6 лет назад 25 декабря 2018 в 19:41 84714

Уже немногие вспомнят, что серия Battlefield началась в 2002 году, с проекта Battlefield 1942. Дерзкий дебют прославил студию DICE на весь мир и на сотни часов приковал к экранам миллионы игроков по всему миру. Спустя 16 лет круг замкнулся, Battlefield V возвращается на поля сражений Второй мировой, с новыми механиками, невероятной графикой и ураганной динамикой.

После сотен и тысяч часов, наигранных в предыдущих выпусках Battlefield, новую часть ждёшь натурально кусая локти. Волны хайпа захватывают одна за другой, слухи, утечки и аналитику собираешь по крупицам и отсчитываешь дни до заветного релиза. А в день старта — пропадаешь на месяц-другой, жадно обкатывая новые механики и оружие, придумывая засады, расставляя ловушки в закоулках новеньких карт, изучая направления прострела и векторы атаки в обновлённых режимах. Так случилось и в этот раз, хотя пара «заусенцев» омрачили релиз. Об этих моментах поговорим в заключении, а пока — к самой игре.

Настройка оружия, техники и бойцов в Battlefield V

В своей основе Battlefield V сохраняет формулу прошлых игр с хаотическими командными схватками 32 на 32 человека. Традиционно, игроку предоставляется на выбор четыре класса бойцов: штурмовик, медик, боец поддержки и разведчик. Каждый класс можно обвесить на свой вкус, тут всё тоже по традиции. Основное оружие делится по классам: штурмовик владеет полуавтоматическими и штурмовыми винтовками, медик — пистолетами-пулемётами, боец поддержки — ручными и универсальными пулемётами, а также дробовиками, разведчик — самозарядными винтовками и винтовками со скользящим затвором (с перезарядкой после каждого выстрела). Вспомогательное оружие, то есть пистолеты и револьверы, по классам не делятся, у всех одно и тоже. Точно также все классы могут использовать одно и тоже оружие ближнего боя. А вот ассортимент гранат между классами пересекается лишь частично.

На иллюстрации изображена сцена из игры Battlefield V: солдат стоит с винтовкой на фоне пролетающего бомбардировщика
16 лет спустя Battlefield V возвращает серию к истокам, оригинальная игровая формула актуальности не потеряла. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Вся серия Battlefield славится отменными моделями реального оружия с прекрасной анимацией перезарядки и стрельбы, а также сочными звуковыми эффектами. Battlefield V в этом отношении — не исключение, «бахает» — мама не горюй, а модели и анимация «стволов» такая, что даже на тысячной перезарядке не налюбуешься. Штурмовые винтовки представлены немецкой Sturmgewehr 1-5, американской M1907 SL и немецкой StG 44, полуавтоматические винтовки — немецкой Gewehr 43, американским карабином M1A1, британской SMLE Тернера, немецкой Selbstlader 1916 и немецкой же Gewehr 1-5. Список используемых в Battlefield V пистолетов-пулемётов достаточно обширный: британский пистолет-пулемёт STEN, финский Suomi KP/-31, немецкие MP40, MP28, EMP и MP34, а также американский M1928A1. В перечень универсальных пулемётов вошли германский MG 34 и MG 42, ручных пулемётов — швейцарский KE-7, британский Bren, британский же пулемёт Льюиса, немецкий FG-42, а среди дробовиков — американский 12g Automatic и трёхстволка M30. В последствии в игру был добавлен универсальный английский пулемёт Vickers G.O. В перечень самозарядных винтовок вошли американская Model 8, чехословацкая ZH-29 и французская RSC, в перечень винтовок со скользящим затвором — английская Lee-Enfield No.4 Mk I, немецкая Gewehr M95/30, норвежская Krag-Jørgensen и германская Mauser Kar 98k. Замечу, что стартовое оружие отлично сбалансировано — за глаза и за уши любому новичку, пока осваиваешь игру лучше к другим пушкам стремиться без фанатизма.

Пистолетов пока не так много, а револьвер и вовсе один, но разработчики обещают добавить немало новых экземпляров. Пока же в список вошли германский P38, французский Руби, американский M1911, немецкий P08, австро-венгерский M1912, британский Mk VI и американский Liberator. Ассортимент оружия ближнего боя умеренно богатый: французский нож разведчика M1916, топорик, дубинка, лопата, кирка, непальский нож кукри, складной нож британской армии и три оружия из одиночных миссий кампании — нож Сольвейг, мачете Coupe Coupe и бита для крикета. Ассортимент гранат делится по классам, в чётком соответствии с их тактической ролью: штурмовику можно экипировать осколочную, зажигательную гранату или связку противотанковых гранат, медику — осколочную, зажигательную или дымовую гранату, бойцу поддержки — ударную, зажигательную или липкую, разведчику — осколочную, дымовую гранату или метательный нож.

