16 лет назад 26 марта 2008 в 12:13 1888

    Если вам приходилось выбирать акустику для дома, то вы не понаслышке знаете, с какими душевными переживаниями связано это мероприятие. Кажется, что ходить по магазинам в поисках тех самых «единственных и неповторимых» можно до бесконечности. На прилавках представлены самые разные варианты: высокие и низкие, стройные и полные, светленькие и темненькие, дорогие и не очень. Причем если качественные ЖК-панель, ноутбук, MP3-плеер или набор напильников вполне реально приобрести, опираясь на их стоимость и технические характеристики, то с колонками такой фокус вряд ли пройдет. Ведь каждый представитель имеет свой неповторимый характер звучания и предрасположенность к воспроизведению того иди иного стиля. И это не говоря уже о том, что у любого человека свой музыкальный вкус и свое восприятие. Закиньте хотя бы несколько вопросов по данной тематике в какой угодно интернет-поисковик, и вы увидите, что достаточно большое количество ретивых форумчан будут с пеной у рта доказывать превосходство тех колонок, что установлены у них дома. А в адрес же остальных они в основном будут кидать снисходительные или даже пренебрежительные реплики. Ну и, наконец, звучание напрямую зависит от планировки и акустических свойств помещения. Поэтому, как бы вам ни хотелось отделаться легкой кровью, подходящие колонки приходится искать лично. Итак, предположим, что в один прекрасный день вы вдруг сказали себе: «Хочу новые колонки!» Ну в самом деле, не пользоваться же наушниками или убогими «чебурашками»? Причем хорошо бы приобрести такие, чтоб и чистым звуком наслаждаться, и на бабки особо не влететь. Вот тут стоит немного притормозить и задать себе первый и наиболее важный вопрос: насколько вы требовательны к качеству звучания акустики? Может так статься, что вы или не отличите пластмассовые пищалки от великолепного high-end-решения, или сочтете, что оно вам просто не нужно. Или наоборот, вы настолько четко слышите огрехи звучания каждого вида данных устройств, что ничто ниже 2000 у. е. за комплект вам не подойдет. Стоит оговориться, что во втором случае вы легко можете свалиться в касту технофетишистов, которые получают удовольствие не от музыки, а от сравнения АЧХ, так что будьте осторожны. Ну что же, давайте определяться, кто вы есть. А пока вы определяетесь, я расскажу о двух типах отклонений от нормального желания послушать музыку. Стандартное расположение фронтальных динамиков относительно источника картинки Меломаны и аудиофилы Всех потребителей аудиопродукции можно условно разделить на два типа: меломаны и аудиофилы. Путать их между собой не стоит, ибо они преследуют абсолютно разные цели. Первые слушают музыку, а вторые – звук. Естественно, без меломанов индустрия звука как таковая жить не может. А как же иначе? Ведь это наиболее массовые и жадные до контента любители музыки. На розничном рынке – все для них: и горячая любовь звукозаписывающих корпораций, и несмолкающий рокот пиратского станка, и широченный выбор попсовой аппаратуры азиатских концернов. Основная страсть меломанов – разнообразие ассортимента композиций, а точнее наличие какой-нибудь редкой записи. Причем прослушивать музыку, по большому счету, они могут и на обыкновенной более-менее качественной стереосистеме. И им плевать, когда была произведена запись, в этом столетии или в прошлом, шестиканальная она или монофоническая, хрипит или шипит пластинка. Коллекции меломанов насчитывают тысячи дисков, сотни исполнителей и много различных музыкальных направлений. Аудиофилы же, напротив, упиваются звучанием акустики как таковой. В их коллекции обычно не более полусотни дисков, всегда самого лучшего качества и оберегающиеся с особой тщательностью. В отличие от меломана, который крутит пластинку в режиме non-stop, аудиофил слушает лишь определенные композиции, снова и снова. Это сродни наркотической зависимости, правда не столь опасной для общества и здоровья, но убийственной для кошелька (смайл). Они зачастую покупают на рынке за бешеные деньги проводочек, приносят его домой, подключают к системе, некоторое время прогревают, а затем ищут улучшения звуковой картинки. Да что там провода! Настоящий аудиофил утверждает, что слышит, как звучит мебель под колонкой его системы. Представляете, так, между прочим, вам говорят: «Ребят, вы знаете, моя тумбочка так искусно контрабас передает…» В этом, кстати, нет ничего смешного. Симптомы этой «изысканной» болезни не обошли стороной многих состоятельных