8 лет назад 29 февраля 2012 в 0:45 345

Новая видеокарта. Совсем новая, от рисунка на кожухе радиатора до архитектуры GPU. Муха не сидела! Такого ни вы, ни я еще никогда не видели, поспешите же занять самые удобные места в партере и внимать, слушать, воспринимать, переваривать!

На первый раз такой лозунг прокатывает. На второй, пожалуй, тоже, и даже на третий остаться равнодушным к призывам в стиле «Воззри на чудо рукотворное» не получается. Но потом внешняя мишура отходит на задний план, задорные рожицы восторженных геймеров на слайдах презентации вызывают скептическую улыбку, и…

Все зависит от того, что присутствующему нужно от всего этого балагана. Потрещать за жизнь с коллегами по цеху, ввернуть удачный комментарий в ходе выступлений спикеров и самодовольно заметить смешки на лицах сидящих рядом, послушать про высокое с последующим изложением уважаемым читателям на страницах авторитетного издания или что-то еще.

Эту презентацию AMD я слушал мало, больше концентрируясь на архитектурных особенностях. Но на моей памяти это единственный случай, когда аккурат на следующий день я взялся за копание в пресс-материалах и их собственный перевод. И не зря. Помните ту архитектуру, про которую много говорили в народе при анонсе серии 58хх: дескать, пятитысячная – это промежуточный этап, чтобы как-то поддержать рынок, потому как не успевают чипмейкеры довести до ума принципиально новый GPU? Так вот, ее таки доделали и пустили в массы.

Архитектура
Сегодняшний GPU назван по-современному – Tahiti, или просто Таити. Склонность к таким простым названиям у AMD проявляется постоянно – выпущенный в этом году процессор «Бульдозером» назвали, в 6970 название архитектуры – «Кайман».

Заметьте, все три отлично переводятся на «русский устный» и сильно контрастируют со всякими Kentsfield и Cedar Mill, которые выговорить-то с первого раза не получается, не то что запомнить. Страсть к «техническим названиям» у AMD пропала с выходом пятитысячной серии – на смену RV770 пришел Cypress (58хх), за ним – Cayman (69хх). С 22 декабря 2011 года на место Cayman заступает новоиспеченный Tahiti. Что это – снова переработанное по мелочам ядро прошлого поколения или что-то новое?

Да, что-то новое. Первое новье – техпроцесс 28 нм против 40 нм у предшественника (Cayman). Число транзисторов выросло с 2640 млн до 4300 млн – больше чем в 1,6 раз! Забегая вперед, скажу, что уровень нагрева и тепловыделение при этом почти не изменились.

AMD уверяет, что в Tahiti (цитата из презентации) «Graphic Core Next Architecture». Сравнение слайдов с ядрами Cayman и Tahiti показывает массовую переработку «основных вычислительных мощностей», которые ранее назывались «SIMD» (Single Instruction Multiple Data), а ныне подписаны как «GCN Compute Unit» (GCN – Graphic Core Next). Всего GCN-блоков 32 штуки, они объединены в два блока по 16 штук и названы «ACE» (Asynchronous Compute Engines).

Ранее, в Cayman, одно из 24 SIMD-ядер (ИМХО, больше подходит SPU, Stream Processing Unit) состояло из четырех блоков ALU (Arithmetic logic Unit), выполняющих простейшие математические операции, и одного Branch Unit’а, контролирующего выполнение инструкций. Это так называемая VLIW4-архитектура (Very Long Instruction Word, очень длинная машинная инструкция), позволяющая выполнять параллельно несколько операций одной задачи; четверка – от числа ALU в одном SPU.

Архитектура Cypress, предшественника Cayman, была основана на VLIW5-архитектуре, так как в каждом SPU рядом с четырьмя ALU трудился SFU (Special Function Unit), отвечающий за выполнение сложных математических операций (синусы-косинусы и прочая замудреная тригонометрия). Этот самый SFU снижал общий КПД GPU, так как сложных вычислений было мало, и он часто простаивал. Поэтому в Cayman его исключили, переложив обязанности на четверку ALU.

