10 лет назад 4 сентября 2014 в 20:26 1586

В прошлом номере были бегло рассмотрены составляющие системы жидкостного охлаждения. Но для полного базового понимания стоить также описать их разновидности и ответить на вопросы, встающие перед каждым, кто решается на трубопровод внутри корпуса ПК. Этому, а также прочим мелким нюансам и посвящен данный материал.

Watercooling_P2_1

Как понятно из первой части, система жидкостного охлаждения может быть очень эффективной и эффектной. Если вы сознательно намерены устанавливать систему самостоятельной сборки, настоятельно советую отнестись к подбору компонентов ответственно и не вестись на дармовщину. Например, сэкономили вы на штуцерах, взяли алюминиевые вместо латунных, а ватерблок – медный, а хладагент – вода с антибактериальными присадками. Велком чистить все компоненты СВО от продуктов коррозии и покупать новые штуцеры уже через пару-тройку недель. А если подождать пару месяцев, то и насквозь проесть может…

Watercooling_P2_2

Так что самый правильный подход – составить проект. Поработайте над расположением компонентов системы, определите способы их крепления и соединения друг с другом, проверьте возможность приобретения всех элементов. Делать это надо независимо от цены комплектующих и уровня их направленности. Например, если вместо модных прозрачных трубок решились использовать тормозные магистрали (ну работает ваш друг/брат на заводе таком), а в радиаторы записали чугунные батареи отопления, все равно проекту быть, хотя бы на бумаге, хотя бы в виде схемы и перечня оборудования. Лучше всего сделать базовую трехмерную модель с соблюдением масштаба и попытаться впихнуть все в корпус. Трехмерная модель также хороша тем, что можно примерно оценить внешний вид, подобрать наиболее подходящие по цвету/форме/виду элементы. Частенько основной причиной установки СЖО является именно завораживающий внешний вид, а эффективный отвод тепла от компонентов ПК рассматривается как приятный бонус.

Watercooling_P2_3

Стоит учесть, что при проектировании материнских плат предполагается, что радиаторы подсистемы питания и все околосокетное пространство будут обдуваться силами процессорного кулера (за базовую модель берется боксовый от Intel, как самый распространенный). При установке ватерблока на процессор обдува нет, и даже при работе на штатных частотах температура компонентов VRM может повышаться до опасных значений (более 70 градусов). Этот момент стоит заранее продумать и обеспечить силовые ключи собственными водоблоками или поставить небольшой вентилятор. Есть также full-cover-водоблоки, они выпускаются для популярных моделей матплат (комплектами) и видеокарт (одним, так сказать, куском). Плюс – готовое, эффективное и презентабельное на вид решение, минус – высокая стоимость и проблемы с поиском версий под свое железо.

Watercooling_P2_5

Однако фулл-каверы очень выгодно использовать для видеокарт, объединенных в CrossFire- или SLI-тандем, потому как штатные воздушные СО и многие универсальные ватерблоки на графические процессоры толстые и громоздкие. С фулл-кавером толщина карты едва дотягивает до двух слотов, и никаких вентиляторов да дополнительных радиаторов городить нет надобности.

Watercooling_P2_6

С помпами тоже есть над чем подумать, и даже не об их типе (погружные/внешние, аквариумные или специализированные), а о количестве и мощности. Если в системе более одной видеокарты с фулл-кавером (чуть не забыл: у них высокое гидродинамическое сопротивление) и куча разных мелких ватерблоков (на жестких дисках, мосфетах, в блоке питания и т. д.), то имеет смысл ставить вторую помпу и/или делать два раздельных контура, потому как одна помпа такое не прокачает, особенно при тонких трубках (внутренний диаметр – менее 8 мм).

Watercooling_P2_7

Раздельные или частично раздельные контуры– тема сильно субъективная, и проще всего рассуждать о ней на конкретном примере. Скажу лишь одно: этим стоит заморачиваться либо в угоду эстетической составляющей (например, в контурах жидкость разных цветов, а расширительные резервуары размещены снаружи системного блока), либо при значительном (более пяти) количестве охлаждаемых зон. Одной зоной стоит считать либо множество мелких источников тепла, собранных в группу (мосфеты), либо один крупный (процессор, видеокарта).

Watercooling_P2_8

Небольшую прослойку во всем множестве систем жидкостного охлаждения занимают замкнутые контуры, работа которых основана на принципе естественной конвекции. У них значительно увеличена толщина трубок (иногда до нескольких сантиметров и более), а ватерблоки применяются собственной конструкции, с очень маленьким ГДС и большой площадью оребрения. В роли радиаторов выступают крупногабаритные пассивные конструкции из меди или алюминия. Монтируются они в силу необходимости вне системного блока. Достоинства – полная тишина и внушительный внешний вид (особенно если заделано под стимпанк), недостатки – долгое время изготовления, значительные траты времени или сил.

