13 лет назад 9 ноября 2006 в 14:38 237

Музеи, что понятно, существуют самые разные. Например, музей марихуаны (есть такой в Амстердаме). Или музей секса (там же). Или музей сыра. Пива. Бумаги. Подделок. Не удивлюсь, если где-то есть музеи скрепок или ластиков, яблочных огрызков или… В общем, много есть музеев, поскольку человечество стремится запечатлеть, сохранить и придать статус “нетленки” буквально всем своим проявлениям (может быть, зря?). Но, слава Богу, у большинства даже самых оголтелых наших соплеменников пока еще слово “музей” ассоциируется в первую очередь с искусством и историей.

И хотя страстных любителей визуально воспринимаемых искусств (живописи то есть или скульптуры) по статистике меньше, нежели, скажем, меломанов, но все же и они существуют и по-прежнему мечтают поглядеть на шедевры Дюрера, Шагала или Брейгеля, рассмотреть какую-нибудь амфору или золотую скифскую статуэтку. Конечно, ничего нет лучше, чем наконец-то побродить по залам Лувра и увидеть знаменитого Аполлона или еще более знаменитую Венеру, завалиться в Дрезденскую галерею и убедиться, что Сикстинская Мадонна по-прежнему поражает воображение, или, в конце концов, забежать в родной Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина – взглянуть на “малых голландцев” и Рембрандта. Но, увы, это не всегда и не для всех возможно. Для таких страдальцев, жаждущих припасть к источнику высокого и прекрасного и почему-либо отлученных от него, созданы всяческие виртуальные ресурсы, в том числе и сайты музеев. Чем могут и чем не могут порадовать такие сайты, мы сейчас и попробуем выяснить.

Художественные музеи

Нужно заметить, что в большинстве своем сайты наиболее знаменитых художественных музеев однотипны и академичны, то есть сухи, ориентированы на пользователя, готового воспринимать научный стиль комментариев, и строго информативны. На сайтах Эрмитажа, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковской галереи можно, помимо общей информации о музее (время работы, адрес, экскурсии и проч.), познакомиться с историей музея, с основными, наиболее известными шедеврами из коллекции, временными выставками.

Все музеи занимаются, в частности, обучением и образованием сограждан, по разным причинам возжелавших приобщиться к высокому и прекрасному. Есть специальные курсы для школьников, часть из которых вознамерилась сделать искусствоведение своей профессией и посещает лекции, чтобы подготовиться к экзаменам на соответствующие факультеты, и есть курсы для взрослых, просто живо интересующихся искусством (такой народ тоже есть, не сомневайтесь).

Сайт Эрмитажа http://www.hermitagemuseum.org/ весьма объемный и очень четко структурированный, что, понятно, облегчает ориентацию. В разделе “Справка” можно узнать ответы на самые распространенные вопросы, а также познакомиться с поэтапно расписанными рекомендациями по техническому овладению информацией. Например, узнать, как, определенным образом управляя мышью, можно рассмотреть представленные на сайте экспонаты со всех сторон.

“Информация для посетителей” помимо всяческих ожидаемых сведений (часы работы, цена билетов, как проехать и т. д.) содержит планы этажей музея, так что можно заранее решить, в каком порядке осматривать коллекцию и вообще мысленно проделать будущую экскурсию. О чем раздел “История Эрмитажа” – понятно без комментариев. “Шедевры” – это презентация наиболее известных произведений с аннотациями.

Комментарии лаконичные и в основном касаются фактической стороны дела (кто нарисован, когда, кем и при каких обстоятельствах), если картина сюжетная – коротко комментируется сюжет. На мой вкус, все это хорошо, но все же интереснее было бы прочитать что-нибудь концептуальное – для чего используются именно такие цвета, такая техника – в чем, в общем, собака зарыта, как говорит один мой знакомый, не вполне владеющий русским языком.