Хотя выполнять непростые инструкции у простых ALU получается медленнее, чем у SFU, прирост КПД составил около 10% – продуктивнее отказаться от редкоиспользуемого блока и выполнять сложные вычисления с некоторой потерей в скорости, чем «терпеть» частый вынужденный простой.

Архитектура одного GCN-блока, применяемого в Tahiti, иная, GCN Quad: основу составляют четыре SIMD-блока по 16 ALU в каждом, четыре блока текстурной фильтрации, 16 блоков выборки текстур с собственным кэшем объемом 16 Кбайт. На каждую четверку SIMD приходится по 64 Кбайт кэша. Есть скалярный блок с небольшим объемом собственных регистров памяти (4 Кбайт), отдельным блоком хранения данных (64 Кбайт) и блоком управления (на схеме – Sheduler).

Цель таких изменений та же, что и в случае отказа от SFU, – увеличение КПД всего ядра в целом при выполнении наиболее актуальных на сегодняшний день вычислений. Общая цель – отказ от сложных цепочек и переход к более простым, гибким вычислениям, когда простаивающие блоки могут быть оперативно загружены работой, а не оставаться без дела в ожидании данных от вычисления большой сложной цепочки команд. Так всегда было: сложные процессы легко решаются после разбиения на простые действия, «кирпичики».

Кстати, замечали, какие хитрые архитектурные сооружения (арки, купольные своды) сделаны во многих строениях XIX века? Причем в основе их все те же кирпичи и связующее, а сложены они обычными рабочими. Всегда можно было занять освободившиеся руки кладкой стенки в любом месте – рабочий такую операцию проделывал уже много раз, и он не снизит ни скорости, ни качества выполнения работы при переброске с выкладки второго этажа на выстраивание крыльца.

Представим обратную ситуацию: есть рабочие, которые умеют делать своды, а есть те, что умеют класть стену. Делать такие вещи параллельно далеко не всегда практически возможно, приходится придумывать сложные схемы взаимодействия и логистики (на это тоже тратятся ресурсы!). Эффективно? Нет. Вот и в архитектуре GPU так же: вместо узкоспециализированных блоков лучше наплодить универсальных, заточенных под выполнение простых операций, составляющих основу любого программного кода.

Теперь представим, что стройка большая и перебросить рабочего – не секундное дело. Вывод: надо сделать это максимально быстро и эффективно. Для этого в GPU Tahiti на каждую четверку GCN есть 16 Кбайт L1-кэша инструкций и 32 Кбайт данных, с полным копированием в L2-кэш. Зачем? До L1 «тянуться» с точки зрения затрачиваемого времени гораздо дольше, чем до L2. Для облегчения синхронизации данных в Tahiti есть блок GDS (Global Data Share), напрямую связанный с GCN-блоками и кэшем L1. В свою очередь, L2 объемом 768 Кбайт связан широкой шиной с 64-битными двухканальными контроллерами памяти. Ширина шины памяти, кстати, выросла в полтора раза – с 256 до 384 бит.

Не так давно, при выходе HD 6970 AMD упорно доказывала, что 256 бит – это нормально, этого достаточно, посмотрите на высокие частоты работы! Да, этого достаточно, но не всегда. Современные игры отъедают видеопамять на ура, особенно совсем свежие творения (Battlefield 3, например). Не просто же так на рынок выходят трехгигабайтные версии NVIDIA GTX 580 и устойчиво пользуются спросом. А раз растет объем видеопамяти, значит, надо расширять и шину, чтобы она не стала «бутылочным горлышком». Чтобы наглядно понять ситуацию, сравните скорость опустошения пакета сока объемом 200 мл и литровой бутылки через обычную коктейльную трубочку.

Помнится, карта Radeon 2900 XT при правильном обращении (снять штатную СО, снять рамку вокруг GPU, поставить хороший микроканальнй ватерблок, переделать охлаждение ключей питания, разогнать видеочип до 850-900 МГц) в высоких разрешениях обгоняла NVIDIA 8800GTX, хотя в номинале адово ей сливала. Все потому, что с ростом частот росла и скорость обмена данными по и без того широкой шине памяти. А что же 8800GTX? А не могла она «раскочегариться» до таких частот, да и шина была уже – 384 бита против 512.

