12 лет назад 16 октября 2006 в 17:05 175

Для начала – небольшая история. Месяц тому назад ко мне в контору заявился мужик, лет эдак под шестьдесят. Первой мыслью было, что визитер – очередной страдалец, купивший по дармовой цене 486-ю машину с восемью мегабайтами памяти, дабы на старости лет овладеть компьютерной премудростью, тем более что подобные случаи в последнее время нередки. Подумалось, что дедку наверняка нужно переустановить систему, и в голове начали складываться соответствующие фразы, но… Интуиция, гаденько хихикнув, умыла руки, так как дедуля весьма ненавязчиво осведомился по поводу перезаписи МР3-файлов на болванку.

Дальше – больше. Выяснилось, что клиент хочет переписать на компакт МР3-файлы со своего винчестера, которые (файлы) он сделал самолично. Однако… Дедок, во внешности которого было что-то от ранних хиппи, пояснил, что наклепал “эмпетришки” при помощи граббера AudioCatalyst, что музыка, которая просится на диск, дорога ему как память, а на мой вопрос по поводу использования альтернативных программ ответил просто: “Да я только этой программой и пользуюсь – быстро работает. Боюсь, что с другими программами не успею…”. Вот так-то.

Да что и говорить – пару лет назад какие только дифирамбы не пелись в адрес этого риппера: и “легендарный”, и “лучший… всех времен и народов” и т. д. Действительно, в ту пору трудно было отыскать достойного конкурента для AudioCatalyst, поскольку такой высокой скоростью извлечения треков и сжатия их в МР3-формат не обладала ни одна аналогичная программа.

Случай этот вспомнился потому, что от редакции было получено задание AudioCatalyst разыскать, с пристрастием допросить на предмет полезности и доложить о результатах. Как и положено в таких случаях, первым делом был совершено паломничество на сайт программы по адресу: http://www.xingtech.com/.

Похоже, что компания Xing Technology Corporation, являющаяся владельцем прав на данную программу, настолько тесно прилепилась к другому киту – Real.com, что сначала трудно понять, куда ты попал – везде ссылки на продукты от Real, хотя и старый добрый AudioCatalyst не забыт. А ведь была тайная надежда на то, что авторы таки выставят на свет Божий версию посвежее, нежели финальный релиз за номером 2.1 от августа (не падайте) 1999 года.

Но чудес, как известно, не бывает, поэтому пришлось довольствоваться триал-версией, скачанной отсюда: 207.188.25.44/072d7d418177db3b9a16/legacy/
xingtech/acw21t.exe

При посещении страницы программы складывается ощущение, что авторы ничуть не озаботились маломальским тестированием своего детища под Windows 2000 и выше – просто черным по белому написано буквально следующее: “Does not work with Windows 2000 or ME”. Про совместимость с последней Windows XP – ни слова. Скольких потенциальных покупателей они отпугнули этой фразой – неизвестно, зато известно точно, что полгода назад AudioCatalyst работал у меня под Windows 2000 Pro и никаких глюков не выказывал, а напротив, делал свое дело несколько быстрее, нежели под Windows 98 SE.

А нужно-то было всего ничего: скачать и установить ASPI-менеджер, который необходим для нормальной работы программ, требующих интенсивного обращения к CD-ROM в системах Windows 2000 и Windows XP. Архив с файлами ASPI-manager можно скачать отсюда: www.3dnews.ru/documents/971/forceaspi17.zip (здесь важна последовательность: сначала устанавливаем ASPI-менеджер, и только потом – граббер). Хотя справедливости ради замечу, что описанный выше CDex у меня прекрасно работал под Windows XP без означенного ASPI.

Теперь обо всем по порядку. Программа AudioCatalyst фактически является клоном другого именитого риппера Audiograbber (просто в нее добавили МР3-кодер от компании Xing Technology Corporation) и предназначена для извлечения звуковых треков с музыкальных компакт-дисков с сохранением означенных треков на винчестер в WAV- или МР3-формате.

Также есть возможность перевести в МР3-формат имеющийся WAV-файл. А вот обратный процесс перекодировки МР3-файла в WAV-формат не предусмотрен, что, на мой взгляд, совершенно правильно. Существует поддержка баз данных CD (CDDB) и возможность редактирования ID3-тэгов.

