18 лет назад 2 ноября 2006 в 12:58 695

То, что компьютерный и околокомпьютерный рынок стал окончательно необъятным, спорить, пожалуй, сейчас уже не будет никто. И дело даже не в том, что hi-tech-рынок принципиально вырос в денежном отношении (а он действительно очень-очень вырос в денежном отношении, помимо всего прочего), а в том, что он стал гораздо разнообразнее. Несмотря на то, что, по большому счету, производственные мощности индустрии сосредоточены в нескольких крупных регионах, ассортимент технических разработок на рынке чрезвычайно велик.

К примеру, появилась технология MP3-плейеров на флэш-картах, годик-другой ее несколько крупных ветеранов рынка обкатывали на наиболее обеспеченной части пользователей, потом цены на все исходники для создания таких аппаратов начали падать, так как уже можно и нужно было деньги отбивать на массовом потребителе — и вот тут-то в дело вступили производители второго эшелона. Кстати, в данном контексте формулировка «второй эшелон» вовсе не означает пренебрежительного отношения с моей стороны к компаниям подобного рода, у них просто иная модель построения бизнеса, но по оборотам и возможностям они зачастую сопоставимы с публичными лидерами отрасли.

Благодаря этим компаниям, на рынке появилось просто чудовищное количество разного рода цифровых плейеров. По крайней мере, у меня сложилось впечатление, что ими завалена существенная часть Москвы, причем цены на многие модели уже преодолели психологический барьер в сто условных единиц, и при этом их заявленные возможности весьма неплохи для таких денег. Да и с размерами производителям наконец удалось разобраться, и чудеса цифровой эпохи размером с полкирпича на полках рынков и магазинов уже не попадаются. Все больше продаются вполне употребимые в домашнем хозяйстве аппараты…

Проблема в том, что эти компактные и, в общем-то, довольно высокотехнологичные плейеры очень разнятся по своему реальному качеству и возможностям. Выпущенные на свет компаниями, про которые мы, по большому счету, ничего и никогда не слышали, и под брендами организаций, о которых мы раньше тоже ничего не слышали (иногда потому, что бренд регистрируется за полгода до появления у нас на рынке продукции), эти девайсы зачастую по коварству своего характера могут сравниться разве что с инопланетянами из «Вавилона-5» (я в этот сериал пристально, честно говоря, не всматривался, но всякие хмурые инопланетные дяди в розовых подштанниках неплохо так впечатляли даже при эпизодическом ознакомлении).

Как правило, они работают, и в общих чертах их поведение совпадает с описанным в инструкции. Но не всегда. За последнее время я таких девайсов перевидал, наверное, с ведро. Приобрел, кстати, неожиданную привычку — внимательно читать инструкцию по эксплуатации устройства, прежде чем давить на все кнопки и дергать за все веревочки. Раньше ведь как было: девайсы на тестирование поступали преимущественно от хорошо знакомых компаний. А теперь порой такое приносят, что диву даешься. И многие из этих незнакомых устройств обладают странным свойством — они часто начинают глючить даже при легком несоблюдении принципов эксплуатации.

К примеру, все аккумуляторы ко всем портативным штучкам надо, теоретически, первый раз заряжать определенное время (сколько я себя помню, ни один аккумулятор положенного времени на зарядке в первый раз не простоял). Мне же всегда было интересно девайс побыстрее поковырять, и еще ни разу из-за этого потом устройство не глючило. А за последнее время я таким образом два аккумулятора на двух разных девайсах испортил, чем был неприятно удивлен. Помимо этих случаев были и другие, так что теперь я очень внимательно читаю инструкцию к устройствам плохо знакомых мне производителей.

Между тем, глюки в таких малоизвестных у нас устройствах бывают не только после некорректных действий пользователя, но и сами по себе. И судя по всему, не у одного меня сложилось опасливое впечатление. Давеча вот один практически коллега (он сотовыми телефонами занимается на уровне управления розничными продажами, поэтому ситуацию неплохо себе представляет) продемонстрировал мне плейер компании, название которой я не могу привести здесь по цензурным соображениям, ибо оно очень по звучанию и написанию сходно с популярным русским матерным словом. Аппарат этот размером с одну четвертую пачки сигарет, весь из себя такой аккуратный, стоит сто долларов.