Два блока растеризации и геометрии остались нетронутыми, число блоков растровых операций (ROP) также прежнее – 32. Переработан блок тесселяции – обещают прирост относительно Cayman в четыре раза! Но, как показывает вложенный в презентацию график, эти четыре раза – пиковый результат из серии «сферическая лошадь в вакууме», в реальных повседневных играх прирост колеблется от 1,5 до 2,4 раз, что тоже, согласитесь, немало.

Усовершенствованы алгоритмы работы анизотропной фильтрации – теперь она включается автоматически, так как не приводит к снижению производительности, а при наклоне поверхности под острым углом не получается эффект размытия (я бы даже сказал размазывания).

Энергопотребление
Там, У_НИХ™, экономия – не пустой звук, а реальный способ не остаться «без штанов»: счета за электричество могут исчисляться сотнями долларов. Ну и всемирная пропаганда идеи «сохраняем природу – экономим», которую активно продвигают все ведущие производители, действует. К примеру, Foxconn даже на какое-то время отказалась от традиционной пестрящей цветами коробки в пользу серого картона – мол, его проще перерабатывать, меньше загрязняет природу, все дела. А у нас Собянин деревце как-то сажал перед камерами, он тоже, видимо, значок Eco Friendly может носить с почетом…

В Tahiti управление питанием прокачали до 80-го уровня: шустрый блок расчета мощности, цифровые датчики, гибкая настройка профилей. Благодаря этим нововведениям (в презентации названы PowerTune Technology) AMD удалось повысить производительность 225-ваттной видеокарты на треть. Все поняли? Во-во. Красивая в теории, но мутная на практике тема «производительность на ватт», которая при детальном рассмотрении вызывает много вопросов.

Также AMD немного осерчала на приложения-грелки, которыми доселе такие, как я, проверяли стабильность при разгоне. В презентации упоминаются FurMark и OCCT SC8, и рядом наглядный график показывает, что обычные игры не приводят к столь значительному разогреву GPU, превышающему расчетный тепловой пакет.

В чем-то они, без сомнения, правы, но есть два немаловажных факта. Первый: тестовые разогреватели на то и существуют, чтобы устраивать стресс-тесты GPU при разгоне, загоняя их в экстремальные режимы; второй: программные «разогревалки» отлично проверяют стабильность и референсных видеокарт, дабы удостовериться в надежности собранной системы. Выдержит – значит, с большой вероятностью при высыхании конденсаторов и запылении кулеров не сглючит.

Понятное дело, что для прохождения «нагревочных» тестов необходимо заложить определенный запас прочности в систему питания, разводку и т. д., что не может радовать производителя – накладные расходы ради горстки сумасшедших энтузиастов. Хотя, вон, MSI и ASUS вовсю клепают экстремальные версии специально для оверклокеров, имидж себе поднимают. Как бы то ни было, фраза «Can be tweaked to meet user needs» («Может быть изменено согласно потребностям пользователя») в разделе PowerTune Technology вселяет надежду на то, что все-таки не придется прибегать к аппаратным модификациям и перепрошивке BIOS для отключения «полезных» энергосберегающих функций.

Гораздо приятнее другое нововведение – отключение неактивных блоков при простое (так называемая ZeroCore Power Technology), что положительным образом влияет на тепловыделение слабозагруженной видеокарты и, соответственно, потребляемую мощность. Например, раньше в режиме сна вентилятор на СО GPU продолжал крутиться, так как полностью отключить GPU не удавалось. Теперь, уверяет AMD, видеокарта при простое не потребляет энергии вообще.

Еще больше пользы ZeroCore Power принесет владельцам многоголовых конфигураций (это я про CrossFire разной степени навороченности) – в связках активными будут столько видеокарт, сколько работает на данный момент для обработки и вывода изображения. Например, если у вас три видеокарты 79хх объединены в тандем, а монитор подключен только к первой, то в 2D-режиме работать (и потреблять мало энергии) будет только первая, остальные полностью отключаются.