Триал-версия имеет единственное ограничение: извлечь и перевести в МР3 можно только несколько избранных треков с компакт-диска, полная же версия, как упоминалось в прошлом номере, стоит “only 29,95” безусловных единиц. Системные требования крайне скромны: всего лишь 16 Мб памяти и процессор “пентиум” (так авторы написали на сайте).

Процесс инсталляции происходит довольно быстро и без проблем, предлагая два варианта установки – обычный и выборочный: собственно сам граббер весом в 3,8 Мб и МР3-плейер Xing объемом аж в 4,2 Мб (в распакованном виде). Сам же дистрибутив программы тянет на 2,1 Мб. Вот уж воистину “грабитель” – за такие деньги и такие объемы.

Для начала давайте посмотрим на плейер, а уж потом займемся самим риппером. Ничего необычного в этом плейере нет – регуляторы громкости и баланса, четыре клавиши управления и поддержка МР3, MIDI и WAV. Можно создавать свои плей-листы и сохранять их как с “родным” расширением xpl, так и в формате m3u. Никаких дополнительных плагинов, а уж тем более скинов днем с огнем не сыскать, да и качество звучания композиций оставляет желать лучшего. Аудиодиски не воспроизводятся. Согласитесь, что заложенных функций для плейера с таким объемом дистрибутива несколько маловато – народный Winamp весит почти в три раза меньше, а умеет больше, причем совершенно не просит денег (вернее, пока не просит).

Пришла пора знакомиться с граббером (далее я буду неоднократно приводить аналогии с риппером CDex. Как мне думается, это будет только полезно – пусть небольшая, но вполне объективная возможность сравнения двух наиболее популярных приложений этого класса). Интерфейс программы AudioCatalyst во многом напоминает интерфейс главного окна CDex, но без боковой панели кнопок. В нижней части этого окна имеется панель управления процессом проигрывания компакт-диска, которую можно убрать в меню “Settings” > “Show CD Playback Controls”. На мой взгляд, эта панель совершенно не нужна, так как процесс извлечения трека происходит без обращения к звуковой карте.

Программные настройки располагаются в меню “Settings” > “General” и под кнопкой МР3 (в том же CDex все легко можно было настроить, просто зайдя в меню “Options” > “Settings”). Что нам предлагается? Не так уж и много: выбор директории для складирования извлеченных и сжатых треков, выбор CD-привода (если таковых два), а также тип CD-ROM вместе с методом обращения к последнему – “Analog” (вот тут-то нас и ждет полный облом в случае работы под Windows 2000 и Windows XP) или “SCSI”.

При загрузке компакт-диска по умолчанию выделяются все треки для извлечения, однако эту опцию можно отменить в “Settings” > “General” > “Misc”. Кстати, сам процесс выделения треков весьма удобен: достаточно поставить галочку в квадратике напротив нужного трека (а вот в CDex при выборочном выделении приходилось держать нажатой клавишу Ctrl). На этой же вкладке можно выбрать звуковое устройство, а также приказать компьютеру выключиться (правда, непонятно, зачем) после окончания процесса.

Другие же опции по умолчанию настроены на оптимум, а вот характеристики битрейта придется смотреть и регулировать, нажав для этого на кнопку МР3. По умолчанию предлагается битрейт 128 кбит/с, однако можно эту величину повысить до 320 кбит/с, что, согласитесь, весьма неплохо. Никаких дополнительных кодеков, кроме своего, явленного народу фирмой Xing, программа не предлагает – не хотите то, что есть, и не надо. Но какой плюрализм кодеков царит в CDex – на выбор все, что есть в системе и в самой программе. Не только у меня душа не лежит к кодеку от Xing, но каждое ухо, как известно, слышит по-разному, так что, здесь в решает конкретное восприятие. Ко всему прочему, на крохотных, дребезжащих пластмассовых колонках решительно невозможно уловить какую-либо разницу в качестве звучания.

На вкладке “Misc” есть опция “Grab to:” – на выбор извлечение и сохранение будет осуществлено либо в WAV, либо в МР3. По умолчанию активирован МР3-формат, если снять эту птичку, трек сохранится в формате WAV.

