17 лет назад 2 ноября 2006 в 14:46 725

Взрослые люди про взрослые игры

Статья «Взрослые игры для взрослых людей», к моему удивлению, вызвала просто шквал откликов и писем — их пришло существенно больше, чем обычно. Все отреагировавшие быстро разделились на две категории. Первым текст категорически понравился, а вторым — категорически не понравился. Ко второй категории относится и наш читатель Михаил Алексеев, который прислал мне письмо, приведенное ниже. Письмо Михаила приводится целиком, мои комментарии — прямо под цитатами.

«Hello Remo, я просто в бешенстве от вашей статьи «Взрослые игры для взрослых людей» в любимом мной и уважаемом издании UPGRADE #41. Статья написана крайне однобоко и тенденциозно. Возможно, вам не следовало садиться за компьютер и писать подобный «эдиториал об играх». По-видимому, вы были заинтересованы не в написании интересной передовицы, а просто занялись извлечением определенного гонорара из актуальной темы игр, судя по вашему предыдущему опыту, описанному в статье.

Уважаемый Михаил, приветствия! Признаюсь вам честно, я заинтересован в написании хорошей передовицы. Другой вопрос, что далеко не всегда со статьей соглашаются все люди, которые ее прочитали. Видимо, это как раз тот случай — вы не согласны.
В журнале Upgrade действительно платят гонорары за тексты, как и в любом другом традиционно устроенном издании. И их платят не за то, чтобы с текстом согласились все читатели журнала, а за труд автора (разумеется, мы стремимся к тому, чтобы все тексты были интересны и полезны всем, но, как вы понимаете, этот идеал, к сожалению, практически недостижим).

А что вы собственно знаете про взрослое поколение геймеров? Да ничего! А если и можете что-то сказать, то только о себе подобных «ветеранах» — завсегдатаях компьютерных клубов с нехитрым ассортиментом клонов КВАК, АНРИЛОВ и пр. А не рано ли вы себя к взрослым приравняли, а тем более к ветеранам?

Откровенно говоря, несмотря на то, что я еще не очень старый, я довольно много знаю про все поколения геймеров просто потому, что этот вопрос меня всегда чрезвычайно занимал. Впрочем, и мне довелось поиграть на разных ПК, но об этом чуть ниже. Люди, о которых я написал текст, в массе своей не застали компьютерные клубы. Они перестали активно играть раньше — просто потому, что выросли. Причем в данном контексте взрослый человек совершенно не обязательно должен быть биологически взрослым. Я считаю, что человек вырос, когда он начинает отвечать за свои слова и поступки. Обычно этот навык сопровождается нехваткой времени и сил, даже тогда, когда «взросление» наступает в 17 лет…

Взрослое поколение — это мое поколение, которое начинало играть лет двадцать с лишним назад на самодельных ZX-SPECTRUM 64/128, ДВК-3, 286-х и прочих компьютерах, а может и оно не взрослое, игровой процесс начался значительно раньше — с приходом первого (лампового) поколения ЭВМ. Вот то, уходящее в глубины компьютерной мысли, поколение и есть ветераны.

А мне кажется, что взрослые поколения — это все те, которые перестали быть детьми, безотносительно к тому, на чем они начинали играть. Я, между прочим, свое отыграл на таких экзотических машинах, как СМ4 (игра «Лунный модуль» — помните такую?), а о всяких ZX-Spectrum и прочих «Поисках» и говорить нечего. Однако мне кажется, что сейчас всерьез в игры для этих платформ играть будет сложно. По крайней мере, я пробовал (на эмуляторах), и у меня не очень получилось.

Взрослым людям присуще некоторое отличие «от», так как не все из них пожизненно зацикливаются на шутерах, экшенах и прочем «мясе». Иногда им хочется подумать. Отвлечься от битв за производственные показатели и от переговоров с партнерами. Хочется неспешности и, по возможности, отсутствия брызг крови.

Согласен с вами. Упомянутые мной игры класса Transport Tycoon крови не содержат в принципе, причем я же не говорил, что взрослым людям можно играть только в TT. Его я привел лишь как пример, а вообще подобного рода игры, в принципе, у нас есть, правда, их не очень много.

Полностью не согласен с выводом о том, что «игра для человека взрослого должна быть недлинной». Или еще одного перла в таком же ключе: «Игра для взрослого человека должна проходиться не более чем за восемь часов непрерывной игры…»

Оба этих перла относились к играм жанра action, что делает их, на мой взгляд, довольно бесспорными в контексте нашей беседы. Недалеко от этого абзаца я также написал, что в Stronghold и сопоставимые с ним стратегии можно с удовольствием играть месяцами.