товарищей, которые в погоне не то за модой, не то за престижем постоянно меняют АС и зачастую без иронии о своих прежних колонках отзываться не могут, словно о бывших женах вспоминают: «Да и не так хорошо уж они звучали… И бас в них был плюхающий, и верха спотыкающиеся, и середина какая-то невнятная. Сейчас за те же деньги можно подыскать вариант поинтереснее…» Специально для людей, «страдающих» аудиофилией, выпускается журнал Audiophile Естественно, что-то из вышесказанного может обидеть маньяков, утверждающих, что абсолютное большинство людей слышат разницу между проводами. Поэтому нам, оставшимся в меньшинстве, остается только поверить им на слово и не вступать в полемику. У всех разное представление о звуке. И если учесть, что уши только воспринимают звуковые колебания, а слушаем мы музыку все-таки мозгом, то при желании можно услышать разницу между черными и белыми колонками (смайл). Для изучения восприятия человеческим слухом звуковых колебаний даже целая наука существует, называется она психоакустика. Исследователи из компании Bose, например, первыми обнаружили, что мозг не может локализовать в пространстве низкочастотные звуки, поэтому и выделили их в отдельную колонку – сабвуфер. Высокочастотные колонки зачастую также по-разному масштабируют звук, он может быть либо локализован, либо размыт, поэтому в некоторых случаях звучание получается камерное, как для миниатюрного театра. Ощущения при этом такие, будто смотришь в перевернутый бинокль. Не стоит верить тому, что пишут о чувствительности человеческого уха. Наука утверждает, что предел слышимости может достигать 20 кГц. Хотя справедливости ради надо сказать, что даже профессиональные продавцы акустики слышат максимум 14-15 кГц, и то если они в хорошем настроении и смогли накануне более-менее выспаться. Не говоря уже о том, что на наши уши сильно влияет окружающая шумовая среда, и после пары минут просмотра какого-нибудь боевика со взрывами и перестрелками мы слышим несколько хуже. По этой причине аудиофилами даже разработаны специальные методики восстановления слуха и повышения его чувствительности. Например, они часто посещают «живые» концерты, подолгу пребывают в тишине или выезжают за город на природу, чтобы полностью «откалибровать» свои уши под эффективное прослушивание любимых треков. Остается загадкой, как можно сохранить тонкую настройку слухового аппарата и «донести» ее до дома, не нарушив нужного восприятия в условиях города. Разве что воткнуть беруши и ехать домой завернутым в ковер (смайл)? Кстати, изготовление акустики схоже в чем-то с созданием музыкальных инструментов. Любая АС не только отличается от других качеством исходных материалов, но и отражает характер людей, ее изготовивших. Часто при обсуждении каких-либо модных тенденций в аудиопромышленности говорят даже не о конкретных фирмах, а о целых странах, подразумевая, что в девайсах всегда чувствуется некий национальный колорит. К примеру, считается, что французская акустика звучит радостно, выразительно и эмоционально, поскольку французы – сами по себе очень экспрессивный народ. Тогда как английская – чопорно и сухо. У англичан, этих великих консерваторов, все строго и практично. Любой музыкальный инструмент «играет» по-своему и ценится за свою неповторимость, но колонки-то работают как минимум в паре, и их звучание различаться никак не должно. И если, скажем, для гитарной деки идеальный вариант – это цельный массив из дерева, то для изготовления колонок этот материал не применяется: древесина по своей структуре, к сожалению, неоднородна. Поэтому колоночные корпусы в основном выполняются из древесно-волокнистых плит МДФ и покрываются шпоном и лаком. К слову, лак здесь – это не только элемент декора, он позволяет стабилизировать поверхность и сделать ее более однородной, что придает ей акустические свойства, которые повторяются от экземпляра к экземпляру. Как правило, чем больше слоев лака, тем выше качество колонок и тем больше их цена. Итак, если вы уже поняли, кто вы есть, прекращаем говорить о фактах и мифах. Давайте перейдем к реальным методикам подбора акустики под себя, любимого. Как слушать акустику? В условиях магазина прослушивание акустики, как правило, затрудняется посторонними звуками. Тем не менее, если вам удалось попасть в благоприятную шумовую обстановку или вообще повезло и вы находитесь в акустической комнате, позволю себе дать несколько практических советов. Прежде всего нужно решить, какую музыку на приобретаемой АС вы