“Цифровая коллекция” задумана как виртуальный вариант всех эрмитажных запасов, но полное осуществление проекта – впереди. Те экспонаты, которые уже выставлены, можно рассмотреть при разрешении экрана 800 х 600 и 1024 х 768, кроме того, любой фрагмент можно увеличить и разглядывать отдельно. “Обучение и образование”, во-первых, сообщает о всяческих экскурсиях, лекциях и абонементах для детей и взрослых, а во-вторых, предлагает навестить “Виртуальную академию”, в которой, правда, представлены только три курса – “Зимний дворец”, “Времена рыцарей” и “Древний Египет”, но зато они довольно занятны и красочны.

Причем рыцарский раздел, видимо, рассчитан на школьников, а потому выглядит более раскрепощенным, чем прочие, строго академические, – открывается обращением героя Герольда к “благородным жителям страны интернет”, построен в виде вопросов-ответов – короче, не обременяет, но радует. Сайт Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина www.museum.ru/gmii тоже в полчаса не обойдешь. У ГМИИ есть несколько филиалов – учебный музей слепков и копий с памятников искусства Древнего Египта, Древней Греции, Рима, европейского Средневековья, эпохи Возрождения, музей-квартира Рихтера, музей личных коллекций – и каждому отводится раздел.

В основном разделе – информация (новости, план выставок, работа с детьми, экскурсии, лекции), история музея (в частности, коротко рассказывается о Випперовских чтениях – ежегодных научных конференциях и о Декабрьских вечерах – ежегодных фестивалях классической музыки, но это “для тех, кто понимает”), коллекция и раздел, адресованный специалистам (нумизматика, рукописи). Коллекция музея представлена довольно лаконично. На сайте размещены избранные, наиболее известные, работы (с аннотациями в традиционном академическом стиле). Кроме того, представлены и круговые панорамы залов, правда, только двух (Олимпийский зал и Европейское искусство XX века).

Впечатление такое, что в центре зала размещена камера, которую можно разворачивать в любом направлении, обозревая экспонаты. Это занятно, но практической пользы особенной не приносит. Например, что за картины находятся в зале Европейского искусства, понимаешь только в том случае, если уже хорошо с ними знаком. В противном случае это симпатичные цветовые пятна в рамочках. Что-то вроде картин в игре The Sims. Изображение можно приблизить, но тогда оно расплывается. 

На сайте Третьяковки http://www.tretyakov.ru/ “есть то и это”, как по схожему поводу заметил поэт Давид Самойлов, а именно подробная информация для посетителей, и события, и история, и выставки, и образовательные программы (причем не только приведен список лекций и экскурсий, но и представлены экскурсоводы – с фотографиями, так что можно выбрать особенно понравившегося / понравившуюся), да только нет самих картин. Раздел “Экспозиция” заявлен, но не открывается. Зато сообщено об электронном издании, где “можно найти подробный анализ 180 лучших экспонатов, полноэкранные и увеличенные изображения произведений и их фрагментов, получить возможность кругового осмотра скульптуры и панорамного обзора залов, прослушать лекции”. Диск продается в магазинах Галереи и стоит 250 рублей.

Сайт Русского музея http://www.rusmuseum.ru/, пожалуй, чересчур немногословен. Например, картины из коллекции в чрезвычайно мелком формате, но даже после увеличения они практически никак не комментируются. Обозначены имя автора, название, год создания. Более или менее подробные анонсы, которые иногда еще и сопровождены хорошими, достаточно крупными фотографиями картин (например, кустодиевских), посвящены выставкам. Непонятно, однако, почему некоторые анонсы иллюстрированы, а некоторые – нет. Есть здесь и две виртуальные выставки, действительно интересно сделанные.

Чтобы их навестить, нужно установить Shockwave, что, впрочем, не составляет никакого труда – поэтапные рекомендации по бесплатной установке сей утилиты размещены на сайте. Кстати, сайт извещает о том, что при РМ существует интернет-центр, “предназначенный для обеспечения возможности бесплатного пользования ресурсами глобальной сети интернет, относящимися к сфере культуры и искусства”, которым легко могут воспользоваться в определенные (прилагается расписание) дни студенты, искусствоведы, научные работники при наличии соответствующих документов в течение двух часов в день, если приедут за этим в Питер.

