24 года назад 2 января 2000 в 20:00 23975

Компания 3Dlabs специализируется на создании профессиональных и полупрофессиональных графических акселераторов, поэтому широкому кругу пользователей она не очень–то и известна. Стоит ли приобретать видеокарты производства этой компании для домашнего употребления? Ведь, как известно, далеко не всё то, что хорошо профессионалам, окажется полезным для простого, незамутненного подобного рода проблемами, пользователя. Для тестирования была выбрана видеокарта Oxygen VX1. Почему именно она? Потому, что VX1 находится почти точно посередине линейки ускорителей от 3Dlabs, поэтому с некоторой натяжкой его можно считать средним арифметическим от продукции этой компании.

3Dlabs Oxygen VX1

Карта поставляется в двух вариантах комплектации — OEM и Retail. В первом случае набор состоит из пакетика с видеокартой и компакт–диска с драйверами. Во втором всё упаковано в большую элегантную коробку, а помимо драйверов есть еще и руководство по эксплуатации. Разница, как вы видите, принципиальная.

Тестирование проводилось на компьютере следующей конфигурации: материнская плата Chaintech 6BTM, процессор Сeleron 333, 128 Мб RAM. Есть и еще детали, но они никакого влияния на результаты тестирования оказать не могли — и не оказали. Установка платы прошла без особых проблем. Сначала Windows 98 удивлялась, куда пропала Riva TNT2, которая была в системе, потом поняла, что это новая видеокарта, некоторое время пыталась подобрать ей драйверы самостоятельно, не смогла, перезагрузилась, опять не смогла и, наконец, попросила вставить диск. Получив его, обрадовалась и после ряда перезагрузок и глупых вопросов («Вы уверены, что хотите установить именно ЭТУ плату? Yes/No/Cancel») всё наконец заработало. Рассмотрим устройство карты. Она основана на графическом процессоре Glint R3, поставляется как в варианте для PCI, так и для AGP (тестировалась AGP–версия). На плате установлено 32 Мб памяти SDRAM, которая обеспечивает приличную скорость передачи данных и устойчивую работу с большими текстурами. Максимальное разрешение, которое способен выдать Oxygen VX1 — 1900 × 1200. Карта на аппаратном уровне использует возможности многопроцессорных систем, причем её драйверы оптимизированы на работу с Pentium III (на сайте разработчиков постоянно появляются новые версии, в том числе обещан скорый выход драйверов, оптимизированных специально под Athlon). Разработчики гарантируют полную совместимость с OpenGL, а также устойчивую работу под управлением Windows 95/98 и NT.

При работе VX1 создает в оперативной памяти или на винчестере файл, где хранит текстуры, с которыми в данный момент идёт работа. Размер «склада» может достигать 256 Мб. По техническим спецификациям карта способна обрабатывать до 90 миллионов полигонов в секунду (пиковая производительность). На аппаратном уровне поддерживаются многие распространенные эффекты, такие как коррекция перспективы, туман, antialiasing и другие.

С практической точки зрения карта показала себя… несколько неоднозначно. С одной стороны, все тесты на производительность показывали очень высокое быстродействие и вообще были рады. Тесты, ориентированные на домашнее применение, такие, например, как ставший классическим Final Reality, были более осторожны в своих оценках. Дело в том, что, как оказалось, эта карта очень неоднозначно относится к программам не узкоспециального назначения. Если AutoCad и ArhiCad были в восторге от возможности поработать с ТАКОЙ картой, то Quake 2 отнесся к ней более чем подозрительно и первое время вообще отказывался считать Oxygen VX1 3D–ускорителем, работая только в режиме софтверного рендеринга. После долгих уговоров он решился, но ни к чему хорошему это не привело. Выпадение полигонов, «кривые» текстуры и поехавшие плоскости… Играть было тяжело. Да и скорость не поражала воображение. Если по всем бизнес–тестам 3D Oxygen обгонял Riva TNT2 минимум в 2–2,5 раза, то в Quake 2 Riva давала в среднем 50 кадров, а Oxygen — 72. Но с глюками. А тест на наложение текстур в Final Reality вообще пройден не был — компьютер «завис».

