14 лет назад 7 сентября 2010 в 13:49 637

Технологии передачи трехмерного изображения, крайне вяло развивающиеся в течение вот уже почти полутора сотен лет, похоже, наконец-то стали завоевывать массовую популярность. А следовательно, на новой нише можно заработать (или потратить) немалые деньги.

Честно говоря, писать эту статью я начал еще несколько месяцев назад. И не особо спешил, периодически отвлекаясь на более срочные и актуальные темы, поскольку полагал, что в ближайшее время ничего радикально нового (а скорее, и просто нового) в этой области не появится. И ошибся. Наметился явный интерес производителей и потребителей к 3D. Несомненно, во многом это связано со знаменитым фильмом про синих человеков (нет, я не об «Иронии судьбы» (смайл)) – именно после выхода на широкие экраны «Аватара» каждый режиссер фантастической ленты стал считать своим долгом отснять кино в стереоформате.

И компании, производящие телевизоры, проигрыватели, проекторы и иное сопутствующее оборудование, быстро смекнули, что новую тенденцию надо всячески поддерживать и развивать. Ведь продать новый ЖК-телик человеку, у которого уже есть один, причем неплохой, трудно, а вот если сказать ему, что свежий девайс будет поддерживать 3D, которым в его предшественнике и не пахло, то уже через мгновение последний будет пикировать с балкона.

Единственное, что пока останавливает большинство людей от покупки конструктора «Собери дома стереокинотеатр», – его общая стоимость. За эти деньги лучше купить автомобиль и наблюдать окружающий мир, трехмерный по определению, из его окна. Ну а если хочется чего-нибудь попроще или, например, помобильнее? «Вы просите песен – их есть у меня»: сегодня я расскажу вам о двух замечательных устройствах, которые позволят вам в первом случае возить полный 3D-комплект с собой, не прибегая к помощи автотранспорта, а во втором – смотреть 3D-фильмы на большом экране, оставаясь у себя дома и не продаваясь никому в долговое рабство. Оба из них используют технологию NVIDIA 3D Vision, о различных воплощениях которой мы писали уже не раз.

Переносное «стерео»
Итак, первое устройство, с которым я вас сегодня познакомлю, – «трехмерный» ноутбук. Звучит, согласитесь, необычно и даже как-то футуристично, но по сути возможность создания таких устройств была очевидна сразу после появления первых 3D-мониторов. Вообще, знакомиться с трехмерной технологией от NVIDIA на примере ноутбука – не самая плохая практика, как мне кажется. Вы покупаете одно устройство и получаете в распоряжение полностью готовую систему, которой можно пользоваться без какой-либо предварительной настройки. То есть я не хочу сказать, что построение конфигурации 3D Vision на базе десктопа сложно, – отнюдь нет, но все-таки приятно получать все и сразу.

Итак, что же делает просто дорогой игровой ноут трехмерным? Экран с частотой обновления 120 Гц, видеокарта GTX 260M (на чипе G92M со 112 потоковыми процессорами) и сопутствующее программное обеспечение. Ну и, разумеется, очки и инфракрасный передатчик для них (точно такие же, что и для стационарных ПК). Увы, в ноутбук управляющий модуль для очков не встроили, хотя технически это сделать не так трудно. Ну ничего, наверняка более совершенные устройства появятся потом.

Перед началом тестирования «трехмерных» возможностей ASUS G51J предлагаю сперва изучить его возможности как «обычного» лэптопа. Ведь, согласитесь, играть вы будете далеко не все время (хотя кто знает… может, такую вещь стоит прибрести и исключительно для развлечения).

Итак, перед нами весьма крупный и тяжелый ноутбук класса desktop replacement, то есть не особенно предназначенный для разъездов. Об этом свидетельствуют не только его массо-габаритные показатели, но и время работы от батареи: даже при самой жесткой экономии он вряд ли протянет больше 2 ч (даром что экран имеет светодиодную подсветку).

Кстати, об экране. Его диагональ – 15,6″, разрешение – 1366 x 768, а соотношение сторон, соответственно, 16:9. Не знай я о том, что дисплей в этом ноуте особый, я бы за углы обзора и качество цветопередачи назвал его плохим. Но с поправкой на дополнительные возможности матрицу можно скрепя сердце признать сносной.