На иллюстрации изображена сцена из игры Battlefield V: бомбардировщик в сопровождении истребителя пролетает над горным кряжем под огнём зенитных орудий
В Battlefield V предостаточно уникальных моментов: сбить истребитель, катапультироваться из горящего бомбардировщика, прыгнуть в танк, снести вражескую оборону, бросить машину и рвануть зачищать здание, погибнув под его обломками только чтобы вновь рвануть в бой — это всё тот же Battlefield. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Как и в предыдущих играх серии, каждому из четырёх классов бойцов предлагается две ячейки под уникальные для этого класса устройства или «гаджеты». Для штурмовика в первой ячейке это немецкий противотанковый гранатомёт «Панцерфауст» или универсальный британский гранатомёт PIAT, во второй — липкий динамит, винтовочный гранатомет или противотанковая мина. Медик выбирает в первой ячейке между бинтами и медицинским ящиком, а во второй — между винтовочным дымовым гранатометом и противопехотной миной. Боец поддержки в первом слоте ставит подсумок с патронами или ящик с боеприпасами, а во втором — противопехотную, противотанковую мину или противотанковый пистолетный гранатомет. Разведчик по ситуации может поставить в первый слот зрительную трубу или ракетницу, а во второй — противопехотную мину, маяк дислокации или снайперскую приманку.

Особняком стоит новая для серии Battlefield концепция «роли в бою». По умолчанию у каждого класса уже есть «боевая роль», но по мере прокачки открывается, как минимум, ещё одна, на которую можно переключиться. Так у штурмовика есть выбор из двух ролей — «Лёгкая пехота», с этой ролью игрок найдёт больше патронов на трупах врагов и восстановит больше здоровья после ранения, или «Истребитель техники», эта роль сделает повреждённую игроком технику заметной всей команде и принесёт больше «очков запроса» отряду (об этих очках поговорим дальше). У медика есть выбор между «Полевым врачом», что даст больше очков запроса за раздачу членам отряда бинтов и придаст скорости при возрождении членов отряда, и «Военврачом», который быстрее бегает при низком уровне здоровья и дальше метает холодное оружие. Боец поддержки встанет перед выбором из ролей «Инженер», способствующей быстрому ремонту техники и меньшему перегреву стационарных орудий, и «Пулемётчик», помогающей подавлять противников огнём и показывать их всей команде. Наконец, разведчика можно переключить в роль «Снайпер», что позволяет помечать врагов при попаданиях и дольше задерживать дыхание при прицеливании, или «Следопыт», что позволяет возрождаться на маяках других отрядов и получать дополнительные очки запроса от возрождений на своём маяке. Практически все «Роли в бою» получились удачными и подходят под разные стили игры и тактические ситуации, остаётся лишь не забывать их менять перед дислокацией и следить за меняющейся на поле боя обстановкой.

На иллюстрации изображена сцена из игры Battlefield V: бомбардировщик в сопровождении истребителя пролетает над под огнём зенитных орудий на фоне парашютного десанта
В Battlefield V бал правят «Большие операции», наследницы любимых фанатами «Операций» из Battlefield 1. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

По счастью в Battlefield V вернулась возможность настроить одежду бойца, в Battlefield 1, предыдущей игре серии, игроки этой возможности были лишены — одежда и внешность бойца генерировались случайным образом перед началом матча. Параметров кастомизации оказались даже больше, чем в Battlefield 4. Игрок может подобрать бойцу головной убор и выбрать один из нескольких вариантов лицевого грима. Фасон одежды на торс и ноги также выбираются, причём по отдельности. Более того, цвет и рисунок камуфляжа у некоторых предметов можно поменять. Дополнительные наборы, отдельные предметы или цвета камуфляжа можно разблокировать по мере прокачки, либо купить за «военные монеты», либо получить в награду за выполнение специальных заданий. Такое обилие настроек не может не радовать, а фанаты игры смогут потратить ещё немало времени на разблокировку редкой одежды и камуфляжа, которые привнесут в матчи Battlefield V больше разнообразия.

Но это ещё не всё. Наконец-то пользователями дали выбрать ещё и модель самого солдата: каждому классу бойцов сил «Оси» можно выбрать одну из десяти готовых моделей, из пяти белых мужчин и женщин с различными чертами лица, а у «Союзников» — из двадцати моделей, десяти мужчин и женщин разных цветов кожи и расы. По умолчанию все разведчики и медики получили женскую модель, а штурмовики и бойцы поддержки — мужскую. Причём для каждого класса можно выбрать свою модель, и разодеть её, руководствуясь своим чувством прекрасного или местностью и погодными условиями карты, на которой предстоит играть. Этой возможности игроки ожидали очень давно, и повод для радости тут совершенно очевидный. Конечно, следующим шагом стала бы ручная настройка лица и тела, но настолько пёстрое разнообразие каждого из 64 игроков могло бы создать излишнюю нагрузку на серверы.