Нет необходимости утомлять вас цифрами, скажем лишь главное: это видеокарта предназначена именно для профессионального употребления. Для этой цели Oxygen VX1 — действительно очень удачный выбор, особенно, если учитывать весьма невысокую цену для акселератора подобного уровня. А что касается потребителей класса SOHO — им лучше выбрать что–нибудь не столь продвинутое, но заодно и менее требовательное — как к железу, так и к качеству драйверов.

Американская компания 3Dlabs, Inc. (головной офис базируется в городе Саннивейл, Калифорния) занимается проектированием и изготовлением видеокарт на основе собственных процессоров Permedia, а также написанием драйверов для них. Исторически сложилось, что компания в основном работала на корпоративный и профессиональный рынок: видеокарты для графических станций, комплексные решения, трёхмерное проектирование и т. д. Именно на этот рынок ориентированы такие карты, как OXYGEN GMX, OXYGEN RPM и OXYGEN GVX1.

Однако времена меняются, и постепенно стало очевидно, что скоро рынок SOHO сравняется по ресурсоёмкости с корпоративным. Вовремя поняв это, 3Dlabs начала выпускать более дешёвые акселераторы, которые еще не успели получить должного распространения, но без сомнения получат его, возможно даже, потеснив такие компании, как NVIDIA и 3dfx. На данный момент линейка акселераторов med–end и low–end представлена картами OXYGEN VX1 и самым последним продуктом — OXYGEN ACX, картой, предназначенной для работы исключительно под AutoCad.

Благодарим компанию Multimedia Club (тел. 943–9293) и лично Александра Курило за предоставленную видеокарту 3DLabs Oxygen VX1 и проявленное терпение.

ASUS V6600 GeForce 256

Неоднозначное впечатление у меня осталось после непродолжительного общения с акселератором на базе GeForce 256. Очень неоднозначное. С одной стороны, вероятно, это обусловлено обстоятельствами, при которых происходило знакомство — номер заканчивают верстать, все бегают и приговаривают «быстрей давай» и «давай быстрей», а с другой — надписью, которая присутствует на коробке с картой — Brings Graphics into New Era!

Однако к делу. Карта называется AGP–V6600, произведена на свет компаний ASUS не без участии компании NVIDIA. В коробке, помимо непосредственно акселератора и документации к нему, обнаружилось огромное количество компакт–дисков с разнообразными играми, которые должны демонстрировать всю мощь данного технологического изыска. Подключение Изыска прошло без проблем. Компьютер перезагрузился, нашел новый девайс, быстро и правильно определил его (вероятно, сыграло свою роль то, что в системе были установлены свежие драйверы Detonator от NVIDIA), ещё раз перезагрузился, после чего счёл инсталляцию законченной. И действительно, казалось бы, все заработало. Но только казалось. При попытке запуска любого приложения, использующего Direct3D, система выдавала сообщение об ошибке, которая произошла…, в связи с чем работа не может быть…, и система будет незамедлительно… Ну и так далее по списку имени Б. Гейтса.

Оказалось, что данная карта не может работать с драйверами от фирмы–производителя чипсета. В принципе. Стоило только установить драйверы с прилагавшегося компакта, как все проблемы немедленно исчезли. Все заработало, вот только монитор долгое время отказывался выдавать более 60 Гц при норме для такого разрешения 110 Гц. Но и этот глюк самопроизвольно пропал после нескольких перезагрузок.