Памяти — 256 мегабайт, то есть вполне достаточно. Правда, вышеупомянутый коллега жаловался, что девайс как-то немного странно работает. То есть, в принципе, все нормально: музыку играет, огонечками мигает, но вот периодически его несколько таращит. Слегка так, но подглючивает. В результате мозгового штурма мы пришли к выводу, что, видимо, это виновата не принципиальная конструкция устройства, которая, наверняка, учитывает значительную часть идей, придуманных сотрудниками компаний первого эшелона и ими же оплаченных, но ее техническое воплощение. Иными словами, собрали девайс как-то немного кривовато, вот и «дергается» он периодически.

Но, что поразительно, далеко не все неизвестные девайсы плохие. Среди этой волны устройств со странными названиями, а порой и с еще более странными возможностями попадаются чрезвычайно удачные представители, причем нельзя сказать, что их количество невелико. Где-то половина из всего, что поступает к нам на рынок, вполне заслуживает внимания, поскольку вполне даже может быть использована с пользой для дела и хозяина.
Надо ли говорить, что все вышесказанное относится не только к плейерам? Сходная ситуация сложилась, к примеру, на рынках материнских плат, всяких цифровых девайсов фотографического назначения, различной компьютерной периферии, многих комплектующих, карт памяти — да практически во всех сегментах высокотехнологичного рынка.

То, что раньше называлось одним емким словом noname, уже не тот однородный поток наспех сделанного на коленках железа, который радовал нас еще год-полтора назад. Нет, на нем уже появились свои лидеры, которых уже и к noname отнести довольно сложно. Ну, подумаешь, размещает себе тайваньская компания, зарегистрированная каким-нибудь островным оффшором с голландскими корнями и польскими учредителями, заказ на аутсорсинговое производство материнских плат на одном из заводов в Китае — ну и что? Они же делают довольно-таки красивую упаковку (сейчас материнские платы упаковывают почти так же, как раньше — ювелирные изделия. Преувеличил, конечно, но несущественно), стремятся поддерживать качество на уровне, пристально следят за состоянием дел на рынке и наработками старших товарищей по рынку… Стараются, одним словом, делать пристойную продукцию.

Беда в том, что тем компаниям, которые действительно делают качественную продукцию, довольно сложно донести благую весть о том, что их продукция неплохая, до своего конечного потребителя. Наш пользователь очень консервативен, он верит в бренд, который видел еще в далеком компьютерном детстве, а все остальное — это происки империализма вообще и врагов в частности. И его можно понять: количество подделок под продукцию известных компаний, реализованных у нас на рынке за последние несколько лет, не поддается исчислению.

Но положение вещей действительно изменилось. Может быть, имеет смысл просто принять новые условия игры и мыслить категориями не производителей, но линеек продуктов? Ясное дело, что у любой, даже самой крупной и опытной компании бывают успехи и неудачи — и что? Она же не становится от этого хуже, такое бывает в любой области человеческой деятельности. А обратная сторона этой идеи — далеко не всякая продукция, выпущенная неизвестными нам господами, обязательно неудачная.

Сейчас все стараются выпускать все. Активно идет обновление и расширение парка техники, принадлежащего среднестатистическому жителю относительно развитой страны (кстати, мне рассказали, что высшее образование, оказывается, имеют только 17 процентов населения земного шара. У остальных как-то не случилось), поэтому каждая уважающая себя компания, подписавшая договор с несколькими производственными линиями в Азии, делает одновременно мыши, клавиатуры, джойстики, не брезгует веб-камерами и, например, цифровыми фотоаппаратами, благо что они почти уже совсем веб-камерами стали (или наоборот? Не разберешь уже). Как вы понимаете, выпустить удачный продукт получается не всегда, но периодически выходит. И это здорово, так как законы естественного отбора работают гораздо лучше, если участников эволюции не пять, а пятьдесят или сто пятьдесят.