Чрезвычайно симпатичен сайт Британского музея http://www.thebritishmuseum.ac.uk/, в котором, как известно, чего только нет, то бишь есть памятники всех известных мировых культур. Из одной Греции только сметливые англичане в свое время понавывозили бездну античных подлинников прямо-таки “с мясом”, то есть вместе со стенами. Конечно, колоссальную коллекцию музея сайт представляет только отчасти (от очень небольшой части), но он хорошо оформлен, сопровожден остроумными аннотациями (Славься, Британия! С твоим бессмертным юмором!) и вообще оставляет впечатление, что музей – полный жизни организм, а не саркофаг с давно никому не нужным прахом. Скажем, вот такая деталь: в разделе “Компас”, предлагающем сориентироваться в виртуальных коллекциях, посетителя встречает гостеприимно улыбающийся череп – ацтекская мозаичная маска Кецалькоатля (XV-XVI вв.).

Вообще, по сравнению с русскими сайтами, британский кажется воплощением свободы – его создатели явно не боятся, что за отступление от высокой академической нормы недобрый (хотя и справедливый) гражданин начальник недели на две поставит их на колени на горох. Поэтому даже на фотографии, представляющие разные разделы сайта, смотреть приятно: они живые и оригинальные. На сайте два “компаса” – общий и для детей. На каждом – экспонаты коллекций. Изображения увеличиваются, фотографии замечательные – выгодный ракурс, высокая четкость изображения. Детский “компас” встречает посетителя мультяшным Львом, дружелюбно машущим хвостом. Помимо экспонатов и аннотаций, здесь вывешены детские рисунки – впечатления от выставок.

Анонсы выставок на сайте Лондонской национальной галереи nationalgallery.org.uk вызывают просто спазмы самой мучительной зависти. Сейчас (и до 
4 апреля) у них там экспонируются Брейгель и Босх, а в скором будущем ожидается экспозиция картин Эль Греко. Тексты к выставкам живые, с картами странствий художников, с иллюстрациями. Основная коллекция разделена на несколько эпизодов. Коллекция для начинающих странников по музею рассказывает о жанрах живописи с демонстрацией примеров и комментариями. В разделе, посвященном лучшим экспонатам, размещены, естественно, самые знаменитые опусы. Их можно рассматривать в деталях – выбрав на картине нужный фрагмент, выделить его с помощью мыши красным квадратом, при этом рядом с небольшой по размеру фотографией появляется крупное изображение фрагмента.

Двигая мышкой по полю картины, можно как угодно медленно перемещаться по пространству живописного полотна. Нужно сказать, что это чрезвычайно увлекательно и полезно, поскольку позволяет сосредоточиться на деталях и в то же время не терять из виду картины в целом. Нечто подобное есть на сайте Эрмитажа, но там каждый выбранный для просмотра фрагмент нужно “заказывать” отдельно, отчего общее впечатление теряется. К сожалению, на английском сайте выставлено, конечно, немногое, но то, что выставлено, представлено более чем полноценно и продуманно. В частности, в сопроводительных статьях даются ссылки на расшифровку терминов и биографические справки.

Мемориальные музеи

По большей части, сайты мемориальных музеев однообразны. Некоторые уж вовсе напоминают домашнюю страничку начинающего пользователя (например, сайт Музея А. Грина или 
А. С. Пушкина в Одессе – museum.odessa.net/museum_pushkin), другие более профессиональны, но тоже не слишком занимательны. Выдержанный в серо-черных тонах сайт Музея Достоевского (www.md.spb.ru) добросовестно сообщает необходимые факты, сопровождая рассказ фотографиями для людей с очень хорошим зрением, то есть, попросту говоря, маленького формата. Примерно так же организован и сайт Всероссийского музея А. С. Пушкина.