Немногим выше в тексте проскакивала цифра 225 – именно такой «энергопакет» установлен для 7970. Получается, что для нормального функционирования системы на базе 79xx будет достаточно хорошего полукиловаттного блока питания. Это, конечно, без учета разгона. Любителям пооверклочить новую видеокарту достаточно запастись качественным 650-700-ваттным БП. Напомню, что «качественный» – значит хороший БП от Hipro (не путать с Hiper, у них на данный момент безупречны лишь модели мощностью не менее 900 Вт), Corsair, CoolerMaster, Delta, Thermaltake, Seasonic, FSP, ArcticCooling, Cougar, Antec, Enermax, Silverstone, Gigabyte, Lian-Li, XFX, Huntkey. Предостерегу от использования блоков питания Codegen, Linkworld, Exegate, Realpower, Superpower и Microlab.

Eyefinity 2.0
Для тех, кто не в курсе: данная технология позволяет объединять несколько мониторов в один и получать некий аналог огромных концертных экранов, составленных из нескольких маленьких. Прежде чем излагать мнение о преимуществах второй версии «Айфинити» перед старой, расскажу один интересный случай. Пару дней назад меня спросили: «Мазур, скажи, работают ли эти многомониторные конфигурации в играх?»

Я задумался и ответил: «Да, видел, у AMD работает, а у NVIDIA – слышал, что работает». И это факт: Eyefinity собирал неоднократно, как на «казенных» мониторах, так и из попадавшихся под руку разномастных. «Говорит и показывает» (смайл) с первого раза, без проблем. А вот на картах NVIDIA – никогда, хотя появляются они в графическом слоте тестового стенда часто и чинят преграды в виде глюкавых драйверов или отсутствия мониторов.

Можно много рассуждать о порабощении моего разума маркетологами той или иной компании, но приведенная выше фраза очень хорошо отражает в целом подход «зеленых» и «красных» к позиционированию себя на рынке и в массах потребителей: первые говорят: «Покупай, и все будет», вторые – подвигают кресло и тыкают пальцем, мол, садись, попробуй! Надо погонять? Возьми домой, протестируй, напиши.

Так вот, про Eyefinity 2.0 и прочие многомониторные радости. Первая хорошая новость – любителям кинотеатров: теперь при перетаскивании картинки с одного монитора на другой звук также будет «переезжать», так как отныне наряду с видеопотоками GPU может управлять и аудиопотоками. Естественно, это справедливо только для экранов, подключенных через HDMI и DisplayPort, так как через DVI аудиосигнал не передается. Также поддерживается многозадачность на уровне мониторов – теперь можно на одном (двух, трех) «пулять» в шутер и краем глаза смотреть фильм на четвертом, при этом звуковой поток будет правильно распределяться между ними всеми.

В 79хх поддерживаются разрешения до 16000 на 16000 пикс., что позволяет поставить в ряд до пяти мониторов и играть (и как все игры будут тормозить при таком разрешении! (trollface-смайл)). О необходимых для игры мощностях тихо умалчивается, но, судя по тому, что на всех слайдах демонстрируется DiRT 3, который сам по себе достаточно легок, предполагаю, что на практике при объединении пары видеокарт в CF-связку он вполне сносно пойдет на пяти Full HD-экранах (1920 х 1080), поставленных в ряд.

Добавилась удобная фича по адекватной работе со связкой мониторов с разными разрешениями. На практике это означает, что старый монитор можно не продавать / отдавать, а поставить в связку рядом с новым, и черных полосок сверху не возникнет. Также введен 3D-режим со всеми его прелестями, добавлены новые разрешения, исправлены мелкие косяки в корректном отображении рабочего стола…
В общем, Eyefinity хорошеет год от года, и хорошеет на практике, а не где-то на бумаге, становится ближе к обычному пользователю (в тему поддержки связок из разных мониторов).

