вот компьютеров — нет. В лучшем случае есть какой-нить корабельный ламповый Мозг размером с «Запорожец». Сегодня это воспринимается как анекдот, но, заметьте, читаются книги с тем же удовольствием, что и 50-60 лет назад.

Как это ни парадоксально, в научной фантастике очень важен реализм. То есть во время чтения книжки у читателя должно возникать ощущение, что такое, в принципе, возможно (при определенном стечении обстоятельств). Вот не начни человечество интенсивно развивать высокие технологии, глядишь, и пилотируемая космонавтика не была бы в загоне, как сегодня, и, как следствие, какой-нибудь из прогнозов того же Хайнлайна мог бы и оправдаться… А так — извините, хай-тек спутал все карты.

Скажу больше: хай-тек сделал маловероятной саму возможность интриги в фантастическом произведении. Деятельность Стальной Крысы возможна только в придуманном мире, где нет систем идентификации личности по сетчатке глаза, системы камер, покрывающей города, и интернета, где логи хранятся вечно. Если бы Джеймса ди Гриза запустили в современную Москву, ребята из ППС повязали бы его через полтора часа, причем к моменту ареста располагали бы полным комплектом доказательств его вины.

Современная фантастика больше не может тупо эксплуатировать концепции мастеров прошлого века, поскольку внешняя ситуация изменилась до неузнаваемости и старые идеи перестали вызывать у читателя ощущение того, что описанное теоретически возможно. А новых (таких, которые понятны широкой публике) как-то не появляется, и совершенно непонятно почему.

Конечно, есть исключения из правила, вроде перечисленных выше или тот же Лукьяненко. Их всех по-разному ругают, и, безусловно, у него даже у таких авторов попадаются слабые работы, но на общем фоне они бесподобны. Причем обратите внимание: наибольшей популярностью пользуются те книги, события в которых читатель способен представить как «потенциально реальные».

Именно потому, что стало практически невозможно написать что-нибудь научно-фантастическое и в то же время реалистичное, и расцвел буйным цветом жанр фэнтези. Там все просто, даже соблюдение законов физики не обязательно. Герой вынимает свой верный меч, кастует заклинание и бежит рубить врагов. Впрочем, даже фэнтези реалистичным бывает, и, кстати, именно такое фэнтези по-настоящему интересно (Дейв Дункан — очень рекомендую!), но опять же: кого это сейчас волнует? Герой вынимает свой верный меч…

Научную фантастику в ее первозданном виде может возродить только технологический скачок, причем в идеале не связанный непосредственно с высокими технологиями. Что-нибудь такое, что даст почву для множества осмысленных научных гипотез, каждая из которых, с одной стороны, будет понятна широкой публике, а с другой — реальна. Остается только ждать и надеяться. И перечитывать немногочисленных классиков жанра, как работавших в прошлом веке, так и творящих сегодня.

А остальные современные авторы, возможно, и не виноваты. Просто в неудачное время родились.

P. S. А что из фантастики вы бы мне посоветовали почитать?

 

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?

А я в свое время на Белянина подсел. Очень рекомендую. Хотя Хроники Амбера — для меня на первом месте, Концовка только смазана, Автор не успел.

Вставлю и я свои 5 копеек.

Буджолд безусловно шикарна, Пановым зачитывался в свое время, а "Анклавы" перечитывал даже несколько раз.

В основном наиболее интересная фантастика сейчас идет из постапокалиптических серий.

Из последнего впечатлил Сурен Цормудян — Второго шанса не будет (несколько нудновато, но в целом сильно), Тармашев ("Наследие", "Ареал", "Тьма" и "Холод", хотя в последней серии перебор с киданием какашек в пиндосов), Беркем Аль Атоми с его "Мародером", хотя и там акценты сильно смещены в сторону плохих америкосов и бедных, несчастных русских.

"Метро" Глуховского очень впечатлило, читал в метро — реально страшно ездить было! Остальное из этой же серии что-то получше, что-то похуже…

Сталкер уже откровенно приелся, а вот серия "Москва-2033" довольно интересной показалась. Там книг не много, с десяток вроде, и написано неплохо, хоть и разными авторами.

Из фентезийных миров вспомнилась пока только Терри Праччет с ее Королем. Ну и вот тот самый Тармашев с его Тьмой.

Если кто будет читать всего Тармашева, категорически не рекомендую его "Отель Оюнсу". Хрень полная, даже до конца не осилил. Шлак редкостный.

И кстати. О Лукъяненко. Дозоры у него совершенно шедевральны, хотя и не без некоторых огрехов. А вот остальные его вещи (признаюсь сразу, читал не все) слабоваты. Есть интересные, вроде той истории с заранее прошитыми способностями человека (не помню, как называется, давно читал) или забавная книжка про геймеров (тоже не помню, как зовется). А больше вообще ничего из его творчества не запомнилось, хотя прочитал я его в свое время десятка два произведений.

Зато в свое время очень запомнилась книжка под названием "Бригада Боло" втора убей не вспомню. Про суперроботов, здоровенных и тяжелых. Прикольное чтиво. Рекомендую.

из русскоязычных неплох Г. Л. Олди, из фэнтэзи — Кристофер Сташефф, хотя конечно это все 20-15-летней давности

Года четыре назад обнаружил для себя вышеупомянутого Пелевина, теперь с нетерпением ожидаю каждую его книгу. В декабре случайно попал на Ханну Рейаниеми, так не цепляло очень давно, со времен Желязны, ну может Гипеионовская серия Симонса, правда по убыванию. Сейчас в ожидании перевода третьей книги цикла «The Causal Angel»(английским к сожалению не владею) взялся за Джеймса Кори «Пространство», пока не противно.

Так, а давайте мы сделаем раздел на сайте про фантастику а вы будете нам помогать его наполнять советами что читать. to andrew — Сташефф — прелестен!

Желязны тоже, не дописал.. А то что за него доделали — не так впечатляет.

Добавить комментарий для Alx Krzk Отменить ответ