17 лет назад 2 ноября 2006 в 18:25 930

Дальше для разработчиков начинается самое интересное: они выдают рекламщикам смету расходов на продвижение придуманного, садятся и ждут у моря погоды.

А у моря далеко не всегда хорошая погода. Зачастую разработка, которая представлялась чрезвычайно перспективной и в которую разные солидные люди вложили много денег, по тем или иным причинам оказывается совершенно невостребованной рынком. Если события развиваются по этому прискорбному сценарию, то работы в провальном направлении сворачиваются, затраченные деньги списываются по графе «Убытки», а рынку предлагается следующая технология или концепция.

Впрочем, бывает и так, что адекватная идея не выстреливает лишь потому, что была предложена в неудачное время, неудачным образом или неудачной аудитории. Однажды обжегшись, о ней все забывают, а спустя несколько лет, когда условия меняются, идея неожиданно оживает и начинает развиваться сама по себе, обычно в сильно измененном виде.
Многие помнят, как несколько лет назад многие компании носились с идеей тонких клиентов. На всякий случай напомню: речь шла о наборе технологий, ориентированных на крупный бизнес и позволявших производить все вычисления непосредственно на центральном сервере так, чтобы сотрудники компании работали на терминалах, связанных с этим сервером высокоскоростными каналами. Предполагалось, что такой подход решит много разных проблем, сэкономит крупным компаниям деньги и облегчит руководству таких организаций контроль над ситуацией.

В данной схеме под тонким клиентом понимался терминал без собственных накопителей и ряда других компонентов, а потому существенно более дешевый, чем обычный персональный компьютер. В надежде на широкое распространение подобных решений несколько крупных вендоров даже начали производить такого рода девайсы, но отдача от затеи оказалась неожиданно жалкой. Разумеется, где-то такая схема оказалась востребованной, и тем не менее массового перехода среднего и крупного бизнеса на интегрированные системы, обеспечивающие удаленные вычисления, так и не произошло.

Главной фишкой в идеологии тонких клиентов была как раз удаленность вычислений в сочетании со снижением стоимости клиентских машин. Возможно, одна из неявных причин того, почему идея не пошла в массы, — это недовольство производителей ПК. Представляете, как грустно стало бы руководителям фирм, которые поставляют комплектующие сборщикам персоналок, работающим на корпоративном рынке, если бы отпала нужда в половине деталей для клиентских терминалов?
С тех пор по меркам компьютерного мира прошла целая эпоха. Вычислительные мощности выросли на порядки, стоимость каналов связи во всех их проявлениях уменьшилась в разы, индустрия пережила несколько кризисов, и появилось много неожиданного.

В частности, нельзя не отметить возрождение идеологии тонкого клиента, хотя она и сильно мутировала (по понятным причинам: условия-то кардинально изменились). Сегодня она ориентирована на отдельных пользователей и не предполагает сокращение аппаратной функциональности клиентских машин. По крайней мере, пока.

В настоящее время частные лица располагают множеством широких каналов доступа в Сеть за вполне небольшие деньги. А вот с софтом ситуация принципиально не изменилась: пользовательская программа приличного уровня по-прежнему стоит несколько сотен долларов. Разумеется, в нашей стране это особого значения не имеет, но это ж наша страна, а в мире есть еще много других мест.

И вот подумали умные люди: в наше время зарабатывают деньги те, у кого есть аудитория, причем не важно какая. Собственно, тем и живут различные сервисы, такие как блоги и онлайновые фотоальбомы. Но конкуренция на этом рынке велика, так что возникла необходимость придумать нечто новое. И тут до некоторых умных людей в очередной раз дошло.
В связи с этим по адресу http://www.ajaxwrite.com/ вы найдете онлайновый текстовый редактор, который по функциональности сопоставим с MS Word. На www.writely.com живет другой текстовый редактор, с более скромными возможностями, зато тоже абсолютно бесплатный. Или вот www.zohowriter.com — еще один, и довольно приличный. Пока на упомянутых мною серверах ярко выраженной рекламы нет, но, уверяю вас, это дело времени. Причем самого ближайшего.

За пять минут через «Яндекс» я нашел полдесятка онлайновых текстовых редакторов, несколько графических, ну а количество онлайновых сервисов более узкой направленности, функционально сопоставимых со своими программными аналогами, исчисляется десятками. А главное, все бесплатно, и ни один из сервисов ничего не устанавливает на компьютер, они вообще в массе своей от пользователя ничего не хотят, кроме наличия интернет-браузера (он есть у всех) и более или менее широкого канала в Сеть (такие доступны многим). Единственное исключение — Ajaxwrite, который работает только с Firefox, но и то исключительно из маркетинговых соображений.

Ясное дело, поскольку эти сервисы юны, большинство из них не в состоянии всерьез конкурировать со своими оффлайновыми аналогами. Например, запущенный недавно онлайновый графический редактор Ajaxsketch http://www.ajaxsketch.com/, несмотря на то что позиционируется едва ли не как замена Adobe Illustrator, на самом деле и Paintbrush одолеть, скорее всего, не сможет. Но ведь это только начало…
По большому счету, значительную часть обиходных программ можно реализовать в виде удаленных сервисов. Пройдет еще какое-то время, средняя скорость доступа в Сеть еще вырастет, а цены на широкополосный доступ опять упадут, создатели подобных ресурсов отшлифуют используемые технологии, и как знать, возможно, производители классического программного обеспечения в один прекрасный день обнаружат, что у них появился целый класс онлайновых конкурентов, чьи наработки могут быть использованы совершенно произвольным образом.

Например, что мешает крупной компании отказаться от закупок MS Office, если ей предложат установить на своем центральном сервере онлайновый аналог этого пакета, сопоставимый с ним по функциональности, за скромную ежемесячную плату? Добавить туда средства контроля — и вообще красота: во-первых, экономия, а во-вторых, еще и за сотрудниками следить станет куда удобнее. Впрочем, Microsoft тоже делает определенные шаги в этом направлении, и начало тестирования Microsoft Office Live тому подтверждение. Конечные пользователи, между прочим, новым возможностям очень рады. По крайней мере, сервис Writely вынужден был закрыть регистрацию для новых пользователей в связи с перегрузкой своих серверов. Впрочем, обещали ситуацию быстро исправить.

Разумеется, удаленные аналоги традиционных приложений имеют ряд очевидных недостатков. Например, есть интернет — есть удаленные сервисы, нет интернета — нет сервисов. Авария у магистрального провайдера — и без софта остались целые районы. Да и проблемы, связанные с безопасностью и правом на частную жизнь, тоже никто не отменял. Едва ли кто-нибудь придет в восторг от того, что конфиденциальные тексты технически будут набираться непонятно где и станут доступны… ну, к примеру, техническому персоналу сервера.

Но, несмотря на это, к удивлению многих, идеология тонких клиентов возвращается. Только, с учетом современных реалий, по-моему, правильнее называть их мягкими клиентами, ибо людям предлагаются удаленные сервисы, но при этом никто не хочет, чтобы они перестали покупать нормальные компьютеры. Если разработчики таких сервисов уловили рыночный тренд, то обозначение «мягкий клиент» может и прижиться.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?