17 лет назад 9 ноября 2006 в 12:01 885

Вконец обалдевшие от дикого количества мобильных телефонов, ежемесячно анонсируемых производителями, американцы и европейцы, похоже, начинают сдаваться. Дело в том, что телефоны, которые они себе напокупали, какими бы они супермодными и суперфункциональными ни были, практически один в один повторяют друг друга. А продвинутые функции их зачастую оказываются бесполезными для среднестатистической заокеанской учительницы младших классов или клерка в стертых до пальцев кедах.

Хотя при наличии мешка с тугриками, зарытого под родимой яблоней, конечно, все равно, что там телефон исполняет. Главное, чтобы разговаривать по нему было удобно, а дизайн у аппарата был круче, чем у соседского, так что держаться за него можно было бы не иначе как двумя пальцами. Но это для тех, кто с мешками. Те, кто попроще, начинают потихоньку возвращаться мыслями назад, вспоминают старые добрые пейджеры или, еще того лучше, бипперы (фу, говорят избалованные америкосы, надоели ваши мобильные пищалки, утомили).

Две кнопки, слабая реакция на знакомство с асфальтом или кафельной плиткой — что еще для счастья человеку надо? Правильно, еще надо, чтобы связная коробочка работала не только на прием сообщений, но и на передачу. Решение — так называемый двусторонний пейджер, а там, глядишь, и до 3G-пейджера (то бишь пейджера третьего поколения) недалеко.

Даже учитывая то, что сетей третьего поколения, технологий GPRS и Bluetooth толком до сих пор не существует (а будут?), конвейерное производство всевозможных мобильников в компьютере и компьютеров в мобильнике превышает все разумные пределы. Всевозможные высокотехнологичные модели ляпают и ляпают, и, если и года через три суперскоростные технологии не заработают, их все равно будут производить в таких же количествах. Дядя Федор, помнится, говорил: чтобы продать что-нибудь ненужное, надо купить что-нибудь ненужное, а когда денег нет — сиди и помалкивай.

В отличие от него у производителей мобильников и PDA деньги есть, а хаотическое выплевывание с конвейеров заводов компаний все новых и новых моделей называется умной сентенцией «стремление к наполнению рынка». Опомнитесь, товарищи, куда его наполнять уже? Когда покупатель имеет такую огромную возможность выбора среди ваших GPRS-звонилок, у него легкое помешательство случается. Он идет на какую-нибудь мобильную выставку, а дома у него все думают, что не иначе как на войну ходил, потому что возвращается такой товарищ с выставки примерно через неделю — голодный, холодный и с лихорадочным блеском в глазах. На вопросы не отвечает, только зрачками «внутрь себя» смотрит…

Он ведь всю жизнь считал, что компания LG микроволновые печки штампует (и он только вчера в ней синюшную курицу разогревал), а компания LG — бац! — и GPRS-телефон выпустила.

Разумеется, компании LG глубоко наплевать, кто там и из-за чего на выставках крышей трогается. Для нее это не главное. И, в общем, и не должно быть. А должно быть вот что: даже та прослойка общества, на которую рассчитаны мобильно-компьютерные гибриды, обращает на них мало внимания, относится к этому явлению крайне настороженно и предпочитает слегка обождать, потому что нет ничего хуже для делового человека, чем покупка глючного аппарата. У него и так забот хватает и совершенно нет времени на то, чтобы бегать по гарантийным мастерским каждый день, так что такие устройства он называет очередным лохотроном. 

Для такого человека при принятии решения относительно использования какой бы то ни было техники прагматичность и трезвый расчет по-прежнему стоят во главе угла. И это правильно, потому что просто тратить деньги умеют все, а вот правильно тратить и зарабатывать — к сожалению, немногие. И такие люди до сих пор предпочитают брать с собой в командировки или на деловые встречи старый добрый ноутбук и телефон со встроенным факс-модемом.

Пусть скорости не те, но, ей-Богу, лучше зайти в интернет с мобильника таким способом и потратить на скачивание или отправку письма 10 минут вместо одной-двух, чем обломаться в самый неподходящий момент и упустить дорогостоящий контракт.