будете слушать чаще всего. Лучше всего взять диск из своей домашней коллекции с теми композициями, звучание которых вам хорошо знакомо. Очень важно присутствие в тестовой записи разнообразных инструментов, а также высокое качество самого компакт-диска. Нет смысла оценивать АС, если вам поставили музыку, которая для вас незнакома. Кроме того, бесполезно пытаться оценить качество звучания классических произведений, если прежде вы их слушали только по радио или в обработке современных исполнителей. Не подойдут и песни подъездно-подвального типа или авторские произведения, поскольку при их записи качество звука стоит далеко не на первом месте. Любителям rave или drum’n’base также не стоит ставить свои пластинки в качестве эталонных, поскольку в композициях этих стилей высокие и низкие частоты искусственно задираются настолько, что зачастую речь о чистоте звука даже не идет. Полезно кроме своих треков также прослушать имеющиеся у продавца специальные тестовые диски, чтобы лучше прочувствовать диапазон частот АС. Если вы завзятый геймер или киноман, не пытайтесь понять качество звука АС на громких местах со взрывами. Если колонки хорошо справляются с музыкой, то и в домашнем кинотеатре они будут играть не хуже. А наоборот, несмотря на все заверения продавцов, не бывает. Непосредственно перед прослушиванием не рекомендуется включать громкую музыку, скажем, в машине или плеере, поскольку в этом случае чувствительность слухового аппарата на некоторое время снижается. Колонки становятся гораздо удобнее в использовании, если они имеют раздельную регулировку по верхам и низам частотам, сетевой индикатор, настройку баланса и выход для наушников. Важно, чтобы все настройки тембра были установлены в нейтральном положении, поскольку продавцу всегда легче «понравить» аппаратуру слушателю, если на ней все регуляторы вывернуты на максимум. Кроме того, при прослушивании колонок защитные сетки с них рекомендуется снять. Ну и, само собой разумеется, выбирать акустику надо на свежую голову, хорошо отдохнувшим и делать это с чувством, не торопясь. Иначе может получиться так, что новенькие колонки без раздражения слушать можно будет только «под градусом». Вот такие рекламные плакаты использовались для продвижения аудиотехники в 60-е годы Итак, вы пришли в магазин, выбрали подходящую систему и хотите оценить для себя качество ее звучания. Слушать акустику предпочтительно сидя (или стоя, если нет возможности сесть) таким образом, чтобы высокочастотные динамики располагались на уровне ушей. Оптимальное расстояние от слушателя до колонок в условиях магазина составляет около 2-2,5 метров. Обязательно снимите головной убор и первым поставьте диск, принесенный с собой. Вообще-то необходимо избегать посторонних шумов, что в магазине зачастую не представляется возможным, поэтому имеет смысл сделать громкость несколько выше, чем планируется при прослушивании дома. Громкость разумно увеличить еще и потому, что в салоне мы слушаем непрогретые колонки и качество их звучания поначалу будет проявляться на повышенной громкости. При покупке особенно сложно будет оценить бас. Размеры магазина и вашей комнаты на порядок отличаются, а качество воспроизведения низких частот во многом как раз и определяется объемом помещения, поэтому в домашних условиях бас будет звучать иначе. В любом случае слушать нужно не конкретные колонки, а музыку. Если необходимо, закройте глаза и попытайтесь понять, насколько естественно она звучит. При этом ощущения должны быть такими, как будто вы находитесь в концертном зале или в студии. Не слушайте, какие частоты задраны, а каких не хватает. В конечном счете колонки нужны для того, чтобы наслаждаться любимой музыкой, а не рисовать частотные графики. Кроме того, не рекомендуется смотреть на вибрацию динамиков АС, потому что это может сбить с толку и вы станете слышать то, чего нет на самом деле. За «одну ходку» в музыкальный салон реально прослушать только три-четыре системы, при большем их количестве вы просто запутаетесь в ощущениях. К тому же дома, как правило, акустика играет значительно лучше. Какие колонки выбрать? Если вы подбираете колонки для своего ПК, в котором стоит посредственная звуковая карта с низким соотношением «сигнал-шум» и шипящим усилителем, то покупка самых что ни на есть крутых колонок не позволит достичь чистого звучания. Верно и обратное: плохие колонки помогут профессиональной аудиосистеме как мертвому припарки. Качественного звука вы все равно не дождетесь, и