Иными словами, незаметно, но неумолимо появляются новые производители, способные, несмотря на свою юность, произвести впечатление на рынок. Особенно приятно, что среди них попадаются и отечественные компании. Кстати, вот она, маркетинговая инерционность потребителей: часть этих компаний не стремится афишировать свое российское происхождение, так как боятся отпугнуть потенциальных покупателей. Наши уже научились делать вполне конкурентоспособную технику (тот же Rover, или Rolsen, или iRu). Но в это почему-то многие до сих пор не верят, хотя ситуация уже стала универсальной — производственные схемы у наших и, к примеру, тайваньских производителей не принципиально различаются.

Мы официально объявляем о том, что начинаем целенаправленное разбирательство, призванное внести хоть некую ясность и понять сложившуюся ситуацию на рынке. Причем разбирательство будем вести с точки зрения конечного пользователя. Среди массы электроники, которая нас окружает, процентов 15-20 способны сделать нашу жизнь намного удобнее и приятнее, проблема лишь в том, как выделить эти самые пятнадцать процентов из общей массы.

Уважаемые читатели! Убедительная просьба, даже сразу две: во-первых, рассказывайте нам о малознакомых вам торговых марках и моделях девайсов, периферии, комплектующих и гаджетах, про которые вам интересно было бы узнать побольше, во-вторых, комментируйте наши попытки двигаться в этом направлении. Мы начинаем масштабную разведку рынка, результаты вам представим не сразу, но обещаем, что их будет много и они будут интересными и полезными.
Сделаем нашу жизнь лучше с помощью недорогой электроники, комплектующих и периферии (ура, товарищи — прим. ред.)! Конечно, длинновато, но для рабочего девиза сойдет.

Ну все, я пошел тестировать очень странную, но интересную цифровую видеокамеру (и ведь он действительно пошел… и нас с собой настойчиво потащил — дружное прим. редакции).

Красота исполнения

 

Если технические особенности внутреннего устройства новых девайсов имеют довольно много общего с оными продукции компаний-ветеранов, то с дизайном ситуация не столь однозначна.

Как известно, в стремлении привлечь потенциального клиента внешним видом предлагаемого аппарата сначала были замечены производители сотовых телефонов, но сейчас уже и остальные подтянулись.

Причем, судя по всему, к нам на рынок поставляются едва ли не самые консервативные разновидности дизайнерских идей, бытующие ныне на прогрессивном Западе.

К примеру, посещение одного японского ресурса, посвященного сотовым телефонам, произвело на меня неизгладимое впечатление: ощущение осталось такое, как от сборника иллюстраций для учебника по неэвклидовой геометрии.

Такое все, знаете ли, странное и фиолетовое. Открывается в трех направлениях и поддерживает стандартов больше, чем у меня пальцев на руках. И все так радуются, дескать, красота какая неземная…

Может быть, действительно, в странной внешности новомодных аппаратов есть некая правда, которая мне просто недоступна?

 

Исполнение красоты

 

А вот с адаптацией девайсов к человеческим нуждам ситуация местами еще, мягко говоря, не очень. К примеру, ну почему вот в комплекте с карманниками и смартфонами не идут еще пленочки, призванные защищать экран от пыли и царапин?

Я, конечно, понимаю, что есть такой специальный бизнес, где люди на этих пленочках вполне ощутимые деньги зарабатывают, но я-то тут причем? Я пока собрался эту пленочку купить, месяц боялся КПК за пределы дома выносить (кстати, еще и потому, что штатный чехол к моему карманнику не выдерживает ну просто никакой критики).

Почему только на одних наушниках из двух десятков моделей делается компактный регулятор громкости где-нибудь ближе к самим «телефонам»? Зато пульт ДУ на проводе от наушников размером с коробок и весом грамм семьдесят считается нормой. А то, что с ним не особенно удобно ходить — ну, знаете ли, зато экран большой.

Можно смотреть на большие цифры и читать названия композиций. Прелесть какая. Мне не нужен большой экран, мне надо, чтобы удобно было громкость регулировать не только из глубин кармана джинсов, где плейер обычно лежит.

И вообще, полцарства за карманный компьютер, который не надо заряжать в туалете вагона поезда (больше нигде нет розеток, а батарейки в него нельзя вставить. Кстати, опять-таки — почему? Чем плохи батарейки?) каждые 15 часов во время трехсуточного путешествия!

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?