Конфигурацией G51J можно приводить в изумление знакомых: в корпусе этой чудо-игрушки скрывается четырехъядерник Intel Core i7-720QM с частотой 1,6 ГГц (порой возрастающей за счет Turbo Boost аж до 2,8 ГГц), уже упомянутая видеокарта, два 320-гигабайтных жестких диска ST9320423AS (жалко, что не в RAID) и 4 Гбайт памяти типа DDR3-1066. Не каждая стационарная игровая машина может похвастать такой начинкой.

Неудивительно, что при наличии столь мощных комплектующих ноут сильно накаляется. Впрочем, это относится исключительно к режиму игры либо выполнению ресурсоемких задач – при офисной работе лэптоп едва шумит кулером и нагревается как максимум до уровня «теплый», да и то лишь с левого бока, где расположен «выхлоп» СО.

Тесты производительности мы произведем посте того, как начнем играть в 3D, а пока оценим эргономичность устройства. Клавиатура G51J мне понравилась – большая, с очень приятными плоскими квадратными кнопками, далеко отстоящими друг от друга. В силу богатырских размеров ноута на клаву влез цифровой блок (правда, его кнопки несколько «исхудали»). И печатать, и играть (а я отношусь к тем ретроградам, кто вместо WASD до сих пор бегает на «стрелках») было вполне удобно.

В пользу первого утверждения однозначно говорит тот факт, что фрагмент этой статьи, посвященный ноутбуку, я целиком на нем и напечатал. Палмрест (область, о которую удобно опираться запястьями) выполнен из полимера, напоминающего резину, – это довольно приятно с тактильной точки зрения, но, увы, он ужасно быстро пачкается и с трудом очищается.

Тачпад меня порадовал чуть меньше клавиатуры: хотя он достаточно велик и корректно распознает все касания и движения, на мой взгляд, он слишком глубоко утоплен в корпус. При этом его алюминиевые кнопки имеют довольно острые края, о которые я постоянно терся пальцами, перемещая курсор. Этот узел в ноуте, как мне кажется, еще стоит доработать.

Само собой, топовый девайс должен обладать и богатым набором интерфейсов. По левому борту расположены два USB 2.0, HDMI, eSATA и mini-FireWire. Справа – три мини-джека (все-таки правильно называть так розетки, а не штекеры, ибо «jack» по-английски – «гнездо»), из которых один может служить цифровым выходом S/P-DIF, еще пара USB 2.0 и лоток оптического привода.

Можно было бы предположить, что сюда поставили Blu-ray, но нет: производитель ограничился простым DVD-RW. Звуковая подсистема представлена динамиками от Altec Lansing. Само собой, они звучат лучше стандартных пищалок, но все равно воспроизводить через них что-либо, кроме речи собеседника из Skype или звукового сопровождения видеороликов, не стоит – радости не получите.

Лэптоп поставляется с операционной системой Windows 7 «Расширенная домашняя». Касательно объема и качества сопутствующей программной «мишуры» ничего сказать не могу, ибо ноутбук достался мне уже после нескольких тестов и на нем стояло множество посторонних софтин, зато наверняка не было некоторых изначально имевшихся.

Ну и под конец, против обыкновения, несколько слов о дизайне. Выглядит ноут богато, солидно и притом довольно строго. Никакого китча, свойственного некоторым игровым моделям: самое смелое, что позволил себе производитель, – это три светящиеся полосы на крышке да логотип серии Republic of Gamers, нанесенный поверх рисунка, который я бы охарактеризовал как «мазок мелкоклетчатой краски» (смайл).

Теперь переходим к самим испытаниям. Я подцепил к одному из USB-портов ноутбука пирамидку инфракрасного передатчика и убедился, что система его видит, затем активировал очки. Однако сперва я запустил на максимальных настройках бенчмарк S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky, не включая трехмерный режим, чтобы составить общее впечатление о возможностях девайса. Цифры для четырех типов освещения оказались следующими: 20 (13), 17 (14), 18 (13) и 12 (9) fps (слева указана минимальная, а справа – средняя частота смены кадров).

Я считаю, что для мобильной системы результат просто великолепный. Но для игры в трехмерном режиме, конечно, часть украшательств придется отключить – ведь fps падает минимум вдвое. Что я и сделал, после чего запустил уже собственно игрушку и немного побегал по локациям. Эффект трехмерности на экране ноутбука оказался ничуть не хуже того, что можно получить на десктопе, разве что яркость была немного пониже, да очки изредка подглючивали, начиная мигать.