деньги будут просто выброшены на ветер. Дорогостоящая аппаратура требует столь же качественных колонок для реализации всех своих достоинств. Поэтому помните заветное слово «баланс». Самое главное, подумайте, для каких целей вам нужны колонки? Если они необходимы только для звукового сопровождения Windows и повышения информативности при работе за компьютером и вы не просиживаете часами за любимой игрой, отстреливая врагов нации или наматывая круги по пересеченной местности, то вполне можете обойтись и простыми колонками с широкополосным динамиком по 4 Вт на канал. Если же вы относите себя к многочисленной армии компьютерных энтузиастов, среди которых большое количество геймеров, киноманов и меломанов, и хотите ощутить, как очередной монстр из Quake дышит вам в затылок, или прочувствовать мощь басов тяжелого металла своей любимой рок-группы, то покупки комплекта мощных мультимедиаколонок формата 5.1 как минимум с двумя полноценными и состыкованными друг с другом динамиками в каждом сателлите и качественным сабвуфером вам не избежать. И, наконец, если вы собираетесь посвятить себя качественному просмотру кино, а самое главное – музыке, то вы попали, по крайней мере, на «полторы штуки зелени». Вам потребуется хороший усилитель (или ресивер), две фронтальные напольные колонки, полочные центр и тыловики, пассивный сабвуфер и высококлассные источники звука и провода. Как все это уместить? Легко, читайте дальше. Куда ставить? Для правильной установки полочной акустики рекомендуется приобрести специальные колоночные стойки. В дорогих системах для прослушивания музыки используются исключительно фронтальные колонки.Чем меньше площадь соприкосновения акустики с полом, тем выше качество звука, поэтому все напольники и стойки желательно установить на шипы.Не жалейте денег на сабвуфер, т. к. ничто так не украшает кино, как качественный бас.В случае ограниченного пространства можно воспользоваться интегрируемыми АС Важный момент, на который стоит обратить внимание, это тип акустики. АС бывают малогабаритными, специально предназначенными для «книжной полки», и крупногабаритными, которым изначально уготовано место на полу («напольники»). Миниатюрные «полочники» ввиду своих компактных размеров имеют бесспорные преимущества перед напольными «шкафами» в том случае, если у вас небольшая квартира. Более того, малые габариты таких АС позволяют достаточно легко обеспечить необходимую жесткость корпуса, что жизненно необходимо для воспроизведения качественного звука. Наконец, акустика «для книжной полки» требует меньше расходов на материалы для ее изготовления, поэтому, ориентируясь на нее, мы потенциально рассчитываем, что этот тип АС обойдется нам дешевле. К примеру, сейчас вполне приличные «полочники» можно приобрести по цене от 200 долларов, тогда как самые дешевые «напольники» стоят как минимум 400 «зеленых». Собственно, на этом все очевидные преимущества полочных колонок перед напольными в основном и заканчиваются. Кроме отмеченных выше достоинств у полочных систем есть и некоторые существенные недостатки. Меньшие размеры этих колонок приводят к увеличению упругости воздуха по всему объему корпуса, что негативно сказывается на качестве и количестве частотных характеристик системы. Как результат, полочная акустика зачастую просто не способна удовлетворительно воспроизводить низкие частоты (ниже 50 Гц), хотя идентичные «громкоговорители», установленные в более крупные корпусы, басят будьте-здрасьте. Кроме того, динамический диапазон звуковых сигналов у полочной акустики, как правило, меньше, чем у мощных и зачастую более чувствительных напольных систем. Но это отнюдь не значит, что миниатюрные колонки по сути своей играют хуже. Вовсе нет. Хорошо сбалансированная, качественная полочная акустика обеспечивает отличное звучание и порой может дать фору многим напольным АС. Причем качество воспроизведение звука во многом зависит и от размещения колонок, поэтому очень важна их надежная установка, исключающая нежелательные вибрации корпуса. С этой задачей хорошо справляются специальные подставки – довольно часто встречающийся аксессуар. Правда, хорошие стойки стоят дорого – 200-400 долларов, из-за чего конечная стоимость полочной системы может перевалить за 500 «зеленых». А за эту цену уже можно подыскать относительно приличные «напольники». Встает вопрос: раз такие сложности, стоит ли заморачиваться с полочной акустикой? Может, действительно, взять да и купить большие колонки и не париться с подбором