В программе есть поддержка CDDB. Для тех, кто не в курсе, поясню: все треки в окне программы показываются исключительно как “Track 1”, “Track 2” и т. д. Полностью отсутствует какая-либо информация о названии альбома, трека и об исполнителе. А если мы направим запрос на один из серверов CDDB, то через несколько секунд увидим, что за диск у нас в приводе, кто поет-танцует и как называется каждая песенка.

Делается это следующим образом: идем в меню “Settings” > “CDDB”, в поле “Your e-mail address” вводим свои данные и нажимаем на кнопку “Get list”, после чего (разумеется, вы должны быть подключены к Сети) появится список нескольких CDDB-серверов, из которых можно смело выбирать любой. А уж потом, при загруженном диске, нажимаем на кнопку CDDB в главном окне программы, и через несколько секунд нам во всей красе явится полная информация как о диске, так и об исполнителе.

Но, увы, нет в программе такой приятной штуки, как “Локальная CDDB”. Попробуйте направить запрос о каком-либо российском диске – с удаленной CDDB (находящейся, к примеру, в Америке) никакой весточки не придет. Зато бесплатный и легкий CDex имеет возможность вытянуть из диска все нужные данные и разместить их в своей папке “Local CDDB”. Правда, в этом случае все названия будут на “великом и могучем”.
Настало время извлечь какой-либо трек с пластинки, которая давно томится в лотке CD-привода.

Выделяем нужное (или отменяем выделение ненужного) и нажимаем на кнопку “Grab!” или идем в меню “CD” > “Grab selected tracks”. Тут же открывается окно с индикаторами процесса извлечения трека и его компрессии в МР3-формат. И вот тут-то пропадают на глазах все вышеописанные заморочки и недостатки программы: совершенно дикая скорость извлечения (опять вспомнился дедуля, упомянутый в начале статьи). Фантастическая скорость!

Для примера: 3-минутный трек конвертировался в МР3-формат всего за 29 секунд. Из них 18 секунд ушло на собственно извлечение трека и сохранение его в виде временного файла, а 11 секунд занял процесс сжатия в МР3. Тот же трек в программе CDex сжимался в МР3 столько же минут, сколько звучит сама композиция. Как я ни пытался снизить скорость извлечения и сжатия, ничего не вышло. В системе Windows 98 SE процедура “извлечение-сжатие” заняла столько же времени, что и в Windows XP, правда, при увеличении значения битрейта до 320 кбит/с совокупное время увеличилось на 9 секунд (грабление треков осуществлялось на машине Р4 1,5 ГГц и 256 Мб RAM). А вот всегда ли хороша такая бешеная скорость извлечения-сжатия треков?

В пору расцвета процессоров Celeron при работе под Windows 98 извлеченный файл, будь то WAV или МР3, нередко получался “битым” за счет выпадения сигнала: получался эффект старого винилового диска, на котором прыгает звукосниматель. И что интересно, выпадения эти были слышны чаще всего при прослушивании более насыщенной частотами музыки. Проблема решалась за счет отключения режима DMA у винчестера и CD-привода. Если же посмотреть пристально на CDex, то какой бы ни была конфигурация машины, какая бы операционка ни была установлена, файл всегда получается чистеньким и ровненьким.

Заканчиваем. При помощи кнопки “Norm” (“Нормализация”) можно привести к одному виду WAV-файлы, имеющие разные характеристики звучания и полученные с разных дисков; величины нормализации в 98%, выставленной по умолчанию, бывает вполне достаточно, чтобы достичь приемлемого результата. Для сравнения же означенных характеристик разных файлов достаточно задействовать опцию меню “File” > “Compare two files”. Имеющийся WAV-файл можно обратить в МР3-веру при помощи команды “Encode files…” того же меню “Files”.

Ладно, побаловались, и хватит. После удаления программы штатными средствами был обнаружен мусор в виде нескольких программных папок: “Program Files” > “Xing” и “Program Files” > “Common Files > “Xing Shared”. Пришлось все подчистить деинсталлятором. А вы говорите – легенда…

Если вам нужно как можно быстрее перегнать в МР3-формат несколько дисков, взятых у друзей, если вас не смущает отсутствие поддержки локальной CDDB и место, занимаемое этой софтиной (про $30 мы скромно умолчим), то AudioCatalyst придется как нельзя более кстати. С другой стороны, никто не запрещает пользоваться двумя грабберами одновременно, тем более что они никоим образом не конфликтуют друг с другом.

Автор: Евгений Яворских

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?