В его состав входят несколько филиалов и представлены эти филиалы неравноценно. Если о музее-квартире Некрасова сообщается вообще нечто чрезвычайно безликое (“бережно сохраняется бесценная коллекция…”) и это безликое не сопровождается иллюстрациями, то о Лицее рассказано довольно подробно, но именно о Лицее, а не об экспозиции музея. В общем, в организации сайта реализован русский принцип “как Бог на душу положит”.

Сайт музея Ломоносова (lomonosov.pomorsu.ru) в целом повеселее: вывешены фотографии залов, помещен ряд статей, сухих, но информативных, в разделе “Резьба по кости” некоторые экспонаты можно даже рассмотреть в увеличении, хотя и недостаточном, чтобы не угадывать, а видеть, например, фигуры святых на картинах, сделанных из кости. Самый богатый информацией и иллюстрациями сайт у Государственного мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина Михайловское (http://www.pushkin.pskov.ru/). Во всяком случае, можно составить представление о том, что же такое этот заповедник, как выглядит и чем знаменит (кстати, фотографии можно увеличивать).

Тех, кто теряет волю при виде стыковочных узлов, спускаемых аппаратов и прочих космических железок, приспособлений и механизмов, должно неудержимо влечь и тянуть в Мемориальный музей космонавтики и на его сайт (museum.ru/kosmonav). Для любви нет преград, поэтому фанат космоса, видимо, и на таком сайте найдет что-нибудь утешительное для себя, но на трезвый взгляд обычного человека сайт весьма далек от совершенства. На ожидаемом черно-сине-звездном фоне располагаются фотографии всяких там “узлов” и макетов спутников и ракет с содержательными подписями вроде “первым вошел в атмосферу Венеры и произвел необходимые замеры”. Особенно радуют такие сообщения, как, например, “выставлены подлинные чучела Белки и Стрелки”. Среди прочей ценной информации, кстати, объявление о том, что можно взять напрокат скафандр. Почему до сих пор никому в голову не приходило развлечь себя таким нетрадиционным способом, как дефилирование по улицам родного города в скафандре?

Так же уныло (хочется почему-то сказать “заунывно”) устроен и сайт Планетария (planetarium.ru). Тот же фон, такого же, в общем, типа фотографии. Несколько поживее “Космическая галерея”. В ней есть раздел, посвященный космическим явлениям, – это занятно, хотя фотографии маленькие, а комментариев к ним и вовсе нет, только названия явлений. Тут же картины-фантазии на тему завоевания космоса (ага, прямо-таки прослеживается влияние синематографа на лучшие отечественные умы – прим. ред.). Почему-то от таких сайтов ожидаешь, что на них все будет двигаться, перемещаться, впечатлять и изумлять. Короче, ожидаешь высокого и… обретаешь набор банальностей.
Всякие другие…

Прекрасный сайт у музея-заповедника “Павловск” (pavlovskart.spb.ru) – одного из самых крупных в Европе “памятников дворцово-парковой архитектуры”. И интерьеры Павловского дворца, и пейзажи парка щедро представлены на сайте, причем представлены не только в виде отличных, эффектных фотографий, но и в виде панорам, которые можно обозревать с разной скоростью. Чтобы увидеть QuickTime VR (Virtual Reality) изображения музея, понадобится QuickTime, который можно загрузить, пользуясь пошаговыми подсказками, приведенными на сайте. Впечатления, действительно, весьма яркие. И дворцу, и парку посвящен комплекс статей, которые характеризуют все основные составляющие экспозиции. К статьям прилагаются схемы, планы и фотографии.

