17 лет назад 2 ноября 2006 в 13:08 582

В интернете культуру спасет реклама

Люди — чрезвычайно упорные существа. Даже в тех случаях, когда многолетняя практика доказывает несостоятельность того или иного утверждения, все равно находятся энтузиасты, которые с пеной у рта будут доказывать свою точку зрения, совершенно игнорируя происходящее вокруг.

Раз в полгода мне присылают письмо, в котором гневно критикуют журнал Upgrade за то разлагающее воздействие, которое он оказывает на неокрепшие умы нашей молодежи. Правда, еще никто ни разу внятно так и не написал, в чем конкретно заключается это разлагающее воздействие, но это уже детали. Важно, что критика донесена до адресата, а уж насколько она вменяемая — дело десятое.

Но ругаются не только персонально на нас, порядком достается и Сети. Если Upgrade — это некое паразитическое по отношению к высоким технологиям зло, журнал, который описывает омерзительные для классически воспитанного человека вещи (да еще и в тексте встречаются слова «рулит» и фразы типа «им наступило счастье», а, как известно, это совершенно неприемлемо с точки зрения классического воспитания), то интернет — это проводник зла основного. Интернет — это свалка порнографии и разврата, Сеть убивает мировую культуру и формирует у молодежи мировоззрение дебилов и олигофренов.

Наш журнал уже несколько раз публиковал разные точки зрения на этот вопрос, и в конечном счете мы остановились на тезисе, согласно которому интернет — это всего лишь совершенный инструмент, с помощью которого можно решать различные задачи. Как вы понимаете, задачи формулирует не Сеть, а люди, которые ей пользуются, равно как они выбирают и методы решения этих самых задач. Как только в Сети количество людей, интересующихся наукой, превысит количество людей, интересующихся исключительно изображениями гениталий в разных ракурсах, соответственно, изменится и соотношение порнушных и научно-образовательных сайтов. Довольно логично, не так ли? Жалко только, что само по себе соотношение интересов ни в Сети, ни в реале не изменится. Его надо менять, вернее, его надо кому-то менять, потому что самопроизвольно ничего не случится.

Тот ужас, который испытывают некомпетентные люди перед интернетом, объясним, но все равно непростителен, потому что заботами именно этих граждан в отдельных местах все еще распространена их точка зрения на происходящее. Необъективная, непрофессиональная, не способная решить ни одной из заявленных задач, но зато очень удобная для того, чтобы орать на углах и даже публиковать в мелких желтых газетах всевозможные глупости.

А между тем, к настоящему моменту сложилась довольно любопытная ситуация: при желании именно с помощью интернета можно ознакомиться с любой культурой, когда-либо придуманной человечеством, и, что немаловажно, найти единомышленников. Разумеется, некоторая информация бывает только на национальных языках, но это уже проблема не отсутствия данных как таковых, а проблема незнания языков, которая, кстати, с помощью интернета тоже решается несравнимо проще, чем без него.

В принципе, в Сети можно найти все — начиная с подробного описания идеологии скинхедов и многочисленных граждан, которые борются с этими самыми скинхедами, и заканчивая подробнейшим изложением верований коренного населения острова Самоа (вы даже себе не представляете, какие у них там увлекательные верования бывают). Можно принять ислам, прямо не отходя от компьютера, а можно присоединиться к числу последователей многочисленных религиозных сект, причем безотносительно к физическому расположению их штаб-квартир.

Что, скажете, это не культура? Это она, родимая, в полный рост. В массе своей, правда, не особенно затейливая и качественная, но тем не менее. При желании пользователь Сети в состоянии собрать информацию о любом человеческом социуме, независимо от его экзотичности. Справедливости ради не могу не отметить, что информация эта совершенно не обязательно будет полностью соответствовать действительности (вранье в интернете — это тема для отдельной дискуссии, и весьма болезненная и актуальная при этом), но ее, по крайней мере, будет много, а при наличии навыков работы с множеством источников одновременно вполне реально с высокой степенью достоверности определить, где именно не соврано.

Интернетизированное общество, к коему с некоторой натяжкой можно отнести и часть нашего, российского, совершенно неизбежно с течением времени начинает миграцию от монокультурного к мультикультурному. Иными словами, возникает некое лоскутное одеяло верований, увлечений и принципов, которые зачастую между собой не просто никак не пересекаются, а иногда и просто несовместимы между собой. Правда, эта мультикультурность бывает разного уровня, и, к примеру, в той же Америке до самого последнего времени патриотизм вполне уживался с тем плюрализмом, который тамошним жителям обеспечивает интернет.

Доступность информации — это, безусловно, благо, что бы там ни говорили скептики. Другой вопрос, что информация тоже бывает разная. Чтобы 20 лет назад увлечься, к примеру, оккультизмом или чем-нибудь похлеще, надо было приложить нечеловеческие усилия, просто потому, что информации по этому поводу не было. Никакой. А сейчас любой пионер, купивший себе пятидолларовую карточку для оплаты доступа в Сеть, в течение получаса может обзавестись 600-страничным руководством начинающего мага и даже выкройками магического наряда, который надо шить в полнолуние на кладбище (сам видел эту выкройку, после чего решил, что занятия оккультизмом, видимо, вредны для здоровья, особенно для зрения).