стоек к «полочникам»? И правда, покупая напольные системы, мы в душе рассчитываем на чистый и глубокий бас за счет больших размеров корпуса. Но разве может быть все так просто? Потенциального покупателя напольной акустики поджидает одна подлянка: обеспечить жесткость корпуса крупной АС намного сложнее, чем малогабаритной. Здесь никак не обойтись без внутренних стяжек, перегородок и ребер жесткости. Стенки корпуса надо утолщать, а это увеличивает массу колонки и, как следствие, ее стоимость. Поэтому на практике получается, что чем больше весит напольная АС, тем потенциально лучше ее качество. Если же «не утолщать и не стягивать», то звучание пусть даже большой и мощной акустики не принесет вам особого удовольствия. Поэтому вполне естественно, что крупные колонки стоят дороже мелких. Считается, что при сборке современной АС доля затрат на изготовление корпуса должна быть не менее 60% от общей стоимости. Даешь вместо двух – три! Классический бюджетный трифоник – идеальный вариант для малых помещений Вполне понятно, что, пытаясь добиться как можно лучшего (ну или, по крайней мере, более-менее приличного) звучания низких частот в условиях большинства отечественных квартир, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой размещения крупногабаритной акустики на жилплощади скромных размеров. А куда деваться? Хочется ведь мощного и чистого баса! Именно поэтому перед прожженным аудиофилом (как, впрочем, и перед меломаном) часто стоит нелегкий выбор: либо качественная акустика (зачастую напольная), но спи при этом на коврике в прихожей, либо миниатюрные АС, но тогда не жалуйся на хилый звук. В этом отношении совсем несладко приходится киноманам, которым в своем жилище приходится размещать шесть, а то и восемь акустических «ящиков». Так что, если ваша квартира не позволяет разгуляться и установить даже две большие колонки, а с качеством баса «полочников» вы ни за что не хотите мириться, у вас в принципе есть два выхода: как-то расширить свою жилплощадь или приобрести АС, состоящую из сабвуфера и двух сателлитов (или, что еще проще, докупить сабвуфер со своим «полочникам»). Второй вариант проще, поэтому рассмотрим его подробнее. Сабвуфер в составе полноценного трифоника обычно имеет большие (а иногда и очень большие) размеры. Это необходимо для создания достаточного объема акустического звучания на низких частотах (20-120 Гц), тогда как с высокими и средними вполне сносно справляются сателлиты даже скромных габаритов. «Настоящая» трехкомпонентная система отличается от содружества «полочников» и отдельно купленного к ним саба только тем, что трифоник изначально проектируется для совместной работы с сателлитами и все технические характеристики «его участников» максимально согласованны. Вместе с тем нижняя частота сателлитов близка к отметке 100-150 Гц, вследствие чего отдельно от сабвуфера они не используются. По сути, сателлиты – это те же самые малогабаритные АС, их особенностью, пожалуй, является лишь специальная конструкция, нацеленная на компенсацию действия магнитных полей других колонок, что в условиях домашнего кинотеатра жизненно важно. Хорошая полочная акустика, в отличие от трифонического комплекта, сама по себе может неплохо играть, но в дуэте с сабвуфером качество ее звучания только улучшится. Оно станет более глубоким и естественным. Для озвучивания небольших помещений площадью 10-15 квадратных метров трифонические системы подойдут как нельзя лучше. Можно смело сказать, что здесь они вне конкуренции. В любом случае, если вы приняли решение о покупке новых колонок, обязательно примерьте на себя и вариант с трифоником. Конечно, сабвуфер в перспективе можно докупить отдельно, как помощника к уже имеющимся у вас АС. Если же ваш усилитель не обладает достаточной мощностью, чтобы еще и басовую колонку как следует «раскачать», просто приобретите вариант саба со встроенным усилителем низкой частоты. Уж с ним-то при просмотре очередного блокбастера пространство вашей комнаты точно «взорвется». Сабвуфер Монструозная басовая колонка, в конструкции которой использованы четыре динамика Какая система домашнего кинотеатра сейчас обходится без сабвуфера? Сложный вопрос, никакая! Ибо, что есть боевик без сотрясающих нервишки взрывов? Любой саб подбирается в первую очередь к конкретному помещению, а уж потом только к имеющейся системе. Необходимо сразу определиться с его местоположением в вашей комнате. Место сабвуфера всегда на полу, причем на расстоянии не менее 15 сантиметров от