Совершенно замечательный сайт у Дарвиновского музея (darwin.museum.ru). Судя по стилистике, он предназначен исключительно для детей, а “уважаемые товарищи взрослые” могут отдохнуть в сторонке. Вот уж действительно “все лучшее – детям”. Информации – море. Она сама по себе увлекательна и изложена в легкой и интересной манере. Иллюстраций самого отличного качества – масса. Например, к разделу о динозаврах прилагается около 300 изображений, к разделу “Микроэволюция” – 400 изображений и звуковые записи. Есть планы залов с обозначением витрин. Щелкнув на какую-нибудь из виртуальных витрин, получаешь обзор ее содержимого.

К каждому разделу прилагаются тесты и занятные упражнения, позволяющие себя проверить или усвоить новые сведения. Есть и целостные лекции. Короче, заглянув на этот сайт, во-первых, нескоро выберешься, а во-вторых, никогда не пожалеешь, что сюда попал. И почему для детской аудитории можно сделать и вполне научный, и занимательный сайт, а для взрослых – только что-нибудь в стиле “медленно и печально”?

Милый сайт у Bethnal Green Museum of Childhood – Музея детства в Лондоне (vam.ac.uk). Оформлен в стилистике “моя первая книжка”. Основная коллекция музея – игрушки. Они и выставлены на сайте, причем в движении. Для того чтобы обрадовать себя этим зрелищем, нужно установить QuickTime. Кроме того, на сайте есть незатейливая игра “Построй игрушку”. Мастеришь себе из деталек небольшого монстрика (например, поросенка на тракторных гусеницах) и бегаешь свинкой по лабиринту. В конце игры счастливо избежавший опасностей персонаж получает в награду коробочку-домик с телевизором, батареей и кактусом внутри. Очень затягивает. Особенно если тебе лет 8-10. В целом забавно.

Ясное дело, что если есть музеи карманных календарей и мыши (не компьютерной, а обычной, которая сыр любит), то уж без музея золота представить себе коллекцию культурных памятников совсем невозможно. Совершенно роскошный сайт (на испанском и английском языках) создан Museum of gold banco de la republica Bogota – Музеем золота в Боготе anrep.gov.co/museo. Статьи о “культуре золота” подробные и, кажется, написаны с наслаждением. В целом информации – бездна. Кроме того, карты, планы и схемы, экспонаты, особенно впечатляющие на стильном и драматическом черном фоне, техническое совершенство сайта (все мгновенно открывается, загружается, движется) – в общем, поражает (эх, умеют движки люди писать – прим. ред.). Помимо всего прочего, посетителю предлагают изготовить, руководствуясь рекомендациями, приведенными на сайте, какую-нибудь поделку в духе давным-давно ушедших цивилизаций.

Судя по контенту сайта канадского Музея почты civilization.ca/cpm/cpme.asp, канадцы гордятся любыми национальными проявлениями – добротно сделанный сайт содержит множество визуальных материалов. Каждый экспонат любовно описан: что сие есть, из чего сделано, для чего существует, какого размера и прочее. В целом очень интересно. Экспонаты рассортированы по разделам, поэтому можно полюбоваться разнообразием штемпельных подушечек, печатей, гирь, почтовых вывесок, почтовых же автомобилей и т. д.

У прогрессивного (современного и интеллектуального) московского Музея кино, соответственно, и сайт прогрессивный и стильный (museikino.ru). Структурирован сайт очень хорошо, поисковая система комфортная, аннотации к фильмам осмысленные. Понятно, что здесь помещена информация о коллекциях музея – рукописной, изобразительной, о фондах анимации и плакатов, о фототеке и библиотеке. Кроме того, есть виртуальные выставки (“Сергей Эйзенштейн. 100 моментов жизни”, “К 100-летию Бориса Барнета”, “Андрей Арсеньевич Тарковский”). Жаль только, что журнал “Киноведческие записки” заявлен на сайте, но не опубликован: названия статей сулят много интересного, а вот чтобы почитать… придется выйти из интернета.