Сначала о том, что меньше всего беспокоит человека, решившего отдать около $250 за новый акселератор — о работе AGP–V6600 в 2D. Надо сказать, что работает она нормально, чего собственно и следовало бы ожидать от очень быстрой видеокарты с 32 Мб оперативной памяти на борту. По крайней мере, вплоть до разрешения 1600 × 1200 всё было видно отлично. Нет, наверняка при применении специальных тестов и программ можно найти некие отклонения от уровня «идеальное изображение», но, как мне кажется, это уже не играет никакой роли, так как AGP–V6600 — карта для игрока, который видит десктоп в промежутках между двумя играми. Соответственно, максимум, что ему надо — чтобы в эти резкие моменты десктоп выглядел нормально. Отчёт о работе в режиме 3D будет более пространным, что и неудивительно. Стиснутый жёсткими рамками журнального пространства, я даже не буду пытаться рассказать ВСЁ, я просто постараюсь изложить общие впечатления.

Естественно, AGP–V6600 — это очень быстрая видеокарта. Те технологические демки от NVIDIA, которые на тестовой машине (Celeron 450, 256 Мб RAM, 10,4 Гб, RIVA TNT2) выдавали ну никак не более 3–5 кадров в секунду, после установки AGP–V6600 заработали с фантастической быстротой. FPS ниже 45 вообще не падало. Но так, собственно, и должно быть — демки делались специально, чтобы продемонстрировать возможности новой карты и было бы странно, если бы они на ней работали плохо. А вот с играми ситуация посложней.

Существующие на данный момент 3D–игры можно условно разделить на три большие группы. Первая — те игры, которые были созданы до начала эпохи GeForce. Вторая — те, которые создавались с учётом того, что «где–то там что–то похожее на GeForce делают». И, наконец, третья — программы, специально заточенные под возможности нового чипсета.

С играми первой группы всё очень просто — 60 кадров в секунду и никаких вопросов. Quake II — 120 кадров, больше, чем у монитора частота развертки. Полная совместимость, полное отсутствие глюков. Идиллия, одним словом. Игры второй группы. У них, как правило, и графика получше, и ресурсов они хотят побольше, но в целом ситуация схожа, только FPS немного ниже — на уровне 45 кадров в секунду. Все работает идеально, проблем нет.

Игр, которые можно было бы с полным на то правом отнести к третьей группе, пока не существует. Есть «переходный» вариант Quake III. Сейчас уже ясно, что Quake III просто «заточен» под GeForce 256. Нет, и с TNT2 вы будете чувствовать себя отлично, но… не настолько хорошо. То тут «тормознет», то там придется разрешение уменьшить или спецэффекты отключить. Не то, знаете ли, не то. А GeForce 256 с каким–то просто небрежным изяществом обрабатывает настолько сложные сцены, что просто дух захватывает. И, вы знаете, пожалуй, это всё.

Что? Да, да, именно так. Чтобы провести всесторонние исследования нужно время (читайте следующий номер), а рассказать о впечатлениях…

Это здорово. Но дорого. Но здорово. Это невероятно красиво, и пугающе привлекательно, и одно могу сказать вам точно: игры вместе с GeForce 256 выглядят намного красивее и работают значительно быстрее, чем без неё. Правда, странно? 🙂

ASUSTeK COMPUTER INC. (ASUS) была основана в 1989 году на Тайване. Вплоть до 1994 года она оставалась всего лишь «одной из» тайваньских компаний, занимающихся сборкой и продажей различного рода плат расширения для настольных компьютеров, но в следующем, 1995 году, компания сделала резкий рывок, и с этого года продажи её изделий перекрывать показатели каждого предыдущего года примерно в два раза. В результате, ASUSTeK оказалась в числе самых успешных компьютерных компаний уже не только Тайваня, но и всего мира.

Список изделий ASUSTeK содержит практически весь основной набор компьютерных комплектующих, за исключением, пожалуй, жёстких дисков и центральных процессоров. Кроме материнских плат и видеокарт, благодаря которым компания прославилась, в числе продуктов, которым ASUSTeK уделяет особенное внимание, состоят высокопроизводительные серверы и ноутбуки. Кроме этого, компания также занимается написанием драйверов и утилит для своего железа.

Сегодня ASUSTeK имеет филиалы в США, Германии и Китае.

Благодарим компанию USN (тел. 285–9002) за предоставленную на тестирование видеокарту ASUS V6600 GeForce 256.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?