8 лет назад 9 сентября 2011 в 21:40 339

Когда идет речь об объемном изображении, в голову в первую очередь приходят мысли о мягких креслах кинотеатра и современных динамичных фильмах, снятых «в три дэ». Помогают оживить картинку очки с разноцветными стеклами, которые буквально творят чудеса. Однако сегодня, для того чтобы увидеть трехмерное видео, необязательно отправляться в «дом кино» – для этого достаточно взять на вооружение технологию 3D Vision от NVIDIA. Российское представительство компании совсем недавно перебралось на новое место, и, со слов PR-менеджера фирмы Ирины Шеховцовой, я стал первым IT-журналистом, который посетил обновленный офис. Кстати, именно в это здание прибывают новейшие сэмплы видеокарт из Кремниевой долины, и уже отсюда они распределяются по тестлабам компьютерных изданий.

Пока технику подготавливали и тщательно калибровали, Ирина рассказала, что впервые технология 3D Vision была продемонстрирована публике на выставке CES в 2009 году. Однако разработка проекта началась задолго до этого события. Препятствием для широкого распространения в то время стало отсутствие, как выразился инженер NVIDIA, «правильных» доступных массово мониторов и телевизоров, ведь одно из необходимых условий работы данной технологии – частота развертки для панели вывода изображения не ниже 100-120 Гц.

Само собой разумеется, для отображения объемной картинки пользователю будет необходим 3D Vision Ready-ноутбук, широкоэкранный монитор или моноблок либо же, что даже лучше, 3D-проектор (для кинопросмотров он будет наиболее предпочтительным вариантом). Кроме того, понадобятся видеокарта NVIDIA поколения не старше, чем GeForce 8ххх (причем чем мощнее будет видеоадаптер, тем лучше – не стоит забывать, что при воспроизведении 3D-контента нагрузка на видюху увеличивается вдвое), а также специальные 3D-очки.

Если вы являетесь счастливым обладателем современного 3D-телевизора, знакомого с технологией NVIDIA (список совместимых моделей уточняйте на сайте NVIDIA в разделе «3D Vision»), вполне вероятно, вы сможете его также подключить к компьютеру или ноутбуку и играть на большой диагонали. Необходимым условием в этом случае является соединение компонентов по интерфейсу HDMI 1.4a. И это еще одна причина, по которой технология 3D Vision не получила широкого распространения ранее, ведь только сейчас соответствующие HDMI-дисплеи начинают дешеветь до приемлемой отметки.

– Скажите, а есть ли возможность просмотра 3D-контента без использования очков? – поинтересовался я у Дениса Козлова, инженера NVIDIA.

– Для этого сейчас разрабатываются автостереоскопические дисплеи, они существуют и с большой диагональю, но здесь есть много ограничений, в числе которых необходимость использования специального контента, пока еще невысокое качество изображения, низкое разрешение картинки, а также слишком высокая стоимость таких устройств по сравнению с реально работающей уже сейчас 3D Vision, – ответил он.

Итак, что представляет собой решение NVIDIA 3D Vision? Это беспроводные активные затворные очки, ИК-эмиттер для их синхронизации с компьютером и специальный стереодрайвер, который и выполняет основную работу, раскладывая картинку на два глаза. Такие очки идут в комплекте с 3D Vision Ready-ноутбуками. Всем остальным понадобится приобрести очки NVIDIA. Рекомендованная розничная цена на очки с эмиттером составляет 5250 руб. Дополнительные очки без эмиттера можно приобрести за 4500 руб.

С 3D-телевизорами очки NVIDIA не потребуются. Сегодня все изготовители телевизоров с поддержкой 3D создают очки собственного производства, и именно эти очки и нужны для просмотра объемной картинки на их матрицах. Однако, для того чтобы подключить телевизор к компьютеру, понадобится специальное ПО – NVIDIA 3D TV Play. Софтина небесплатная, ее цена эквивалентна $40, и после покупки она автоматически будет обновляться. Сразу отдавать свои кровные необязательно – пробная версия этого софта работает в течение 14 дней.

Наши тесты проводились с использованием телевизора Panasonic Viera, а в роли проигрывателя выступил 3D Vision Ready-ноутбук ASUS G73Jw с видеокартой GeForce GTX 460M на борту. Оба устройства были соединены посредством цифрового кабеля HDMI. Производительности этого мобильного ПК с лихвой хватило для комфортной игры с высоким фреймрейтом. Картинку на мониторе лэптопа необходимо было смотреть посредством очков от NVIDIA, а с телевизора – через идущие в комплекте с ним фирменные «стекла»: это то самое необходимое условие, о котором я говорил выше.

Итак, аппаратура прошла последние проверки, после чего мы приступили к знакомству с миром 3D на примере последнего достижения Crytek – игрового приложения Crysis 2. Перспектива игры в 3D-стереорежиме учитывалась девелоперами с самого начала работы над шутером, что не замедлило сказаться на качестве проекта и его конечной реализации. Абсолютно весь игровой процесс, а также ролики и всевозможные сюжетные вставки отлично смотрятся в 3D. Cложно передать словами чувство неимоверного восторга, когда прорываешься сквозь толпы врагов и разрушенный город. Появляется ощущение, будто ты сам одел нанокостюм, – ведь все индикаторы и датчики как бы встроены в общее, основное изображение пейзажа, благодаря чему эффект присутствия «в шкуре» главного героя ощущается особенно сильно.