стен. Гораздо проще в настройке и установке сабы с динамиком, расположенным внизу корпуса, однако тогда возрастают требования к качеству напольного покрытия. Такие сабвуферы плохо чувствуют себя на полу из фанеры, досок или старого скрипучего паркета. Любая неустойчивая или полая поверхность также окажется непригодной. Если у вас в комнате лежит ковер с длинным ворсом, качество баса также может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону. Иногда сабы могут идти по две штуки в комплекте, что позволяет облегчить озвучивание помещений с плохой акустикой. Каждый сабвуфер настраивается под определенные акустические условия, поэтому желательно, чтобы у понравившейся вам модели были следующие регулировки: плавный регулятор частоты среза (для настройки под помещение), переключатель и возможность настройки фазы (для снижения резонансов и паразитных призвуков), а также плавный «вентиль» громкости. Для нахождения идеального местоположения «бассовика-затейника» временно поставьте его на то место, где вы будете в дальнейшем сидеть при просмотре фильмов и прослушивании музыки. Включите достаточно мощную, насыщенную низкими частотами дорожку и походите по комнате. Когда вы услышите, что низы наиболее насыщенны и «мясисты», отметьте это место – здесь и должен стоять ваш сабвуфер. Центральный канал Как вы считаете, какие колонки в домашнем кинотеатре в основном определяют качество и класс звучания системы в целом? Думаю, многие из вас вспомнили о фронтальной акустике. На самом деле главным «громкоговорителем» многоканальной АС является центральный канал. Вы, возможно, удивитесь, но это действительно так. Именно на центральный канал приходится около 50% звуковой нагрузки при просмотре фильмов, включая все диалоги (а у нас еще и дублирующие гнусавые голоса переводчиков). На каждую фронтальную колонку приходится в среднем 20% информационной нагрузки, на тыловые – всего 8%. Вот почему хорошая АС центрального канала должна выдавать широкую полосу частот (как минимум 50-20 000 Гц) с минимальными искажениями, а кроме того, иметь приемлемую выходную мощность и внушительный запас по перегрузке. Если в вашем домашнем кинотеатре хилый сабвуфер, на плечи центрального канала ложится также дополнительная нагрузка по воспроизведению басов. Обычно центральная акустика располагается либо над источником картинки, либо строго под ним (в случае проектора – за экраном). Это позволяет привязать звучание голосов персонажей к картинке вне зависимости от того, где сидит слушатель. Вполне понятно, что для уменьшения влияния магнитных полей на телевизор все колонки в системе домашнего кинотеатра тщательно экранируются. Наличие встроенной магнитной защиты обязательно, это позволяет избежать ненужных наводок на трубку телевизора или монитора или на близстоящую бытовую технику. Само по себе экранирование – вовсе не бесполезная «примочка» или дань моде, как может показаться на первый взгляд, особенно если в непосредственной близости от АС находится много источников электромагнитного излучения. Кроме того, для подавления нежелательных отражений звуковых волн, излучаемых центральной АС, от экрана телевизора (что может привести к значительной неравномерности излучения звука в помещении) применяют специальный профиль защитной рамки с тканью, так называемый «пыльник», который позволяет ослабить вредное влияние отражений. Фронтальные АС В качестве фронтальной акустики в комплекте домашнего кинотеатра» могут использоваться практически любые «напольники» или «полочники», которые элементарно удовлетворяют двум простым требованиям. Первое: колонки должны иметь хорошую магнитную защиту, что позволит разместить их в непосредственной близости от экрана. Это необходимо для того, чтобы звуковой образ не отрывался от изображения. А второе – желательно, чтобы фронтальные колонки имели максимально широкую направленность излучения в вертикальной плоскости. Обычно такие колонки составляются из включенных двух-трех динамиков, расположенных друг над другом, это позволяет добиться лучшего пространственного звучания по всей комнате. Естественно, если система используется и для музыки, на них ложится и обязанность воспроизведения композиций. В этом случае выбор «фронтов» становится самой ответственной и дорогой задачей, не скупитесь на них. В качественных многополосных АС каждый динамик отвечает за свой диапазон частот Тыловые АС Что же касается тыловой акустики, то с ней все гораздо проще. Поскольку она используется преимущественно