На иллюстрации изображена сцена из игры Battlefield V: бойцы игрока рвутся на поля сражений
Внешность бойцов каждого класса в Battlefield V настраивается отдельно для каждой фракции. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Настройка оружия, столь традиционная для серии Battlefield, тоже никуда не делась. Правда, из функциональных настроек — только прицел, а вернее — его кратность и внешний вид. Ассортимент прицелов составлен из механических, диоптрических, открытых коллиматорных, оптических средней и большой кратности, зенитных и других. Конкретный набор прицелов зависит от типа оружия, например, на пистолеты-пулемёты прицелов большой кратности не установишь, а на винтовки со скользящим затвором не выдают зенитного прицела. Но и внутри одного типа разные модели оружия могут обладать различным ассортиментом. Как прицел, так и дульное устройство, ствольную накладку, ствольную коробку, магазин и приклад оружия можно настроить косметически. Разблокировать наборы текстур и экзотических внешних модификаций можно по мере прокачки этого оружия, выполнения специальных боевых заданий с этим оружием или покупкой текстур за «военные монеты», которые зарабатываются, например, выполнением ежедневных заданий вроде «вылечите членов команды 10 раз» или «постройте 5 укреплений». Конечно, игрокам хотелось бы побольше функциональных настроек, подобно тем, что были в Battlefield 3 и 4, но по сравнению с Battlefield 1 прогресс и без того существенный.

Из техники выбору и модификации подлежат лёгкие, средние и тяжёлые танки, а также истребители и бомбардировщики. При игре за «Союзников» можно выбрать из двухместного лёгкого танка «Валентайн» Mk VIII, трёхместного бронеавтомобиля «Стагхаунд» T17E1, также трёхместного, но уже тяжёлого танка «Черчиль» Mk VII, одноместного зенитного «Валентайн» Mk I и трёхместной самоходной артиллерии «Черчиль» A22D. В распоряжение сил «Оси» отданы средний танк T-IV, лёгкий танк 38(T), тяжёлый танк «Тигр» I и зенитный «Флакпанцер» IV, все машины трехместные, за исключением зенитки. Баланс между техникой соблюдается достаточно простой: чем выше убойная мощь единицы — тем меньше её скорость, маневренность, разгон и больше мест для пулемётчиков. Вопрос с пулемётчиками достаточно важный: пулемётчику, сидящему на втором месте внутри танка, не грозит практически ничего, а торчащий наружу с третьего места стрелок в разгаре битвы живет, как правило, не дольше нескольких секунд, хотя патчем ему добавили возможность на время пригибаться. Я лично предпочитаю «тяжи», но по ходу матча лучше могут прийтись ко двору лёгкие танки, а в целом — тут уж кому что ближе.

На иллюстрации изображена сцена из игры Battlefield V: лёгкий и средний немецкий танки едут по пескам Северной Африки
Ассортимент техники в Battlefield V куда более широкий, по сравнению с предыдущими играми серии. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Самолёты союзников представлены истребителями «Спитфайр» MK VA и VB, бомбардировщиками «Блейнхейм» MK I и IF, а также многоцелевым «Москито» Mk II, все эти самолёты одноместные. Крылатые машины «Оси» состоят из одноместных истребителей BF.109 G-2 и G-6, двухместных бомбардировщиков Stuka B-1 и B-2 и трёхместного универсального JU 88 A. На этом выбор техники не заканчивается, в Battlefield V появилась ещё одна новинка — буксируемые орудия, которые можно оттащить на любую точку карты. К буксируемым орудия относятся германская зенитка FlaK 38, 6-фунтовое противотанковое орудие, в том числе немецкое противотанковое орудие PaK 40, а также пулемёты на треногах, британский Vickers и немецкий MG 34. На поле боя также можно встретить бронетранспортёры, универсальный, немецкий Sd.Kfz 251 или американский M3, а также автомобили Kubelwagen и мотоциклы Kettenkrad. Впрочем, орудия и транспорт не подлежат кастомизации. А вот самолётам можно установить носовой рисунок, а танкам — отдельно перекрасить фюзеляж (что DICE имеет в виду под фюзеляжем у танка не до конца понятно), а тем и другим в целом — изменить общую камуфлирующую раскраску.

Функциональных настроек оружия и техники стало словно бы меньше, но это впечатление глубоко обманчиво. На самом деле эти настройки в Battlefield V были заменены другим серьёзным нововведением — специализацией техники и оружия. Специализации нужно сначала разблокировать по мере прокачки оружия или техники, а затем их можно будет купить за «военные монеты». У оружия специализаций обычно восемь, у техники — десять. Специализации оружия влияют на его отдачу, скорость прицеливания, объём магазина и тому подобные нюансы. Специализации техники более функциональные, например, на танк можно нанести рельефный слой, не позволяющий прикрепить к танку динамит, а самолёту сменить вооружение на более тяжёлое и добавить радар. Специализации начального оружия, Sturmgewehr 1-5 штурмовика, STEN медика, KE-7 бойца поддержки и Lee-Enfield No.4 Mk I разведчика уже полностью открыты и назначены. Само собой, специализации начального оружия, как и любого другого, можно сбросить и переназначить. В своей прямолинейности эта схема видится куда более удобной и практичной, чем функциональная настройка прикладов, стволов и дульных насадок в Battlefield 4, потому как до конца в ней разбирались только хардкорные фанаты игры.