А тут еще независимые тестировщики масла в огонь подливают. Такие новости, как свеженькое удручающее сообщение об очередном провалившемся испытании GPRS-сети заставляют не только прагматика выйти на улицу с плакатом «Верните деньги налогоплательщиков» с обязательным матерным словом на этом плакате (для придания большей экспрессии и направления негативных флюидов точно в сторону производителей телефонов и разработчиков технологии GPRS, чтобы уж точно дошло «до сердца, до печенок и остального их ливера»). Любой оптимист, прочитав о результатах исследования, пойдет с горя в ближайший паб и «бехеровкой» с горя нагрузится. Значит, 30 кбит/с, говорите? — не надо говорить, дело делать надобно. 

Вот, пожалуйста, недавно независимый тест компании Anite Telecoms при помощи разработанного ей инструмента контроля производительности WAM зафиксировал скорость передачи данных в GPRS-сети в 8 кбит/с.

Здрасьте, приехали — в обычной GSM-сети можно добиться скорости соединения в 9,6 кбит/с, а тут и этого нет. Представитель Anite Telecoms умную вещь сказал (только вы не обижайтесь), что, дескать, раз такие блины, надо бы настоятельно рекомендовать операторам следующее: до того момента, пока скоростные характеристики не повысятся и работа новой сети не стабилизируется, деньги за услугу нужно брать только исходя из качественных характеристик обслуживания. То есть раз пока на первом месте по-прежнему находится услуга передачи голоса, а не SMS, голосовая почта или скачивание веб-контента, то и тарифную сетку нужно планировать соответственно.

За проверенный сервис брать надлежащие деньги, а за использование сомнительного пионерам-тестерам чуть ли не подарки мешками выдавать. Хорошо сказал, только ничего из этого в итоге не получится. А что получится? Об этом и поговорим.

Разнообразное многообразие

Так вот. Двусторонний пейджер — это не твейджер, который, конечно, тоже может ответить на сообщение после его получения, но, к примеру, функционально необходимых кнопок имеет раза в три меньше, а интерактивные способности его ровно на возможности малосодержательного ответа и заканчиваются. А двусторонний пейджер — это аппарат, сильно смахивающий на Personal Digital Assistant (PDA), но стоящий гораздо меньше, оборудованный полнофункциональной клавиатурой и доступом в интернет. Кроме того, уже сейчас некоторые «мобилопроизводящие» компании разработали и испытывают двусторонние пейджеры, поддерживающие технологию передачи данных на больших скоростях — GPRS. Так, в Великобритании компания Research in Motion (RIM) при участии British Telecommunications уже проводит испытание в сети GPRS разработанного ею двустороннего пейджера Blackberry. 

Это устройство выполнено на базе слегка модифицированной версии процессора Intel 386 и для связи с интернетом пока использует специальную сеть Wireless Data Mobitex компании BellSouth. А последняя модель даже поддерживает технологию Java 2 Micro Edition. В первую очередь Blackberry создавался для пользователей Microsoft Outlook, и такая политика компании-разработчика вполне понятна. Популярность майкрософтовского почтового клиента значительно превосходит оную всяческих альтернативных разработок, что бы там ни говорили про большие дыры в его защите.

Если предубежденность в характере пользователя оказывается сильнее, чем статистика, и он предпочитает альтернативные клиенты e-mail, ему достаточно установить на своем компьютере программное обеспечение Blackberry Internet Edition, но в этом случае он должен быть жителем свободной страны, где дышится легко, иначе ему придется встать в очередь за грин-картой — сервис Blackberry, с помощью которого работает это программное обеспечение, доступен только для жителей США.

Если очень захочется не только отправить сообщение или скачать веб-сайт, можно подключить к пейджеру гарнитуру и использовать устройство в качестве обычного мобильного телефона. Позиционируется этот интернет-пейджер как самое что ни на есть удачное техническое решение для беспроводного доступа к электронной почте. Выглядит он, в принципе, как сильно расширенная версия обыкновенного пейджера: большой экран, клавиатура с 31 кнопкой и даже колесо прокрутки. О том, что это устройство предлагается пользователям как грамотный вспомогательный инструмент для деловых людей в их нелегком деле перекачивания денег туда-сюда, свидетельствует не только такая особенность интерфейса, как монохромный дисплей и довольно четкое изображение на нем.