для воспроизведения шумовых эффектов и отраженных звуков, особенных требований к качеству ее звучания не предъявляется. Необязательно и наличие магнитного экрана (хотя он никогда лишним не будет), так как тыловые АС располагаются довольно далеко от телевизора. Но вообще их всегда желательно выбирать из той же серии, что и фронтальные, с максимально схожими характеристиками и размерами динамиков для наилучшей согласованности звучания. Сколько полос иметь? В идеале любая АС должна состоять лишь из одного широкополосного динамика с полным диапазоном частот 20-20 000 Гц. Однако к колонкам часто предъявляются жесткие требования относительно их работы в различных полосах частот, что зачастую не позволяет на практике сделать их хоть сколько-нибудь доступными массовому слушателю. Именно поэтому многие современные АС имеют по два или три динамика, собранных в одном кожухе и работающих в разных полосах частот. АС среднего ценового диапазона обычно бывают двухполосными и имеют один низкочастотный (НЧ) динамик, на который подаются частоты от самых нижних до частоты раздела, и один высокочастотный динамик (ВЧ), кушающий все остальные частоты. НЧ-динамик «двухполосников» обычно ответственен и за передачу средних частот, поэтому его часто обозначают как НЧ / СЧ. Если говорить о более сложных многополосных АС, то они могут включать в себя еще и один-два СЧ-динамика. АС с четырьмя и более динамиками не слишком распространены на рынке, поэтому останавливаться на них не будем. Одним из бесспорных преимуществ «двухполосников» является, как правило, более простая и дешевая конструкция, на их изготовление тратится меньше материалов, а разделительные фильтры в них ставятся относительно простые. Думаю, дальнейшие комментарии здесь излишни. Двухполосные системы обладают лучшими переходными характеристиками по частотам, а согласованность звучания ВЧ- и НЧ-динамиков выше, чем в многополосных АС. Стоит ли удивляться, почему сегодня это самый распространенный тип акустики. Но и у него, к сожалению, есть свои недостатки. Владельцы «двухполосников» должны мириться с отсутствием баса. Как это ни печально, ни одной двухполосной системе он всецело не подвластен. Думаете, нельзя создать такую АС? Вовсе нет, просто не делают. Другой вопрос – почему? Во многих «двухполосниках» НЧ-головка слишком велика, чтобы корректно воспроизводить верхнюю часть отведенного ей диапазона, но в то же время слишком мала, чтобы справиться с басами. Бас она пытается «вытащить», используя увеличенную амплитуду колебания. И, как результат, это вызывает неуемный рост искажений звука. Кроме того, единственная частота раздела НЧ / СЧ в «двухполосниках» располагается выше области максимальной чувствительности слуха, что приводит к тому, что в звучании будет хорошо заметен «скачок» на частоте разделения полос. С появлением ВЧ-головок с заметно сниженной частотой резонанса конструкторам АС представилась прекрасная возможность перераспределения частот по полосам, среди которых встречается граница раздела 2200, 2000 и даже 1800 Гц. В них, конечно, баса побольше, ведь теперь отпала необходимость «вытягивать» диапазон НЧ-головки вверх до заоблачных высот. С направленностью звучания также заметно лучше, поскольку увеличилась длина волны на частоте раздела. Здесь, правда, есть одна неприятность: скверное ухо-то не обмануть! И уже на частоте 2000 Гц оно становится весьма чувствительным к разного рода фазовым и временным искажениям. И получается, что «играют» колонки по всем параметрам вроде бы нормально, но все равно как-то не впечатляют… Впрочем, если вы в основном наслаждаетесь вокальной музыкой или авторской песней, «двухполосников» вам хватит за глаза. Трехполосные АС рассчитаны больше на электронику и иные неклассические направления. Как и следовало ожидать, главной задачей конструкторов акустики являются борьба с недостатками двухполосных систем и, кроме того, «разведение в неволе» новых пороков, а то совсем станет скучно и неинтересно (смайл). В случае «трехполосников» у конструкторов АС появляется гораздо больше свободы для достижения качественного звучания, например богатый выбор типов и размеров НЧ-динамика. Считается, что системы с большим количеством частотных полос качественнее и точнее воспроизводят звук. Только представьте, какой мощный бас может

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?

Не было время подробно прочесть,увы(.Человек любит хороший звук,приятно слышать.

Добавить комментарий для АлекС Отменить ответ