13 лет назад 5 сентября 2011 в 15:08 1198

Несмотря на то что многие пионеры уверены, что эпоха трехмерного кино началась с выходом фильма «Аватар» (самые продвинутые, правда, полагают, что эра 3D стартовала в IMAX), это не соответствует действительности. 3D-кино появилось в конце XIX века. Разумеется, технологии 120 лет назад были существенно проще, чем используемые ныне, однако смысл от этого не менялся: с помощью довольно тривиальных технических решений глаза обманывали зрителя, заставляя его думать, что картинка перед ним имеет физическую глубину. Однако, что характерно, трехмерное кино в массы сразу после изобретения так и не пошло: зритель предпочитал более привычную картинку – плоскую.

Кинопроизводители несколько раз пытались сделать 3D отраслевым стандартом де-факто, ясное дело, не из стремления к прекрасному, а потому что традиционно на такие фильмы билеты стоили дороже. Однако дело шло ни шатко ни валко вплоть до начала 50-х, когда одновременно с выходом на большой экран фильма Bwana Devil случился пусть кратковременный, но, тем не менее, заметный всплеск интереса населения к объемному кино. Правда, продлился он недолго, буквально пару лет, потому что публика очень быстро разочаровалась в новомодном развлечении: и видно было плохо, и голова зачастую после таких фильмов болела… Прокатчики, не будь дураками, быстро сориентировались в настроениях аудитории, и о 3D забыли почти на 20 лет.

Впрочем, пересказывать всю историю трехмерного кино в XX веке резона нет. Достаточно лишь напомнить, что еще дважды объемные технологии вроде бы привлекали внимание зрителей, однако энтузиазма последних хватало ненадолго, после чего следовал спад, и все возвращались к просмотру старого доброго 2D. Некоторым исключением стал разве что предпоследний заход, связанный с появлением сети кинотеатров IMAX 3D, которые работают и поныне в 44 странах в количестве 395 штук.

Последний приступ интереса к трехмерному кино спровоцировал небезызвестный фильм «Аватар». Впрочем, зритель в массе своей не очень понял, что дело не в объемности изображения, а в выдающихся технических решениях, реализованных при создании этого фильма, а также в мастерстве сценаристов, сумевших превратить заурядную сюжетную линию про судьбу предателя рода человеческого в красивую сагу о любви фиолетовых хвостатиков. Трехмерность была лишь дополнительной приманкой – которая, впрочем, сыграла свою роль. «Аватар» сделал нереальную кассу по всему миру, чем спровоцировал приступ жадности у остальных кинопроизводителей. Им тоже захотелось денег!

После этого как прорвало. Одна за другой кинокомпании начали выпускать трехмерные фильмы, а публика на них радостно ходила. Сборы росли, все были вроде бы довольны – и тут вдруг выяснилось, что начался очередной откат. В прошлом году трехмерные фильмы в целом принесли меньше денег, чем в позапрошлом, а несколько объемных картин банально провалились в прокате, чего еще два года назад и представить было невозможно.

Причины этого, как мне кажется, те же самые, что во время предыдущих всплесков популярности 3D. До сих пор все трехмерные киношные технологии остаются достаточно неудобными, чтобы впечатление от просмотра фильма «с глубиной» было довольно неоднозначным. Необходимость надевать поляризационные очки, как побочный эффект – тусклая картинка и блеклые цвета, на выходе зачастую – слезотечение и головная боль… Отдельным пунктом «счастливы» очкарики (это я вам как специалист говорю, ибо сам такой), потому что держать на носу сразу две пары очков очень неудобно, а поле зрения становится крошечным.

В России спада посещаемости трехмерных лент еще не наблюдается, но специалисты говорят, что он начнется года через три, когда новизна 3D окончательно рассеется. И это правильно, ибо в текущем состоянии технология еще явно не дошла до стадии идеального коммерческого продукта. Нужно какое-то решение, которое позволило бы генерировать идеальное трехмерное изображение: с сочными цветами, отличной контрастностью и нормальной яркостью. Ну и, безусловно, без использования дополнительных средств, таких как очки. И пока что-нибудь подобное не появится, трехмерное кино так и будет оставаться по сути нишевым продуктом, обреченным на кратковременные всплески популярности раз в несколько лет.

Хотя в любом случае Кэмерон прав, утверждая, что рано или поздно трехмерное кино станет стандартом. Причем в данном случае я полагаю, что скорее рано, чем поздно, потому что со скоростью развития технологий в наше время все прекрасно, и есть мнение, что идеального 3D в кинотеатрах осталось ждать совсем недолго. Так что мы еще успеем к нему привыкнуть, конечно, если технологическая сингулярность не наступит раньше. А если наступит, то нам всем как-то резко станет не до 3D. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?