Машина, конечно, трудилась на пределе возможностей: из вентиляционной решетки веяло таким жаром, что забытый рядом с ноутом бутерброд через пять минут превратился в натуральный сухарь. Но перегрева замечено не было: температура GPU держалась в пределах 80°. При простое, кстати, частоты видеочипа и памяти постепенно снижаются до 200 и 120 МГц соответственно, при этом температура графического ядра устанавливается на отметке в 64° (в помещении было +22 °C).

После побегушек по окрестностям Припяти настал черед следующего «апокалиптеца» – «Метро-2033», мрачной и очень красивой игры, с помощью которой еще долго будут тестировать видеокарты. Ограничившись четырехкратным сглаживанием и выставив настройки всех эффектов на средние значения, я обнаружил, что играть можно: fps редко проседал ниже 20, а обычно держался в районе 30. Речь идет, конечно же, о 3D-режиме. Здесь он вообще выглядит выше всяких похвал в сочетании со всеми фирменными эффектами игрового движка.

Как я уже писал раньше, очень добавляет атмосферности присутствие в игровом пространстве пыли, которую разработчики других игр по каким-то причинам не хотят или не считают нужным реализовать. Когда вокруг тебя на разном расстоянии кружатся пылинки, очень трудно избавиться от ощущения, что, стоит только протянуть руку, и они разлетятся, повинуясь воздушным потокам. Пару раз я, честное слово, ткнулся пальцами в экран.

В принципе, дальше подробно рассказывать о трехмерных способностях ноута, наверно, бессмысленно – обо всех его возможностях вы знаете, если раньше хоть раз читали обзоры NVIDIA 3D Vision. Напомню лишь, что помимо игр с помощью этой системы вы можете также смотреть 3D-видео и стереофотографии.

Я же пока приведу еще несколько цифр, отражающих быстродействие ноутбука. Скорость линейного чтения с его системного жесткого диска составляет 127,9 Мбайт/с. В неупорядоченном режиме этот показатель снижается до 72,9 Мбайт/с, что, тем не менее, все равно достойно похвалы. Во встроенном бенчмарке последней версии архиватора WinRAR машинка развила скорость 1808 Кбайт/с. Ну и, наконец, по данным Everest, скорости чтения из памяти и записи в нее оказались равны 13 509 и 11 878 Мбайт/с соответственно.

Глядя на такие цифры, нужно и радоваться, и грустить одновременно. Почему радоваться, понятно, а вот грустить – по той причине, что за все это великолепие придется заплатить примерно столько же, сколько, например, за приличный скутер или навороченную плазменную панель.

Лучи в объеме
Следом у нас на очереди самый что ни на есть кинотеатральный девайс – проектор. А если конкретно, то портативный DLP-проектор ViewSonic PJD6211 с поддержкой 3D. О как! На самом же деле суть этой поддержки – в возможности проектора обеспечивать частоту смены кадров, равную все тем же 120 Гц. Родное разрешение девайса – 1024 x 768 пикс., что довольно негусто. Зато и стоит проектор как полсотни билетов в 3D-кинотеатр – что-то в районе 19 000 руб.

Особой яркостью и тем паче контрастностью, равно как и глубиной цвета, картинка не отличается. Во всяком случае, даже ночью и на кипельно-белом экране изображение смотрелось блекло. Но оно было трехмерным! А за счет внушительного размера (диагональ имевшегося у меня экрана составляла около 2,5 м) эффект присутствия ощущался, и еще какой.

Выбрал я, конечно же, темные сцены, зная, что яркая картинка на не особо выдающемся проекторе, да еще и через сильно затемняющие все очки, будет выглядеть убого. Так вот, в «Метро-2033» в паре моментов, честно признаюсь, я чуть не организовал свой кирпичный заводик. А если бы еще у меня на момент теста была звуковая система 5.1 или 7.1… думаю, стало бы в «АПе» одним автором-заикой больше.