Карты и режимы в Battlefield V

На старте игрокам предложили восемь карт, воссоздающих территорию четырёх стран — Голландии, Франции, Норвегии и Северной Африки: заснеженный норвежский «Нарвик», нидерландское «Уничтожение», болотистая французско-бельгийская «Искорёженная сталь» с разрушенным мостом через реку Эско в центре, снова нидерландский «Роттердам», пик норвежской снежной горы «Кряж 652», пустынная африканская «Хамада», поля французской провинции «Аррас» с деревушкой посередине и смешанная местность «Аэродром» с немецкими самолётными ангарами в центре. Позже, уже 6 декабря, появилась карта «Танковый шквал», бельгийская глубинка, равнина с несколькими постройками, специально спроектированная под крупные механизированные бои на 17 танков. Лично мне больше всего понравилась карта «Нарвик», она и в бета-тесте смотрелась очень выгодно, а меньше всего — «Хамада», но по мере изучения и наигрывания карт предпочтения меняются, и это нормально.

На иллюстрации изображена сцена из игры Battlefield V: боец в видоизменённой игроком форме готовится к атаке
Battlefield V работает по модели «игры как сервиса», со временем в игре появится больше возможностей по кастомизации. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Самым главным и самым интересным режимом игры стал режим «Большие операции», дебютировавший в Battlefield 1. Помимо «Больших операций», на старте игроки получили ещё пять режимов. В классическом режиме «Захват», знакомым практически по всем предыдущим играм серии, надлежит захватывать и удерживать контрольные точки, представленные в виде флагов. Чем больше точек принадлежит вашей команде — тем быстрее стремится к нолю счётчик очков команды противника. Убийство противников также отнимает по очку в момент бесповоротной смерти, а когда счётчик очков врага достигнет нуля — ваша команда побеждает. В малом режиме «Линия фронта», впервые появившемся в Battlefield 1 в большом варианте, битва ведётся за одну точку. Как только ваша команда её захватывает — бой перемещается к базе противника, на которой необходимо заминировать три точки при ограниченном количестве возрождений и за ограниченное время, если не успели — обратно соревноваться в захвате точки.

Режим «Прорыв» также появился в Battlefield 1, предыдущей игре серии. В нём одна команда — захватывает, а другая — обороняет секторы, которые состоят из одной, двух или трёх точек. Чтобы захватить сектор необходимо удерживать все эти точки одновременно. При этом у наступающей команды строго ограниченное число возрождений, в то время как у обороняющихся никакого ограничения нет. В режиме «Превосходство» бой ведётся исключительно пехотой на небольшой территории. Цель — всё те же точки, но на них нельзя возрождаться — респаун возможен лишь на членов отряда или в случайном месте на карте. И, конечно, как же без «Схватки команд» — это ещё один классический режим Battlefield, в котором ваша команда должна как можно быстрее и веселее уничтожать бойцов команды противника ровно до тех пор, пока у врага не кончатся очки или не выйдет время раунда.

На иллюстрации изображена сцена из игры Battlefield V: штурмовик в противогазе и с гранатомётом в руках стоит на фоне танка
По старой традиции, штурмовик — наиболее универсальный класс, но лучше всего выступает на средних дистанциях и против техники. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Сами «Большие операции» состоят, фактически, из трёх режимов на двух картах. Игровой процесс разбит на «внутриигровые дни», то есть на раунды. Первый день проходит в специальном режиме «Десант»: атакующая команда десантируется из транспортных самолётов при ограниченном количестве возрождений, берёт бомбы и пытается заминировать и уничтожить цели, в то время как команда защитников сбивает как самолёты, так и парашютистов, а также защищает и разминирует цели. Успех первого дня повлияет на следующий день. Чем больше целей было уничтожено — тем большее преимущество атакующие получат на следующий день: большее число возрождений или увеличенное время раунда, который проходит в режиме «Прорыв» или «Линия фронта». Успехи второго дня повлияют на количество возрождений и время раунда на третий день, который посвящен следующей карте уже в другом режиме. Если на третий день команда победителей не установлена — наступает черёд четвертого дня, проходящего на той же карте, но уже в режиме «Последний бой», когда здоровье постоянно убывает, патронов мало, а возрождения отключены. Команды в «Последнем бою» стоят до последнего бойца, но за 50 часов игры я попал в этот режим всего дважды. В общем и целом, «Большие операции» хороши настолько, что ни во что другое народ играть особо не стремится. Типичная операция займёт от 30 до 45 минут, пары-тройки операций на игровой вечер — в самый раз.

