18 лет назад 31 октября 2006 в 11:47 710

Эти агенты, будь то отдельные граждане на зарплате или группы товарищей, займутся интеграцией механизмов, формирующих отношение к брендам, в честную блогосферную тусовку. Этот процесс немедленно будет поставлен на коммерческие рельсы, и интеллектуальной и понятийной независимости блогосферы и населения социальных сетей от сильных мира сего (злобных и корпоративных) придет конец. Свобода умрет, и ужас коммерческого тоталитаризма воцарится даже в таком демократичном сегменте Сети, как блогосфера.
Это я, если вы не поняли,
переживал. Вернее, в силу своих скромных возможностей воспроизвел идеи, которые получили распространение в среде экспертов по социальным сетям. Между прочим, такие мысли сегодня занимают умы многих, и я не берусь утверждать, что они неоправданны.
Ибо в наше время маркетолог должен быть слаб разумом, чтобы, работая в крупной организации, которая продает не яблоки оптовикам, а нечто более близкое потребителю, не задумываться о том, какие блага сулит его родной компании блогосфера в целом и социальные сети в частности. Естественно, при грамотном их употреблении.
Так почему, скажите мне, эти независимые эксперты автоматически считают таких сотрудников крупных компаний неправыми? Совершенно неоправданное мнение, ибо хорошие мысли приходят многим людям одновременно. Когда внештатные эксперты сообразили, что внедрять агентов влияния разумно, это давно было сделано штатными экспертами. Ну, относительно давно, но тем не менее сделано.
То есть дела обстоят именно так, как описывают их независимые эксперты, только предсказания уже сбылись. Сомневаюсь, что о той же Wikipedia не осведомлены, например, в Microsoft или Intel. На секундочку: вот вы занимаетесь маркетингом в уважаемой компьютерной компании и знаете про Wikipedia. Ну, вы всерьез не озаботитесь тем, чтобы там было нормально про вашу организацию написано? Нет? Тогда вас надо уволить. Потому что от вас даже не требуется хвалебных песен-кричалок, достаточно написать правду. Ведь ваша компания много хорошего сделала. Почему бы про это не рассказать в некоммерческой энциклопедии? Вовсе не зазорно поведать и о паре неудач, чтобы придать сведениям правдоподобности.
Совсем недавно разгорелся скандал, и презабавный. Некая чета совершила вояж по супермаркетам Wal-Mart и все свои впечатления старательно выкладывала в блог (с фотографиями). Потом каким-то образом сетевая общественность выяснила, что это не супружеская пара, а наемные журналисты, которые действовали по заданию и, получается, ее, интернет-общественность, нагло обманули!
Кое-что в этой истории особенно веселит меня. Когда людям сказали: «Мы едем путешествовать по супермаркетам Wal-Mart», никто не задался простым вопросом: «Простите, а с какого перепугу?» Почему не по самым живописным местам Парагвая или памятникам русской старины, а именно по супермаркетам? Может, я излишне подозрителен, но если бы мне прислали ссылку на такой блог, то я бы сразу подумал о том, что где-то кто-то кому-то дал денег. За что-то.
А интернет-общественность — это сказка, а не общественность. Пока ей не сказали, что вот эта конкретная рекламная акция проплачена, она радовалась. Как сказали — начала переживать. Налицо свобода мышления и умение адекватно складывать два и два без посторонней помощи!
Еще одна история, с формальной точки зрения похожая на вышеизложенную. Дневник живет по адресу cosmo.livejournal.com. Его автор, который в дневнике представлен как Поль, уже много месяцев путешествует по Индии и выкладывает в блог свои фоторепортажи. Так как он сам по себе, очевидно, хороший человек и путешествует для себя, то есть искренне, то после его репортажей мне самому очень захотелось в Индию. И не мне одному: когда в горах у странника пропал фотоаппарат, читатели блога скинулись на новый. И, думаю, не пожалели ни разу.
Вы знаете, я убежден, что это предположение ошибочно, но тем не менее: если бы я узнал, что путешествие Поля спонсирует правительство Индии в рамках пропаганды туризма и платит ему зарплату, я бы ни на секунду не расстроился. Ибо интересно пишет человек и здорово фотографирует, поэтому самое правильное — порадоваться за него, если вдруг кто-то умный предложит ему за это деньги. Но — с вероятностью сто процентов — никто не догадается, кроме его читателей. Что характерно.
Положим, ситуация именно такова, как описывают ее независимые эксперты. Во всем мире социальные сети и блогосфера превращаются в серьезные средства влияния на аудиторию. Они эффективны, хотя радиус их влияния ограничен теми, кто имеет доступ к блогам. (Остальные пока лишь ощущают отголоски этого явления — вирусный маркетинг, все такое.) Но — эффективны. И что? При чем тут терзания и переживания по поводу интеллектуальной независимости сетевой аудитории? Обращаюсь к взволнованным экспертам: если независимость вам дорога, не логично ли оставить выбор за аудиторией (кстати, как она, эта самая аудитория, описывается?). Если вы хотите над этой самой независимостью поработать в свою пользу, так предложите сетевым жителям схему, которая позволит им сохранить хорошее отношение к миру без борьбы с агентами влияния, так как бороться с ними совсем ненужно. Вот, например, мне кажется, что тратить даже часть жизни на борьбу с брендом производителя газировки (любого из двух) нелепо. Смысл? Чем и кому вы поможете?
Ничем и никому. Бренд ни в чем не виноват, он живет по законам общества. Он их производная. Учитывая это, будем заниматься борьбой с его, бренда, блогом или его представителями в блогосфере? Вам самим не смешно?
Если столько людей с серьезными лицами думают над тем, как развиваться социальному сегменту интернета, и у них есть свободное время, то, может, им имеет смысл объединиться и обсудить, что именно этому самому сегменту предложить вместо осмысленной и хорошо финансируемой политики маркетинговых отделов организаций, где работают очень эффективные профессионалы? Или, как вариант, поразмыслить о том, надо ли противостоять коммерциализации блогосферы? До сих пор успешно коммерциализировалось все, и, как правило, процесс этот подстегивал развитие следующей коммерциализированной сферы. Свободное предпринимательство, все такое. То есть, может быть, нужны идеи, способствующие не противостоянию коммерции и блогосферы, а их интеграции, честной и общеполезной?
А вообще, некоторые авторитетные граждане сильно переоценивают степень своего влияния на Сеть. Довольно скоро, как мне кажется, останется два способа повлиять на распространение социально значимой информации в интернете: либо тупо дергать рубильник и отрубать этот самый интернет вместе со значимой информацией, либо учиться манипулировать процессами ее распространения без ущерба для явления в целом.
Так что у участников блогосферы, которых беспокоит развитие ситуации, есть возможность повлиять на нее. Только вот переживания еще никому ничего менять не помогали. UP

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?