Но вернемся собственно к проектору. У него есть один довольно существенный недостаток: из «компьютерных» интерфейсов в нем реализован только D-Sub. И если владельцы видеокарт с выходом DVI могут прибегнуть к помощи переходника, то что делать тем, кому доступен лишь HDMI? Внимательный читатель заметит, что системы, где нет DVI-выхода, скорее всего, и стереосигнал выдавать не могут, и я с ним соглашусь. Но ведь проектор покупается не только ради 3D, правда?
У PJD6211, кстати, есть брат, практически близнец, – PJD6221. Он оснащен разъемом Ethernet и имеет более высокие световой поток и контрастность – 2700 лм и 2800:1 против 2300 лм и 2000:1 соответственно. Причем стоит он всего на $150 дороже.

С точки зрения дизайна и эксплуатационных характеристик оба проектора хороши – они симпатичные, компактные, не слишком греются и потому довольно слабо шумят вентилятором. Короче говоря, в отличие от монструозного ноута, рассмотренного в первой части статьи, это вполне себе «народные» устройства. Также, мне кажется, они будут востребованы в учебных учреждениях, например в школах, – ведь стоят они недорого, а радости приносят много, особенно детям.

Заключение
Ну вот мы и познакомились еще с двумя типами высокотехнологичных игрушек, умеющих показывать псевдотрехмерные изображения. Итого получается, что на страницах журнала мы рассмотрели уже четыре вида устройств, работающих с NVIDIA 3D Vision, – в #21 (422) выходила статья про монитор и собственно очки, а в #19 (471) – про стереофотоаппарат. Неохваченными остались лишь телевизоры, но это мы надеемся исправить в ближайшее время.

Впрочем, не нужно забывать, что помимо компании NVIDIA свои трехмерные технологии имеют и другие бренды. О решениях, предлагаемых ATI / AMD, Zalman и iZ3D, мы уже писали все в той же первой статье цикла («Иногда они возвращаются»), но с тех пор успело появиться много всего нового. Компания AMD, к примеру, тоже решила предусмотреть для своих видеокарт возможность работы с устройствами вывода, рассчитанными на частоту 120 Гц и выше.

Подробнее об этом можно почитать, если вбить в поисковик запрос «AMD Open Stereo 3D». Также активно развиваются технологии поляризационного 3D, основное преимущество которого – простота и дешевизна очков, а также возможность использования неограниченного их количества. В частности, в конце июля этого года компания LG представила публике ноутбук, монитор и проектор, которые не требуют применения активных затворных окуляров. Последний, что интересно, оснащен единственной линзой, в отличие от устройств, установленных в кинотеатрах.

Еще в конце 2009 года были разработаны спецификации Blu-ray 3D, так что теперь при наличии соответствующего проигрывателя и телевизора можно просто покупать диск и погружаться в фантастические миры. Компании LG, Panasonic, Samsung, Sony, Toshiba и Vizio уже выпустили (или сообщили, что выпустят в ближайшее время) подобные устройства.

Из фильмов и мультфильмов последних лет в 3D вышли «Аватар», «Пункт назначения – 4», «Алиса в стране чудес», «Вверх», «Ледниковый период – 3», «История игрушек – 3», «Как приручить дракона», «Повелитель стихий», «Рождественская история», «Шрек навсегда» и многие другие. Правда, некоторые из них (в частности, «Алиса» и «Повелитель») не были по-честному сняты на две раздельные камеры, а прошли процедуру так называемой 3D-конверсии.

В этих лентах действительно трехмерными являются лишь компьютерные эффекты, а кадры с живыми актерами дополнительно обработаны по специальному алгоритму для того, чтобы каждый глаз воспринимал их со «своей» очки зрения. Однако, скорее всего, вы не заметите подвоха, точно так же, как не видите его на качественно «отфотожабленных» картинках.

Единственное, на чем вам действительно стоит заострить внимание перед покупкой 3D-устройства, так это на том, способны ли вы воспринимать эффект трехмерности на небольшом экране. По разным подсчетам, от 7 до 12% людей не могут «сложить» две раздельных картинки в единое целое, так что лучше сперва посетить какое-либо мероприятие, где демонстрируются 3D-проекторы и телевизоры, или прийти в тот магазин, где вам не откажут в тестовом запуске. Заодно сможете оценить, нравится ли вам технология затворных очков, – возможно, вы предпочтете подождать выхода на массовый рынок устройств, использующих поляризацию. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?