На иллюстрации изображена сцена из игры Battlefield V: медик со шприцом возрождает бойца на поле боя на фоне ящика с медикаментами
«Поднять» членов своего отряда может любой класс, но медик в Battlefield V делает это быстрее, плюс он всё также может возражать всех членов команды. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Всего к релизу игры было спроектировано четыре «Больших операции». Первая из них, «Падение Норвегии», была показа ещё на этапе открытого бета-тестирования. Операция состоит из карты «Нарвик», первый день на которой проходит в режиме «Десант», а второй день — в режиме «Прорыв». Третий (опционально ещё и четвёртый) день битва идёт на карте «Кряж 652» в режиме «Захват». Операция «Боевой топор» после «Десанта» на карте «Хамада» переходит в «Захват», а на следующий день — в «Прорыв» на карте «Аэродром». Операция «Рейд на Роттердам» на второй день переходит в «Прорыв» на карте «Роттердам», а на третий — в «Линию фронта» на карте «Уничтожение». Операция «Битва за Францию» состоит из «Прорыва» на карте «Искореженная сталь» и «Линии фронта» на карте «Аррас». Из всех операций, такое ощущение, что больше всего игроки предпочитают первые два дня в «Норвегии», а меньше всего — первые дни «Топора», с чем я склонен согласиться. Но предпочтения, особенно на старте игры, вещь крайне волатильная. Единственное, чего серьёзно не хватает — это чисто пехотной карты с замкнутым пространством, вроде «Метро» из Battlefield 3 и 4. Пока самое близкое, что есть из похожих карт — «Аэродром», но только тогда, когда бой ведётся внутри ангаров.

Новые игровые механики в Battlefield V

Что ж, заходим в первый попавшийся матч. Изменений в механике сходу замечается огромное количество, глаза разбегаются и, права слово, даже не знаешь, с чего начать и как ничего не упустить. Толком освоиться с большей частью новинок мне удалось только недели через две. Думается, что ветеранам серии переехать на новые рельсы даже сложнее, чем новичкам. (В связи с этим небольшой лайфхак. На американских серверах играть намного проще, общий уровень скила и злобности игроков на них сильно ниже, чем в европейском регионе, где из каждого куста тебе ставят хэдшот и цинично глумятся. Если играть вам становится слишком сложно — просто смените регион в поиске.)

На иллюстрации изображена сцена из игры Battlefield V: разведчик изучает поле боя и помечает противников для своей команды на фоне танков и других членов команды
Разведчик в Battlefield V поднялся в цене, только он может помечать вражеских бойцов. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Одно из самых заметных изменений — полоска здоровья внизу экрана. Во-первых, непривычно то, что это вообще полоска, процентное значение указано слева от неё. Во-вторых, я ещё несколько дней по инерции смотрел в нижний правый угол в поисках оставшихся хитпоинтов, а пара мгновений, которые требовались на то, чтобы сообразить, что смотрю я не туда, — означали, что я уже стал чьим-то фрагом. Адаптация заняла не меньше недели, и полоска действительно стала казаться куда более наглядным и удобным решением — она банально ближе к направлению моего взгляда (я ведь в прицел смотрю, который в центре экрана), а значит и найти информацию я могу быстрее. Но это ещё не все изменения, которые коснулись здоровья. Совершенно неожиданным стало то, что здоровье теперь не восстанавливается. То есть спрятаться за ящиком, переждать несколько секунд и снова лезть под пули, а эта аркадная тактика едва ли не визитная карточка Battlefield, — отныне в принципе невозможно. В предыдущих играх серии автоматическое восстановление здоровья можно было запретить только в настройках сервера путём включения «хардкорного» режима. Таким образом в Battlefield V хардкорными стали все серверы разом. И один этот факт коренным образом меняет весь геймплей, адаптация тактики снова занимает немало времени. Впрочем, немного здоровье восстанавливается, но именно что немного, самое большое — на 20%, когда урона вам нанесли на все 80%.

На иллюстрации изображена сцена из игры Battlefield V: боец поддержки устанавливает укрепления на карте в Северной Африки
Боец поддержки в Battlefield V нужен как никогда — патроны у всех классов заканчиваются не просто быстро, а очень быстро. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Но и это ещё не все изменения в том, что касается здоровья. Полностью вылечиться возможно, если есть медикаменты — достаточно прожать соответствующую клавишу (на ПК по умолчанию это кнопка «С»). При каждом респавне выдаётся ровно одна сумка этих самых медикаментов, то есть полностью вылечиться можно ровно один раз, при этом надо не забыть ещё и соответствующую клавишу прожать. И набрать сумок впрок нельзя — их в принципе может быть не больше одной. А что же делать, когда аптечек не осталось? Что ж, аптечку может кинуть медик, причём самим броском он ещё и лечит бойца. (Самого себя медик может лечить бесконечно, к слову.) Также в игре появились станции медикаментов — на базе и на контрольных точках. Не на всех точках эти станции построены заранее, а даже если построены — противник может их уничтожить. Наконец, медикаменты можно получить из ящика, который медик может установить прямо на поле боя. Вот только подойти к ящику и постоять рядом для лечения теперь невозможно, аптечку из ящика надо целенаправленно взять. И слишком часто их брать не получится: что у ящика, что у станции есть кулдаун, около 10 секунд.