Кстати, одна из особенностей активных затворных очков (это относится и к очкам NVIDIA, и к очкам производителей телевизоров) – заметное мерцание, особенно в помещениях с люминесцентным, «офисным» светом. Домашние лампы с мягким спектром для просмотра 3D подойдут гораздо лучше. Наилучший же результат достигается в затемненных помещениях. «Очень важно правильно организовать освещение в комнате, где организован просмотр 3D-видео. Нужно максимально «защититься» от дневного света: чем темнее будет – тем лучше», – пояснила Ирина Шеховцова.

На сегодняшний день список игр с поддержкой 3D Vision включает в себя более 500 наименований. Ирина Шеховцова рассказала, что все игровые приложения делятся на пять категорий по степени совместимости с технологией 3D Vision: 3D Vision Ready, «прекрасно», «хорошо», «удовлетворительно» и «не рекомендуется». Рейтинг 3D Vision Ready означает высший балл качества стереоскопических эффектов в игре: сегодня такой оценкой могу похвастаться Batman: Arkham Asylum, Just Cause 2, Mafia 2, Metro 2033, Hawx 2, Civilisation V и многие другие популярные 3D-игры.

«Разработчики игр весьма охотно идут на внедрение новых технологий, а NVIDIA активно помогает им в работе. Возможность игры в 3D-режиме, безусловно, делает игровой процесс еще более захватывающим», – подчеркнула Ирина. Денис же Козлов добавил, что технология 3D Vision пока лучше реализована именно для ПК. Несмотря на большую диагональ, играть в 3D на телевизоре, в отличие от просмотра фильмов, пока вы сможете только максимум в разрешении 720p. А вот компьютерные и ноутбучные дисплеи поддерживают полноценный игровой процесс в настоящем Full HD. В связи с этим уже перед покупкой железа есть смысл определиться, что для вас важнее: фильмы или игры? Для геймера наиболее интересным вариантом станет связка ПК и монитора с большой диагональю или, на крайний случай, мощный ноут.

Что еще можно посмотреть в 3D? Само собой разумеется, что основная цель, которую преследуют разработчики 3D-технологий и средств их реализации, – это показ домашнего объемного видео. И главная преграда на их пути – ограниченная доступность 3D-контента. Фильмы на Blu-ray-носителях, кроме того что их пока просто мало, стоят очень и очень дорого (до 3000 руб.), а эфирное HDTV удается смотреть только по нескольким каналам со спутника (что тоже требует вложения средств). Но если проблем с приобретением видеоматериала у вас нет, тогда необходимость посещать кинозал исчезнет сама собой, я вас уверяю. Во время киносеанса в офисе NVIDIA использовался диск с мультипликационным фильмом, и разницы в сравнении с объемной картинкой кинотеатра не ощущалось. Впечатления яркие и сугубо положительные!

Не стоит забывать и про развитие потокового интернет-видео с поддержкой 3D. Например, есть сайт www.3dvisionlive.com, где собрано большое количество качественного трехмерного контента (фото-, видеоматериалы и записи спортивных трансляций). Причем немаловажная особенность ресурса – возможность размещать собственные творения, а также смотреть на результаты творчества людей со всего света.

Но даже на этом революционные возможности технологии 3D Vision не заканчиваются. Отдельное направление развития 3D-технологий – трехмерные фотографии. Пожалуй, здесь реализация идеи объемного изображения выглядит наиболее зрелищно. Качество картинок просто бесподобно. Объекты на экране действительно трехмерные, разве что потрогать их невозможно. Реалистичная игра света и тени на фотографиях лишь углубляет объем и усиливает эффект. Мы просматривали кадры, снятые с помощью компактной 3D-камеры Fujifilm FinePix Real 3D (само собой разумеется, делать такие снимки обычной «мыльницей» не получится).

Ее характерная особенность заключается в наличии сразу двух объективов. Кстати, купить такой аппарат можно в России уже сейчас по цене, в зависимости от модели, 14 000-18 000 руб. Денис поделился со мной информацией о том, что на рынке уже есть и еще более еще более доступные аппараты, например Sony Bloggie 3D Snap-камера Mobile HD, стоимость которой в США составляет примерно $250. Причем этот фотоаппарат может не только фотографировать в 3D, но и снимать 3D HD-видео. А обработать и смонтировать полученный материал поможет программа Sony Vegas, которая уже сейчас может редактировать трехмерные изображения.

Напоследок Ирина рассказала и о ближайших перспективах развития направления 3D Vision. Совсем скоро программное обеспечение 3D TV Play будет доступно в каталоге российского интернет-супермаркета Softkey. Необходимость покупки контента за рубежом исчезнет, а значит, внедрение технологии значительно упростится. Также в начале лета станут доступны новые очки NVIDIA с аккумулятором, которого будет хватать на 80 ч работы вместо прежних 40. Плюс вскоре стартуют продажи проводных 3D-очков, которые будут гораздо доступнее по цене, чем беспроводные аналоги.

Насытившись впечатлениями и получив знания о 3D Vision от NVIDIA, оценив качество свежесваренного кофе, а также детально изучив целых два офисных этажа представительства этой компании в Москве, я попрощался с Ириной Шеховцовой и Денисом Козловым и с сожалением покинул эту фабрику трехмерных развлечений, где с такой щепетильностью создаются и проходят тестирование технологии нашего общего будущего. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?