17 лет назад 2 ноября 2006 в 14:48 580

Торжество серости

По мере развития интернета он все более становится похож на офлайновое общество. Коммерция, сообщества и группировки, идиоты и вменяемые люди — к настоящему моменту в Сети пропорционально представлены практически все проявления человеческой деятельности и черты человеческих характеров.

С одной стороны, это, безусловно, хорошо — поступательное развитие. А с другой — не очень, так как интернет перестает быть по-настоящему свободной средой. Постепенно он превращается в практически полное отражение «реала», и, откровенно говоря, лично мне это не очень нравится.

Необходимая ремарка для адекватного прочтения нижеследующего текста: я считаю, что любая работа должна быть оплачиваемой. Любая, независимо от того, что именно это за работа, — создание книги или выкапывание ямы. Если некая деятельность осуществляется просто так, не за конкретные блага (не обязательно материальные, но не становящиеся от этого менее конкретными), то это, простите, уже не работа. Это хобби. Но, как вы понимаете, любой аргумент можно использовать для доказательства полярных точек зрения. Как следствие, мою любимую идею про оплачиваемую работу используют те граждане, которые настаивают на незаконности публикации в Рунете полных (или неполных — сейчас уже вроде бы даже до этого додуматься сумели) текстов различных произведений.

Наверняка каждый пользователь Рунета либо сам заходил, либо слышал о сайте господина Мошкова — lib.ru. Эта, судя по всему крупнейшая на данный момент, отечественная онлайновая библиотека содержит более 20 тысяч текстовых файлов, что с некоторой натяжкой можно считать эквивалентом 20 тысяч книг. Это очень много. Пользуются библиотекой очень разные люди. Во времена студенчества я не раз находил там тексты классиков, что избавляло меня от необходимости топать под дождем до библиотеки. Когда у меня было свободное время, я бесцельно бродил по разделам виртуальной библиотеки, периодически натыкаясь на книжки, которые я никогда в жизни не прочитал бы в офлайне, просто потому, что мне бы и в голову не пришло, что данное конкретное издание может быть мне интересным и полезным, и, как следствие, никогда бы не собрался его купить.

Аргументов можно придумать еще очень много, но мне кажется совершенно очевидным, что, когда в Рунете есть места, где в открытом доступе лежат много разных книжек — как полезных, так и не очень, это гораздо лучше, чем когда книжек в Рунете нет.

Однако эта безобразная халява (как же так — граждане книжки читают и ничего за это не платят!) вызвала негодование со стороны ряда лиц и организаций. Они, стремясь защитить права писателей (по крайней мере, официальный повод именно такой), всеми возможными способами пытаются таким образом развернуть ситуацию, чтобы никаких бесплатных библиотек в Рунете не осталось. А сверху еще желательно бетоном все залить, чтобы даже трава не росла.

На всякий случай повторю: помните, что любая работа должна быть оплачиваемой? Так вот, я искренне считаю, что работа писателя — это тяжкий труд, который, кстати, не по силам многим из нас, в отличие от, например, выкапывания ям. Но, господа! Давайте адекватно оценивать реалии действительности.
Я не поленился и зашел в книжный магазин, расположенный неподалеку от редакции, дабы посмотреть, что почем. Выяснилось, что средненькая по размеру книжка, как правило, напечатанная на отвратительной бумаге и очень гадостно переплетенная, в наши дни стоит от 110 до 250 рублей. В среднем. А если вам хочется красивую книжку, или редкую книжку, или, прости господи, толстую книжку, то легко можно найти искомое рублей так за 500. Или за тысячу пятьсот Для справки: стипендия современного студента, насколько я знаю, редко превышает сумму в триста рублей (отличник может получать до 800 рублей. — Прим. ред.).