На иллюстрации изображена карта из игры Battlefield V: заснеженные овраги и холмы норвежского побережья города Нарвик
Карта заснеженного норвежского побережья «Нарвик» — одна из наиболее популярных среди игроков Battlefield V. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Похожая история происходит и с патронами. Во-первых, количество патронов, по сравнению с предыдущими играми сериями, резко снизилось — у штурмовиков в запасе всего два рожка, у разведчиков и того меньше, что достаточно реалистично, но сделано, в первую очередь, чтобы исключить бесконечный кемпинг снайперами на холмах. Притом на бета-тесте игры патронов было ещё меньше, по многочисленным просьбам к релизу это исправили. Однако ценить боезапас всё равно приходится очень высоко, а пополнить его можно на станциях на точках захвата или у инженеров, которые должны либо кинуть сумку, либо поставить на землю ящик. С кулдаунами такая же история — следующей порции придётся ждать около 10 секунд. Ещё одна возможность немного пополнить боезапас — взять патроны с трупа врага. Совершенной неожиданностью стало и то, что в количестве выстрелов и полевых ремонтов ограничены танки. Фактически стрельнуть дадут раз 20, что по меркам Battlefield не так уж много, вероятность неправильно рассчитать траекторию падения снаряда по первому времени высока. Хотите перезарядиться или полностью починиться — пожалуйте на станцию танковых боеприпасов, которая обычно расположена на стартовой базе.

На иллюстрации изображена карта из игры Battlefield V: заснеженный пик горы «Кряж 652»
На заснеженном пике «Кряж 652» нет бронетехники, но полно самолётов, которые работают на одной высоте с пехотой. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Танки в Battlefield V были переработаны целиком. Самое заметное изменение — это даже не мораторий на полный ремонт и ограниченный боекомплект, а крайняя неторопливость башни. В Battlefield 1, а уж тем более в Battlefield 4 и Battlefield 3 скорость поворота башни де факто ограничивалась только скоростью мыши. BFV использует механику, аналогичную World of Tanks и War Thunder, в результате пехота или лёгкий танк могут легко «закрутить» тяжёлый танк: пока танкист наводит орудие — ему уже прилетело в каждую проекцию и в двигатель, он со всех сторон облеплен динамитом и спустя мгновение — любуется экраном респавна. При этом недостатка в различных видах танков нет: лёгкий, тяжелый или средний танк выбирается игроком самостоятельно, а на базе или на точке со временем появляются «танковые места». Особняком стоит свертяжёлый танк, его может вызвать командир отряда, когда наберёт достаточное количество очков. Сверхтяж — настоящая машина для убийств, в умелых руках он в состоянии полностью переломить ход матча, собрать десяток фрагов за минуту, эпически вытащить самую криворукую команду и затащить самую «потную катку», отказывая противнику в ключевых точках.

На иллюстрации изображена карта из игры Battlefield V: каменистая пустыня Северной Африки, называемое на арабском языке «хамада»
Песчаная «Хамада» ещё не слишком популярна в сообществе игроков, но это одна из самых крупных карт в истории игровой серии Battlefield. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Нельзя не сказать пару слов о самолётах. К сожалению, я не самый хороший пилот, хороших пилотов в Battlefield во все времена было немного. Но даже я заметил, что управление стало чуть более отзывчивым, а серьёзным подспорьем для новичков стала возможность не просто чиниться в воздухе, а ещё и сохранять при этом маневренность. В Battlefield 1 на время ремонта самолёт терял управление и летел по инерции, от чего нубы (в том числе и я) отправлялись прямиком в землю или таранили ближайшую гору. Правда, повреждения тут работают аналогичным образом со здоровьем и боезапас стал ограниченным — чтобы восполнить патроны, бомбы и полоску доступного для восстановления здоровья необходимо пролететь над воздушной станцией припасов у своей или вражеской базы. Ах да, прицел в режиме бомбометания от третьего лица просто божественный, пехота в полном восторге от внезапной и хирургически точной смерти с небес (смайл).

На иллюстрации изображена карта из игры Battlefield V: битва идёт за овраги и немецкие аэродромы в Северной Африке
На североафриканской карте «Аэродром» наиболее высока концентрация стычек «в упор», которые проходят внутри разрушенных ангаров. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Переходя к разговору об отрядах и экранах респавна, необходимо упомянуть о новой механике смерти и возрождения. Как и в предыдущих играх серии, сразу же переместиться на экран возрождения игра не даёт — игрока ещё может реанимировать медик. Но если в Battlefield 1 и предыдущих играх можно было нажать одну клавишу и сразу отказаться от возрождения, то в Battlefield V придётся долго ждать, прожимая либо левую кнопку мыши чтобы побыстрее умереть, либо правую — чтобы умирать подольше под аккомпанемент собственных жутких воплей и дать медику время до вас добраться. Но есть один нюанс, возрождать вас могут не только медики, но и члены отряда, соответственно и вы — можете возрождать их. Правда, не очень удобный момент — полноэкранное наблюдение за оставшимися в живых членами отряда после своей смерти с опцией переместиться на стратегический вид (без возможности вернуться к виду отряда), это обещали вскоре исправить совмещённым экраном тактической дислокации.