Иными словами, теперь, если у человека есть доступ в Сеть и этому человеку захотелось как-нибудь хитро себя развлечь, можете быть уверены: он себя хитро развлечет. А, как известно, для подавляющего большинства народонаселения (особенно учитывая такое распространенное в широких слоях населения явление, как маловменяемость) чем развлечение незатейливее, тем прикольнее.

Вместо того чтобы кричать о засилье в интернете всего дурного и недостаточной популярности в нем полезных для общества вещей, не лучше ли задуматься о том, как сделать эти хорошие, но непопулярные вещи популярными и в Сети, и реале? Предложения уровня «а давайте вот прямо сейчас запретим все плохое в Сети, для чего создадим полномочную комиссию по определению этого самого плохого» убедительная просьба не высказывать, потому что даже если на секунду предположить, что случится чудо (нет, даже так — ЧУДО) и комиссия эта действительно сможет родить адекватные критерии сортировки плохого и хорошего, то каким образом это чудное решение претворять в жизнь?

Интернет надо либо контролировать полностью, что технологически невозможно (нет, разумеется, можно банально с помощью топора пообрубать все кабели и посбивать ракетами все спутники, но будем надеяться, что до такого экстрима дело все-таки не дойдет), либо играть в нем по тем правилам, которые там реально работают.

Маленькая ремарка. Будучи в командировке в одной из европейских стран, как-то вечером лежал я на диване в номере гостиницы и от нечего делать переключал телевизионные каналы. Через некоторое время наткнулся на канал, где какие-то, прости Господи, ярко раскрашенные дебилы прыгали по разноцветным кубикам, что-то рисовали на полу и при этом еще и пели. Через некоторое время я просто из принципа решил врубиться в то, что происходит на экране. И после некоторых размышлений догадался, что эти крашенные клоуны преподают эволюционную теорию (!), причем домохозяйкам (!!!), и они не дебилы, а актеры, а прыжки применяются для лучшей усвояемости и, вообще, чтобы привлечь внимание наименее развитых представителей населения этой страны. Создатели программы явно полагали, что лучше человек хоть приблизительно будет в курсе последовательности «обезьяна-человек», чем не будет разбираться в ситуации вовсе.

Пора отказаться от идеи, что полезная информация может быть преподнесена только в классической форме. Раз уж так ситуация сложилась, что выросло несколько поколений мало вменяемых людей, так давайте учитывать этот факт. Уже ясно, как должна выглядеть информация, которая может их заинтересовать, уже отработаны методики штамповки этой информации. Так почему бы не организовать в Сети образовательные сайты эротического характера? Утрирую, конечно, но сама по себе идея вполне работоспособная.

Разнообразной информации вокруг очень много, порой даже больше, чем хотелось бы. Существеннейшая часть этой информации рассчитана на минимальный уровень сообразительности потребителей, потому что такая информация продается легче в силу своей простоты. Как следствие, интернет действительно завален мусором, порой замаскированным подо что-то приличное, но по сути своей совершенно бессмысленным, а порой и откровенно вредным, что, впрочем, не мешает его популярности.

Так, может быть, имеет смысл начать маскировать социально полезную информацию под тот хлам, которого в Сети полно?

Согласен, подход небесспорный. Но это хотя бы подход, а варианты действий уже сейчас очень нужны. Еще есть время собраться духом и перевести Сеть на разумные рельсы, не уничтожая то, что в ней сейчас есть, но видоизменяя контент. Однако, учитывая масштабы Сети, результата можно добиться, только объединяя усилия.
В противном случае наш мир рискует превратиться в стадо бессмысленных, озлобленных, простых, как грабли, существ. И останется только ждать погонщиков. И никакой оккультизм тут не поможет, ибо магия, даже если вдруг она где-то и работает, мозгов заменить не может.

Офлайновое решение проблемы

Есть такое отличное средство для воспитания населения в западных странах, которое называется социальной рекламой. По сути своей это обычная реклама на любых носителях, только она пропагандирует не товары и услуги, а некие общественно-полезные стереотипы. Message (стандартный рекламный англицизм, переводится как «сообщение») этих реклам обычно довольно прост и сводится к «Не употребляй героин — от него можно умереть неприятной смертью» или «Не забывай о старых родителях хотя бы из чувства самосохранения, потому что когда-нибудь тоже будешь старым». При нормальных масштабах рекламной кампании подобного рода эффект получается очень даже ничего, что наглядно доказывает статистика.

Как следствие, процесс придания интернету большей осмысленности вполне можно начинать с тотальной кампании за разумное поведение в Сети. Что-нибудь вроде «Не матерись на форумах без дела — и окружающие не будут считать тебя бараном». Учитывая стоимость тотальных рекламных кампаний в Рунете сейчас (а она несущественная по сравнению с ценой рекламы на традиционных носителях), разочек-то попробовать можно.

Другой вопрос, что Рунет — это далеко не весь интернет. Координация действий подобного рода в масштабах Сети на данный момент не представляется возможной по целому ряду очевидных причин. Однако никто не отменял глобальных баннерообменных сетей, которые, если собрать их в пучок, вполне могут обеспечить неплохой охват аудитории, особенно в сочетании с контекстной рекламой на ресурсах, которые любит целевая аудитория рекламной кампании.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?