СЭВ, который лопнул

Чрезвычайно занятный виртуальный музей обустроен на сайте museum.defa.ru/about. Он называется “Бренды СЭВ”. (Если кто не помнит, СЭВ – Совет Экономической Взаимопомощи – это псевдодружественный союз псевдосоциалистических государств Восточной Европы.) Посвящена экспозиция музея недавней – советской – истории, реалиям и приметам эпохи. Почему-то, как и соответствующая передача “Намедни”, это задевает за живое. Превращение на глазах личного прошлого миллионов в безвозвратное прошедшее придает совершенно обыденным вещам особый статус.

Авторы музея взялись вспомнить об “известных заграничных персонажах, модных предметах, популярных событиях 70-х и 80-х годов”, подразумевая под заграницей “исключительно такие страны, как Польша, ГДР и Венгрия”, поскольку весь прочий мир был совершенно недоступен советскому человеку. Музей разделен на “залы”-страны (ГДР, ЧССР, СФРЮ – если кто еще помнит, что означают сии аббревиатуры), среди экспонатов всякая всячина – и киностудия попадется, и сервиз, и Карел Гот – главный иностранный певец советской эпохи. 

Тексты честно информативные, но, к счастью, не безоценочные – без иронии такие вещи воспринимать трудно. Визуальный облик музея вполне в стиле 1970-80-х годов, к каждой статье прилагается иллюстрация, а иногда и несколько. Музей приглашает к сотрудничеству. Когда сайт грузится, мерзко мигает белой надписью на кумачово-красном фоне.

Первобытные истории

 

О новаторском подходе к виртуально-музейному делу заявлено на сайте vm.
kemsu.ru. Это сайт Виртуального музея первобытного искусства, созданный при участии группы “Открытое общество” (фонд Сороса).

“Главная его особенность в том, – сообщают создатели, – что здесь как будто в одном музее собраны экспонаты, которые на самом деле хранятся в совершенно разных музеях, в разных странах и даже на разных континентах.

Еще одна немаловажная особенность состоит в том, что наш “музей” сочетает экспозицию традиционного музея с музеем-заповедником на открытом воздухе”.

Иначе говоря, все можно рассмотреть и вблизи как отдельный экспонат, и в контексте пейзажа. “Залы” – это эпохи (неолит, бронзовый век и прочее).

Экспонатов не так уж много, но посмотреть их можно в разных ракурсах – общий план, крупный и отдельно.

Сопроводительные тексты хороши, потому что концептуальны.

Помимо сухих фактов приводятся гипотезы и интерпретации. Рассказано и об исследователях древнего творчества.

Правда, дизайн сайта несколько уныл, хотя нельзя не признаться, что песочный фон с графическими рисунками на нем действительно почему-то ассоциируется с первобытными временами.

Приведен и обзор веб-ресурсов с краткими разумными аннотациями, как в приличном обществе.

Сайт существует на двух языках – русском и английском.

 

Виртуальное лучше

 

Виртуальные музеи в каком-то отношении могут оказаться интереснее сайтов, посвященных музеям реальным. Прежде всего, они не стеснены рамками реальной коллекции.

И выставляя в виртуальном музее живописные полотна, создатель его пользуется самыми разнообразными источниками.

Обильный виртуальный музей живописи расположен на сайте sai.msu.su/cjackson/
morisot/p-morisot18.
htm

Художников здесь предлагается отыскивать по нескольким принципам – по алфавиту (есть алфавитный указатель), по странам мира и эпохам.

То есть, если нужно поглядеть на полотна Боттичелли, ищешь в алфавитном указателе великого итальянца, если нужно узнать, что за французские художники XVI века остались в памяти человечества, отправляешься в раздел, посвященной этой самой эпохе.

Комментарии приведены очень скупые, о картинах сообщается только самая необходимая информация (название, размеры, год создания, музей, в котором опус хранится), но посмотреть есть на что.

Скажем, фрагмент, посвященный Боттичелли, включает 16 полотен – все самое известное.

Вердикт: пополнить багаж знаний на этом сайте вы сможете, но разве что слегка. Язык – английский.

Данилова

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?