На иллюстрации изображена карта из игры Battlefield V: битва идёт за небольшой французский городок Аррас
Пусть вокруг деревушки на карте «Аррас» и сплошные поля, но спрятаться и организовать срытое наступление в высокой траве достаточно легко. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Вообще таким интересным образом DICE подталкивает игроков к более тесной игре в отряде, но это не единственный стимул. Командир отряда может распоряжаться очками, которые по ходу матча отряд заработал совместными действиями: на поле боя можно сбросить капсулу с медикаментами и патронами или вызвать технику. Но самое эффектное решение — нанести удар ракетой по густому скоплению противника. Решение не только эффектное, но и эффективное, при удачном стечении обстоятельств можно забрать десяток фрагов и полностью зачистить точку, но сделать это удастся ближе к концу матча и то если отряд не ворон считал, а слаженно работал. Такой подход здорово улучшил командную игру, тогда как прежде в Battlefield за традицию считалось плюнуть на всех и вся и с начала матча пойти заняться своими собственными делами. В принципе, и сейчас такая ситуация не редкость, но вероятность случайно наткнуться на слаженный отряд повысилась.

На иллюстрации изображена карта из игры Battlefield V: на карте «Разрушение» решается судьба королевства Нидерландов
Карта «Разрушение» практически всегда предоставляет минимум три вектора атаки, подобно картам «Метро» в Battlefield 3 и 4. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

А вот что совершенно в новинку для серий Battlefield — так это строительство. Откуда ветер дует — понятно, Fortnite, в одночасье ставший самым популярным шутером современности и одной из самых популярных игр в истории, педалировал именно механику строительства чего угодно и где угодно прямо по ходу боя. В Battlefield V стройка вышла не настолько свободной, игроки могут возводить укрепления из дерева и мешков с песком, рыть окопы, а инженеры — даже ставить пулемёты, но в строго отведённых для этого местах. На ПК игрок просто нажимает кнопку «Т», переключается таким образом в режим строительства и видит все места, где он может установить укрепления. Дальше остаётся лишь подойти к этому месту, несколько секунд подержать зажатой левую кнопку мыши — и укрепление само собой материализуется. Противник при этом может все эти фортификации снести. В зависимости от конкретной точки ход сражения может поменяться радикально и от того успеют ли игроки застроить точку до нападения противника во многих случаях зависит и то, сможет ли враг прорвать оборону. Откровенно говоря, такие перемены поначалу вызывали тревогу, не напутают ли разработчики с балансом? Но, на первый взгляд, баланс в норме, а Battlefield от строительства действительно выиграл — играть стало намного интереснее и веселее, тактические возможности расширились.

Из менее масштабных, но заметных новаций — отсутствие возможности помечать врагов клавишей на клавиатуре или контроллере. Эта возможность сохранилась только у зрительной трубы разведчика, что кардинальным образом меняет игру, ведь заранее неизвестно где находится абсолютное большинство противников — необходимо играть куда аккуратнее. Другая новация — бег вприсядку, который очень пригодится, когда надо укрыться от вражеского пулемётного огня и как можно быстрее сделать ноги в безопасное место. Ещё одна новинка — возможность лечь на спину, а не на живот, а также возможность лечь на бок. Принципиальная разница заметна, когда лечь надо затылком к стене. А из ещё одной занятной мелочи — изменение погодных условий ближе к концу матча, то есть снежная вьюга или песчаная буря, которые снижают видимость до предела, делая бессмысленной игру пилотом или разведчиком.

Будущее Battlefield V как игрового сервиса

В новой итерации франшизы у Electronic Arts и DICE возникла светлая идея отменить Premium-издание и не выпускать платных дополнений, о чём уже давно молили игроки: платные дополнения дробят игровое сообщество, ведь в новые карты играют только те, кто их купил, а не весь массив геймеров. Так Battlefield V стал игрой-сервисом, в нём не так много контента на старте, но он будет бесплатно выпускать на протяжении всего жизненного цикла игры: новое оружие, техника, карты, режимы, задания, украшательства и прочие плюшки должны выходить на протяжении всего жизненного цикла игры бесплатно — всем игрокам они будут доступны в равной мере, эта концепция названа «игра как сервис», подобно тому как бывает «программное обеспечение как сервис» в каком-нибудь Office 365. По этой причине Battlefield V не обязательно покупать, в него и другие игры EA можно играть по месячной подписке Origin Premier. Пока вряд ли даже сама EA понимает что из этого получится — компания экспериментирует, а в качестве дополнительной системы монетизации в Battlefield V могут объявиться микротранзакции на косметические наборы.

На иллюстрации изображена карта из игры Battlefield V: на карте «Искореженная сталь» расположен огромный мост,  разрушенный в ходе немецкого наступления на Францию
На карте «Искореженная сталь» расположен крупнейший единый объект за всю историю Battlefield — огромный мост над рекой, за контроль над котором идёт безостановочный бой. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