Дела железные
Референсный образец, выданный для проведения тестов, визуально от 69хх отличается только слегка зализанным кулером СО – более ничего в глаза не бросается. Длина карты – 275 мм от планки крепления (без учета выступа) до торца системы охлаждения. Думаю, в будущем появятся более компактные версии на нереференсных платах, но большинство будут продавать полный «сток» со своим лого, так что желающим в ближайшем будущем пересесть на семитысячную серию стоит уже сейчас начать измерять глубину корпуса. Если у вас на данный момент в кейсе уже стоит референс пятитысячной или шеститысячной серии, то волноваться не о чем – новинка длиннее предшественников всего на 5 мм.

В толщину видеокарта двухслотовая, турбина расположена в хвосте, а «выхлопное» отверстие – на крепежной планке, аккурат над разъемами видеовыходов (DVI, HDMI, пара DisplayPort). Выводить нагретый воздух за пределы корпуса – удачное решение, практикуемое AMD начиная с X850XT.

Система охлаждения являет собой почти полную копию радиатора с 6970 – алюминиевая рама неправильной формы, отводящая тепло от силовых элементов и микросхем памяти, на которой закреплен медно-алюминиевый радиатор GPU. Он состоит из медного полого внутри основания с выступом под кристалл снизу и припаянными алюминиевыми ребрами сверху. Это так называемая испарительная камера (vapor chamber), близкий родственник теплотрубки. Схема работы проста: кристалл GPU нагревает камеру, и в ней начинает испаряться жидкость, забирая тепло.

Пары при контакте с конденсационной частью испарительной камеры отдают тепло, конденсируются и благодаря капиллярному эффекту стекают обратно в область испарения. Так тепло без проблем «транспортируется» к основанию ребер, равномерно их прогревая. В этом и есть ее (испарительной камеры) основное достоинство – меньшее тепловое сопротивление по сравнению с цельным медным основанием. Ранее для прогрева теплообменников использовались медные теплотрубки разного диаметра, но такой составной медно-теплотрубчатый радиатор дорог в производстве.

Продувает радиатор мощная двадцативаттная турбина, закрепленная на алюминиевом основании. Сверху кулер закрывает пластиковый кожух с внутренними переборками, направляющими воздушный поток между ребер радиатора. Для лучшего охлаждения зоны вокруг силовых элементов питания в основании кулера, под ротором турбины, предусмотрены вентиляционные прорези. Через них затягивается холодный воздух, предварительно прошедший между печатной платой и основанием СО.

Грамотное решение, позволяющее «проветривать» пространство вокруг тепловыделяющих элементов холодным воздухом, а не нагретым (что часто встречается во многих кулерах на видеокартах). Плюс охлаждаются микросхемы в BGA-корпусах (те же GDDR5-чипы памяти), где основной отвод тепла производится через выводы и далее рассеивается с поверхности печатных проводников. В общем, штатная СО HD 7970 безусловно хороша.

Графический чип, распаянный посередине печатной платы, обзавелся рамкой, поверхность которой на 0,5 мм выше поверхности кристалла. У штатной СО есть необходимый для плотного контакта выступ, а вот сторонние системы охлаждения и многие универсальные ватерблоки «сядут» на края рамки. Как это скажется на качестве охлаждения, догадаться нетрудно. AMD впервые страхует GPU от скола? Но зачем? Ни разу не слышал о проблеме скола кристалла со времен процессоров Athlon XP и кулеров весом более полукилограмма, отламывающих прижимные выступы на сокете.

Вокруг графического процессора полукругом распаяны 12 микросхем памяти GDDR5 Hynix, маркировка – H5GQ2H24MFR, время доступа – 0,4 нс. С алюминиевым основанием радиатора они контактируют посредством очень тонких и разваливающихся при первой попытке демонтажа терморезинок. Ценой потери одного элемента выяснилось два полезных момента. Первый: резинки отлично отдираются, стоит приподнять кончик острым ножом и капнуть туда очищенного бензина, используемого для заправки зажигалок (спирт не дает нужного эффекта, более «злые» растворители уничтожают прокладку).

Второй: испорченную резинку можно заменить на термопрокладку а-ля Номакон (используются для изоляции силовых элементов от радиаторов в блоках питания), смазанную с обеих сторон качественной термопастой (например, Arctic Cooling MX-2). То же справедливо и по отношению к термоинтерфейсу, прилепленному на силовые ключи в DC-DC-конвертерах, разве что материал там тактильно больше похож на пропитанный чем-то асбест, который ломается при малейшем перегибе.