Взрослому поколению, к которому я и себя отношу, в немалой степени нравятся именно длинные игры, удовольствие от прохождения которых можно растянуть на недели, а при отсутствии достаточного времени, и на месяцы.

Хорошие длинные игры ничем не хуже хороших коротких игр. Тут ключевое слово «хорошая», а не «длинная» или «короткая».

Речь идет о квестах. Квестостроение в последнее время достигло значительных высот. Сценарии игр становятся более увлекательными. С каким нетерпением ожидался выход Syberia-2! Сколько незабываемых моментов было при прохождении таких игр, как Longest Journey, культового Myst, триллерных Black Mirror, Post Mortem, даже кровавого Silent Hill, OASIS’a и многих других, вышедших за последние 2-3 года. Или старинных — «Братьев-пилотов», «Приключений Петьки и Василия Ивановича».

Квесты — это вообще отдельная история. Жанр, бурно развивавшийся в эпоху ограниченных возможностей бытовых компьютеров, к величайшему моему сожалению, неумолимо деградирует последние лет пять точно. Безусловно, есть отдельные удачные разработки вроде упомянутых вами Longest Journey или Silent Hill, но их мало и они не идут ни в какое сравнение с теми квестами, которые делались раньше.

Помните Full Throttle — гениальную мультипликационную сагу про бравого байкера Бена? U.F.O.s был одним из первых локализованных мультипликационных квестов на российском рынке — так и остался едва ли не самой удачной квестовой локализацией (пусть и перепутали тогда переводчики утку и утконоса). Ни одна игра не производила на меня более сильного впечатления при первом прохождении, чем Phantasmagoria, — один из последних видеоквестов, в числе ярких представителей коих можно упомянуть Under a Killing Moon и Gabriel Knight.

Но все это в прошлом. За последние годы мне не попадалось ни одного квеста, который бы меня восхитил, за исключением, пожалуй, квеста Grim Fandango, но ведь и он вышел 19 октября 1998 года, между прочим! А в последнее время разработчики сосредоточились как раз на потребностях юной аудитории, которая привыкла к красотам и спецэффектам, но зато не обладает навыками (и, что еще более важно, желанием) разбираться в чем бы то ни было досконально. А этот навык является необходимым для того, чтобы получать удовольствие от прохождения квеста. Впрочем, далее в письме вы частично со мной соглашаетесь.

Очень жаль, что и в этом моем любимом жанре наметились негативные тенденции: отдельные игрушки, такие как AURA буквально забиты кучами пазлов, решение которых не дает положительного вектора развитию сюжета, да и коэффициент «глюкавости» этой игры с вываливанием в винду превысил все возможные границы. В квесте «Путешествие к центру земли» две загадки без «солюшна» IMHO, вообще не решить. В целом, наверное, нужно отметить снижение качества локализации по всему жанру квестов, так как погоня за быстрыми деньгами и защита коммерческих интересов не дает возможности проводить углубленный бета-тестинг.

На самом деле проблема не в снижении качества локализаций. Проблема в резком снижении качества квестов как жанра игр. А вызвано это банальным перераспределением ресурсов и денег. Все команды разработчиков, которые способны что-то делать в принципе, сейчас вынуждены выпускать коммерчески выгодные продукты как можно быстрее. И разработка квеста в сложившихся условиях — занятие, к сожалению, плохо предсказуемое с коммерческой точки зрения. Где гарантия, что такие люди, как вы или я, готовые играть в качественные квесты, проявят достаточно интереса к продукту, чтобы его приобрести? И вообще, как подсчитать, сколько таких людей? А пытаться окупить квест, продавая его младшим поколениям игроков, как мне кажется, бесполезно. Ничего не получится.

Да, мы платежеспособны. Но это не дает права на публикацию однобоких, пустых и претенциозных статей, суть написания которых — извлечение кровных денег из наших карманов. Иначе — отток постоянных читателей неизбежен».

Если честно, то мне текст об играх не показался настолько уж «пустым, однобоким и претенциозным». Я высказал свою точку зрения на происходящее, как сложившаяся ситуация мне представляется в контексте моего 15-летнего игрового опыта в сочетании с пятилетним опытом критика игр. А соглашаться со мной или нет — личное дело каждого. Потому как жизнь хороша, главным образом, своим разнообразием.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?