Возвращаясь к тому, что я отложил напоследок. Как раз микротранзакции сыграли с EA достаточно злую шутку в предрелизную, причём на них наложился ряд политических моментов, которые к игровому процессу относятся чисто условно, но многих игроков возмутили самим своим наличием. В моём представлении политические процессы должны проходить отдельно от интерактивных развлечений, а в идеале — вообще на максимальном удалении от информационных технологий как таковых. Политики в игры не играют, а игроки — не занимаются политикой. Но так уж вышло, что в комменты под трейлером Battlefield V пришли товарищи реактивно-консерваторского толка и углядев на видео бойцов-женщин, яркий лицевой грим и протезы — наставили ролику огромное количество дизлайков и развели митинг в комментариях. Мол женщин во Второй мировой в таком количестве не наблюдалось, а грим и протезы — это и вовсе неуважение к истории. В результате даже один из вице-президентов EA высказался в духе «не нравится — не играйте» (к слову, он уже не работает в компании, хм), хотя протезы как опцию настройки внешнего вида бойца пока убрали. Зато теперь при любом упоминании Battlefield V нарываешься то на представителей феминисток, то на их ярых противников. И всё бы ничего, но тонкость тут в том, что ни те, ни другие — попросту не играют в игры, тем более они не играют в Battlefield, и совершенно никакого дела до Battlefield V вне контекста политических и общественных разборок ни тем, ни другим попросту нет и не было никогда. А дело в том, что Battlefield, конечно, военный шутер с некой претензий на реализм, но по факту глубоко аркадный, к тому же почти полностью сетевой (мало кто играет в одну лишь кампанию), а потому монотонные игровые матчи никто не пытается отыгрывать по ролям с максимально серьёзными квадратными лицами — в игре творится полное безумие, а потому постоянные игроки пользуются первой же возможностью раскрасить автомат в розовый цвет, нацепить яркий камуфляж, залезть на лошадь с огнемётом или как-то ещё выделиться в бою. Практически все сетевые шутеры реализуют эту схему, хотя не все они демонстрируют эти возможности в трейлере, хороший пример — CS:GO со своими бесконечными скинами на ножи и прочую лабуду. Издательство EA решило сразу продемонстрировать кастомизацию, и это показалось неуместным тем, кто возможно никогда и не собирался играть в Battlefield, а тех, кто собирался — накрутили нелепыми домыслами о том, что же будет представлять собой игра. Домыслы, само собой, не оправдались, Battlefield V принципиально ничем от предшественников не отличается. Зато у DICE теперь есть стимул выправлять репутацию, и это даже в чём-то хорошо — с новым контентом студии придётся постараться.

На иллюстрации изображен снимок экрана из игры Battlefield V: специализации тяжёлого танка со стороны «Союзников»
Вариантов прокачки что у танков и самолётов, что у каждой из моделей оружия хватает с избытком. Иллюстрация пресс-службы Electronic Arts

А контента ежемесячно обещают немало. Так в декабре уже появился «Учебный полигон», на котором можно в спокойной обстановке и гордом одиночестве практиковать прицельную стрельбу и обращение с техникой. Вышла та самая карта «Танковый шквал», появились косметические наборы для танков, о которых я уже рассказал. На январь запланированы режимы «Штурм», «Отрядный захват» и новая «Большая операция», на март — ещё парочка режимов, а также карта «Греция». Наконец, именно в марте появится самый ожидаемый режим, «Батл рояль» под названием «Огненный шторм», который в Battlefield должен встать как родной, буквально как ни в одной другой игре. Помимо новых режимов и карт должны появиться и новые механики, например, улучшенная «камера смерти» (на нынешней плохо видно того, кто вас убил), вытаскивание раненых бойцов из боя и прочее. При этом с каждой итерацией правятся баги, вносятся балансные правки, появляется новая «косметика». Развивается этот процесс в так называемом «Ходе войны», мероприятии, по которому отсчитываются внутриигровые дни развития Второй мировой. Главы «Хода войны» вводят разные цепочки заданий, например, возродить членов отряда 10 раз, построить 20 укреплений, и награды за их выполнение, например оружие или «косметику». Так на старте в игре были только британские и немецкие войска и оружие, а в определённый момент должен будет появится СССР, США, а возможно и Китай с Японией.

В заключение можно сказать, что Battlefield V звучит и выглядит исключительно хорошо, особенно хороша графика, а совсем особенно — освещение. В целом это ещё не лучший Battlefield из всех существующих, звание лучшей часть по сей день удерживает Battlefield 4. Но это и не Battlefield Hardline, который так и не снискал широкой народной славы. Хорошо и то, что игра не пытается прыгнуть выше головы радикальными переменами и даёт игрокам немало свежих и интересных механик, хотя пока ещё содержит не так много контента. Вопрос с контентом должен решиться со временем, хотя и нынешнего наполнения большинству хватает с головой — за 70—100 часов чистого времени его едва надкусить удаётся. Нельзя отдельно не отметить, что старт Battlefield V был одним из самых гладких в серии: графическая оптимизация оказалась на высоте, с сетевым кодом проблем не было. В то время как всеобщий любимчик Battlefield 4 стартовал настолько жёстко, что я только спустя полторы недели и пару патчей смог впервые её запустить, а нормально по сети поиграть лишь через пару месяцев. Время лечит, а рынок торопит разработчиков, которым нередко уже после релиза удаётся довести игру до ума и превратить в конфетку. А потенциал у новой части значительно, в несколько раз превышает все предыдущие игры серии вместе взятые. Уже сейчас оторваться от Battlefield V невозможно.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?