Разъемов доппитания на плате два, один шестиконтактный, другой – восьмиконтактный. Рядом с ними расположился преобразователь на базе микросхемы CHL8228G, формирующий необходимые для питания видеочипа и памяти напряжения. Шесть фаз работают на GPU, седьмая, ближняя к разъемам питания, – на память. В режиме 2D на графический процессор подается 0,85 В, в 3D – 1,16 В, до загрузки системы напряжение питания ядра составляет 0,95 В. Напряжение питания памяти не изменяется в зависимости от режима работы и составляет 1,6 В. Тактовые частоты Radeon HD 7970 – 925 / 1375 (5500) МГц (GPU / память), в 2D-режиме они автоматически опускаются до 300/150 (600) МГц.

Результаты тестов
За малостью отведенного на тест времени список тестовых приложений небольшой: 3DMark 2011 1.01, Aliens vs Predator Benchmark 1.03, S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat Benchmark, Hard Reset PC Demo. Установки в играх выставлялись максимальные, фильтрация и сглаживание – также на максимум. Соперник у HD 7970 всего один – NVIDIA GeForce GTX 580, работающая на штатных частотах, 772 / 1544 / 2004 (4008) МГц (ядро / шейдерный блок / видеопамять соответственно). Один взгляд на графики показывает, что новый флагман AMD опережает GTX 580 на 25-35%, особенно это заметно в приложениях, активно использующих возможности DirectX 11. Более-менее лояльной к NVIDIA оказалась игра Hard Reset – менее 10% отставания от HD 7970.

Во время замеров производительности параллельно тестовому приложению запускалась утилита MSI Afterburner для мониторинга частот и fps. Кроме того, она показывала загрузку GPU. Так вот, почти во всех бенчмарках, несмотря на явный сильный отрыв от GTX 580, – «полка», то есть графический процессор почти всегда загружен на 100%. Иногда, во время быстрых пролетов в бенчмарке S.T.A.L.K.E.R., на почти ровном графике загруженности появлялся намек на кривую.

Также во время тестов произошел показательный форс-мажор. По умолчанию процессор в тестовом стенде (Intel Sandy Bridge 2600K) трудится на 4,5 ГГц, ибо берет это частоту без напряга. Как-то раз, запуская очередной тест, я профейлил момент сбоя и обнуления настроек в BIOS. Тест исправно прокрутился на штатной частоте 2600К – 3,4 ГГц. Позже, при повторном прогоне этого же теста на 4,5 ГГц, оказалось, что результаты полностью совпадают. Более того, показатели HD 7970 на новой платформе Intel c процессором Core i7 3960X отличались от оных на Sandy Bridge на 1-2 fps. Итого: современные CPU настолько современные, а игры такие тяжелые, что флагманам обеих компаний есть над чем поработать даже в разрешении 1280 х 1024 (в «Сталкере» и Aliens vs Predator).

Результаты тестирования видеокарт в 3DMark 2011 1.01. NVIDIA GTX 580 далеко позади даже неразогнанной AMD Radeon HD 7970

Заключение
Epic win, что тут еще можно сказать. Radeon HD 7970 – отличная видеокарта: продвинутая архитектура, увеличенные тактовые частоты и производительность при почти не изменившемся энергопотреблении, прекрасный разгон, относительно тихая работа… Недостатком может стать только цена. Рекомендованная в переводе на рубли составляет что-то около 16 000, и смело можно заключить, что в московской рознице она дешевле 20 000 стоить не будет.

Для сравнения: средняя цена намозолившей глаз «старушки» GTX 580 составляет те же 16 000 руб. Хм, а с учетом разгона, который достигается простым движением ползунка вправо до упора, HD 7970 даже при таком ценовом раскладе оказывается выгодной покупкой. Вывод: у HD 7970 явные недостатки отсутствуют, будем искать скрытые (смайл). UP

Про очень шумный кулер
Система охлаждения на присланном на тест сэмпле Radeon HD 7970 обладает большим запасом мощности. Большинство современных видеокарт (в том числе и серия 69xx) при загрузке FurMark’ом разогреваются до 85-95°. Точнее, так: GPU разогревается до 85-95°, а сама видеокарта – до 60-70 по Цельcию.