Борьба с онлайновыми библиотеками идет традиционными для нашего мира методами, которые хорошо описываются словосочетанием «ковровая бомбардировка». Причем что-то мне подсказывает, что те господа, которые этот процесс инициировали, руководствуются сугубо меркантильными соображениями, а вовсе не заботой о благосостоянии писателей.

Вы всерьез готовы допустить, что человек, у которого есть доступ в Сеть (пятьсот рублей в месяц) и наладонник (триста долларов единовременно), все бросит и начнет тратить по несколько сотен долларов в месяц на книги? Он, может быть, и рад бы, но не в состоянии себе этого позволить. Надо быть довольно обеспеченным человеком, чтобы в наше время покупать много бумажных книг.

Если онлайновые библиотеки и будут побеждены, скорее всего, это не скажется положительно на продажах бумажных книг. Зато это совершенно точно даст новый импульс развитию всевозможных нелегальных способов распространения текстов. Уже сейчас легко приобрести компакт-диск (стоимость оного составляет 80 рублей) под названием «Антология современного детектива». Или «Антология современной фантастики». Представляете себе, сколько умещается книг на одном таком компакте?

Сеть уже никуда не денется: слишком плотно она успела интегрироваться в повседневную жизнь большого количества людей и организаций. Как следствие, в ней будет распространяться все то, что поддается оцифровке, — книги, например. И надо быть колоссальным оптимистом, чтобы искренне считать победу над отдельно взятым проектом господина Мошкова (одним из лучших и наиболее позитивных проектов Рунета, между прочим!) достижением на ниве соблюдения авторских прав.

Причем ведь господина Мошкова сложно назвать человеком, неспособным к переговорам. Насколько я успел заметить, произведения Сергея Лукьяненко были убраны из библиотеки сразу после просьбы последнего. То же самое справедливо по отношению к творчеству других отечественных авторов, которые не поленились попросить об этом создателя библиотеки.

Я готов согласиться с тезисом, согласно которому особенности современного российского рынка книгоиздательства таковы, что размещенные в Сети тексты снижают объем продаж книг, хотя, насколько я понимаю, никто еще этого не доказал, и эта идея циркулирует на уровне предположения. (Вообще, господин Мошков не выкладывает книжки тех современных авторов, произведения которых заслуженно относят к бульварным. Если бы он это делал, тогда мне был бы понятен «денежный интерес» преследующих его и других собирателей книжного творчества лиц. Этого хлама очень много, и он активно покупается, потому можно срубить большие деньги на правах и прочих юридических коллизиях. А хороших, действительно хороших книг настолько мало, что можно было бы уже оставить в покое интернет-коллекционеров. Таким образом, в денежный резон инициировавших все эти гонения и претензии верится с большим трудом, а вот в создание прецедента и повышение внимания к собственным персонам — легко. — Прим. ред.)

Но давайте тогда подходить избирательно к вопросу. Не хочет современный отечественный автор, чтобы его тексты читали в Сети, — давайте их оттуда уберем. Но не надо убирать все тексты отовсюду, это неразумно, это сокращает возможности людей по ознакомлению с литературой как таковой. Между прочим, общая необразованность населения нашей в стране, а особенно молодого контингента этого самого населения, представляет собой более неприятную проблему, нежели эпизодические нарушения авторских прав, с которыми с помощью описанных выше методов все равно ничего сделать не смогут.

Ситуация не изменится, просто книги, которые находятся на волне популярности, в Сеть будут попадать в любом случае, а вот книги немодные, то есть без взрывов и обнаженных красоток с пистолетами, утратят даже гипотетическую надежду на то, что их когда-либо кто-либо прочитает. Потому как разрекламированную фантастику купят многие, а вот рекламировать книги, повышающие уровень догадливости у читателей, сейчас не будет никто. И, как следствие, их не прочитают.  Серость торжествует уже сейчас. И, что самое удивительное, находятся люди и организации, которые готовы ей содействовать и помогать. Хотя я могу их понять — это их работа, и они хотят, чтобы она была оплачена.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?