Программное обеспечение тоже подобрано так, чтобы человек, купивший устройство, мог использовать возможности интернет-пейджера однонаправленно, не отвлекаясь на всякие игрушки и прочее баловство. Ничего лишнего: менеджер контактов, календарь, будильник, калькулятор, планировщик и блокнот. Добавьте сюда еще и полную синхронизацию с компьютером — и картинка вам совсем понравится.

Ресурсы памяти (2 Мб) позволяют Blackberry хранить электронные письма (общий объем данных — до 16 000 знаков), максимальное количество строк, отображаемых на дисплее, равно 30. А если пользователь ведет довольно активную переписку, то он легко может сконфигурировать пейджер таким образом, чтобы на устройство автоматически приходили только самые важные письма, контактная информация и данные о запланированных встречах. Еще можно сделать так: набранное на пейджере почтовое сообщение сначала направляется на настольный компьютер, и уже оттуда с помощью почтового клиента доходит до адресата.

Пришедшее только что сообщение можно даже прямиком отправить на факс (модели двусторонних пейджеров, разработанные другими компаниями, умеют лишь отправлять сообщения на факс-сервис в интернете).

Как вы, наверное, уже поняли, вряд ли в ближайшее время Blackberry будет возможно использовать на территории России. Однако тот факт, что такое устройство не только существует на западном телекоммуникационном рынке, но и может успешно работать, свидетельствует о вполне вероятном появлении и на нашем рынке подобных устройств, адаптированных, как говорится, к российским реалиям.

Mobile Communicator от America Online тоже позиционируется как двусторонний пейджер, только эта модель гораздо меньше по размерам и гораздо «легче» по деньгам (цена Blackberry пока превышает сумму в 400 фунтов стерлингов). Пользователь не только может скачивать и отправлять почту, но и общаться (instant messaging) с теми, кто использует аналогичный сервис, то есть сервис AOL. Причем, используя Mobile Communicator, можно не только читать письма, но и открывать и просматривать прикрепленные к письму файлы.

Процедура подключения к сервису еще проще, чем в случае с Blackberry: владельцу пейджера достаточно зарегистрироваться на сайте AOL и можно уже начинать отправлять и принимать e-mail-сообщения. Отрицательная сторона использования этого девайса заключается в том, что AOL «не дотянула» его до синхронизации с компьютером, а еще вдобавок урезала некоторое информационные службы, которыми так знаменита эта система.

Двусторонние пейджеры от Motorola (Timeport и Talkabout) являются, пожалуй, самыми популярными в своем классе. Дело в том, что они довольно дешевы (примерно в 2 раза дешевле, чем пейджер Blackberry), что автоматически расширяет контингент их пользователей. Так, например, эти устройства пользуются очень большой популярностью у американских школьников и студентов, тогда как пейджер Blackberry рассчитан на сравнительно обеспеченных частных или корпоративных клиентов. Кстати, и довольно богатые товарищи, в частности, поп-звезды и представительные работники шоу-бизнеса уже выбросили свои мобильники в помойку и пользуются интернет-пейджерами. 
Перечислять характеристики аппаратов я не буду — достаточно зайти на любой западный мобильный сайт.

В заключение лишь скажу, что те соображения, с которых началась эта статья, будут справедливы в отношении положения вещей в мобильной индустрии как минимум еще год или два. Вряд ли, конечно, рынок двусторонних пейджеров заместит уже довольно стабильный рынок сотовых телефонов. Но с учетом того, что GPRS, к сожалению, грозит та же участь (неудача за неудачей и довольно нестабильная работа тестовых сетей), что и WAP, продвинутые мобильные трубки будут пользоваться все меньшим спросом. А мобильно озабоченные товарищи, скорее всего, для отправки почтовых сообщений выберут новый пейджер, простой, как коробка передач в автомобиле.

Алена Приказчикова

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?