Watercooling_P2_9

Но вернемся к классическим решениям. При выборе количества и размеров радиаторов стоит учесть места их расположения. Под радиатор с принудительным охлаждением потребуется также выбирать вентиляторы, а если места много, то почему бы не взять здоровый радиатор под естественное охлаждение. Совершенно точно стоит отказаться от одного односекционного (т. е. под один вентилятор типоразмера 120/140 мм или его эквивалент), потому как толку и шуму будет ровно столько, сколько издает обычный кулер со 120-миллиметровым пропеллером, а то и поболее. Оптимальное решение по соотношению «цена/эффективность» – один трехсекционный полногабаритный (не slim-версии) радиатор из меди с тихоходными 140-миллиметровыми вентиляторами. Если на первом месте эффективность и/или охлаждаемых компонентов внутри корпуса ПК много, то следует задуматься о двух трех- или четырехсекционных радиаторах.

Выбор вентиляторов – почти религиозный вопрос. Безусловно, есть качественные малошумящие решения, а есть такие, что даже на трех сотнях оборотов могут разбудить ночью. Разновидностей море, причем как по внешнему виду, так и по характеристикам, – выбирайте на здоровье. Учитывая различную восприимчивость людей к шуму, выбирать стоит не по картинке, а по собственным ощущениям от живого прослушивания – так меньше шанса ошибиться.

Чтобы собрать все компоненты в единую систему, потребуются шланги. Они изготавливаются из разных материалов (от этого в основном зависит цена), могут быть прозрачными и непрозрачными, иметь большую или меньшую пластичность, большее или меньшее внутреннее сечение и разную толщину стенок. И все это играет роль! Слишком тонкий будет создавать дополнительное сопротивление потоку, слишком мягкий – заламываться при изгибе и схлопываться при значительной мощности помпы. Но есть общие принципы. Например, старайтесь не делать перегибов с малым радиусом – для этого есть металлические уголки. Но лучше их вообще не делать, так как они увеличивают ГДС всей системы (к слову о фулл-каверах с множеством резких поворотов). А снизить количество этих самых перегибов и вообще шлангов в системе поможет предварительное проектирование.

Новичкам рекомендуем начать не с самосборной СВО, а с готовой (ну да, только не тем, кто хочет собрать что-то свое и оригинальное. – Прим. ред.). Практически все известные компании приступили к продаже недорогих систем охлаждения замкнутого типа, базирующихся на платформе Asetek. Однако благодаря большому разнообразию основ от Asetek в последнее время производители заметно активизировались в этом направлении и стараются как могут, так что выбрать будет нелегко. Сначала обновили свои линейки компании Thermaltake и Corsair, затем к ним примкнула корейская Zalman и выпустила сразу три новые системы. Cooler Master анонсировала четыре новых охладителя данного класса, a NZXT – два. Дело было за малым: изменить дизайн, приклеить собственную наклейку и выбрать поставщика вентиляторов. Впрочем, не каждый производитель старается удешевить СВО, некоторые, наоборот, проектируют свои собственные устройства, которые на равных соперничают с аналогами.

Обычно многими энтузиастами считается, что все системы «из коробки» низкопроизводительные, но это далеко не так – комплекты водяного охлаждения от многих известных марок демонстрируют вполне приличную производительность, и про них уж точно нельзя сказать, что они слабые. (Смотря для чего. С одним процессором и/или средней видеокартой справятся без проблем, но не более того. – Прим. ред.)

Среди плюсов готовых систем можно отметить удобство – вы покупаете сразу все, что необходимо для установки водяного охлаждения, в одном наборе, да и инструкция по сборке идет в комплекте. Кроме того, производители таких решений обычно стараются предусмотреть любые ситуации – чтобы у пользователя, например, не возникло проблем с установкой и креплением компонентов (что не отменяет некоторых трудностей, потому как всех вариантов предусмотреть невозможно, особенно когда бюджет ограничен. – Прим. ред.). К минусам таких систем можно отнести то, что они негибкие в плане конфигурации. К примеру, у производителя есть несколько вариантов готовых СВО, и изменить их комплектацию, чтобы подобрать составляющие, оптимально подходящие именно вам, не получится.

Вот в целом и все из раздела «Диванные теоретики». Следующая часть будет практической.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?