А тестируемая HD 7970 при работе штатной системы регулировки оборотов вентилятора позволила кристаллу разогреться до 83°. При этом вентилятор крутился на половине мощности. Удалось даже отловить пороги повышения оборотов.

При температуре GPU менее 54° – 24% от максимальных, при 59° обороты повышаются до 29%, следующая ступень – 64° (33%), далее повышение до 39% при 69°, потом до 73° при 43%, и апогей – 48% при переходе за 80-градусную отметку.

Ручное выставление полной скорости сопровождается шумом. Нет, сильным шумом и адским свистом, а также приятным фактом в виде 62° на видеочипе при запущенном FurMark. Все остальные видеокарты реагировали на эту разогревалку стопроцентной загрузкой GPU, а в Tahiti на графике получается «электрокардиограмма»: то 100%, то 70%, а то вообще ноль.

И все это скачкообразно. Видимо, контроллер загрузки и правда при запуске FurMark подозревал недоброе и временами делал свое черное дело, спасая видеопроцессор от занятия сизифовым трудом.

Дела житейские, разгонные
Именитый дядечка на презентации, состоящий в рядах сотрудников корпорации AMD и прилетевший откуда-то из теплых стран (увы, имени я не запомнил) (а я помню, Zvika Greenstein – директор по менеджменту продуктов. – Прим. ред.), настойчиво советовал журналистам разгонять поступившие на тест видеокарты – мол, разочарованы не будете. Естественно, советом этим я воспользовался сразу.
Если обещают хороший разгон – значит, есть хорошая СО.

Если настойчиво обещают хороший разгон – значит, есть хорошая СО и видеочип под ней может более-менее хорошо (да, именно более-менее хорошо) разгоняться – процентов на 10-15. Если производитель прожужжал все уши про хороший разгон, значит, печатная плата и подсистема питания приспособлены для значительных нагрузок. Поскольку дядечка на разгоне не настаивал, то я, опираясь на предыдущий опыт общения с вендорами, подумал: «Ну, наверное, оно разгонится, только б схему вольтмода откопать, GPU – они такие, без электрического пинка не идут. И фреонку расчехлить, чтоб уж точно хорошо и продуктивно дело пошло».

Но перед демонтажом штатной СО решил посмеяться над пиарщиками – типа заливают про свой разгон постоянно, а он чисто символический, на 5-10 МГц. Поулыбался ехидно, выкрутил ползунки в CCC (Catalyst Control Center) в крайнее правое положение и нажал Apply. Ничего не произошло. Подождал минуту – не висит. Запустил 3DMark 2011 в Extreme-режиме и ушел заварить чайку.

Вернулся – на экране окно, рапортующее об успешном окончании процесса и результате в 3040 «попугаев». Взгляд на частоты – 1210 МГц на GPU, 1550 (6200) – на памяти. То есть надбавка 30% сверх штатных частот на видеоядро и 13% на память видеокарта воспринимает как должное. Без смены охлаждения, без повышения напряжения питания, без ускорения вращения турбины, продувающей радиатор!

Великолепный результат. Хотел было продолжить процесс, но CCC не разрешил. Реализация народного совета по увеличению пределов разгона, заключающегося в перепрошивке BIOS видеокарты, не помогла – Rabit (Radeon BIOS Editor) наличествовал, но считать образ BIOS последние версии программ (GPU-Z, ATT) не могли.

Альтернативное ПО для подобных целей под названием MSI Afterburner после редактирования CFG-файла дозволило выставлять какие угодно частоты, но драйвер упорно сбрасывал на штатное значение все параметры, превышающие 1210 МГц.

Вот такая радостная новость. Есть еще и печальная: виденные вами на фотографии карты с красным текстолитом в продажу не идут; по крайней мере, об этом говорят западные коллеги. Для массового пользователя AMD придумала черные PCB (названия по цвету маски, сам текстолит всегда светло-бежевый) упрощенного дизайна.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?