14 лет назад 27 сентября 2010 в 16:19 1400

С интересом наблюдаю, сколь быстро растет количество электронных ридеров у населения в метро. Концепция оказалась востребованной, пользователи оценили возможность носить с собой тысячи книг в одном устройстве и не думать о подзарядке.

Лично мне от электронной книжки точно наступила радость. Конечно, поначалу было непривычно читать при внешнем свете, так как я уже много лет делал это с КПК, но ничего, адаптировался, и даже нравиться начало. Зато можно с легкостью зависнуть в гостях или на даче на несколько дней, не беспокоясь о том, что через сутки, если не подзарядишь батарею, останешься без чтива и будешь обречен на подшивку «Огонька». Да и удобные светодиодные фонарики, которые крепятся прямо на устройство, помогают смириться с потребностью в источнике света.

С контентом никаких проблем нет – ни с русско-, ни с англоязычным. Разумеется, есть книги, которые даже в электронном виде можно достать только за деньги (например, к таковым относятся почти все толковые работы по бизнесу, маркетингу и отношениям с общественностью), но их в целом, по сравнению с общим количеством литературы, совсем немного. Массовая литература разложена в тысячах разных мест в Сети, и вероятности того, что нелегальные сетевые бесплатные библиотеки будут в обозримом будущем ликвидированы, нет никакой.

Безусловно, идет некое «окультуривание» процесса распространения электронных книг, он постепенно оцивилизовывается. Некоторые традиционно пиратские хранилища человеческой мысли даже начинают договариваться с правообладателями и брать абонентскую плату за доступ к своей литературе, но базовой проблемы издателей это не решает.

Дело в том, что, во-первых, издатели по всему миру стали в целом получать меньше денег, а во-вторых, начало работы на рынке электронного контента не принесло представителям индустрии того финансового облегчения, на какое, наверное, они рассчитывали. И дело не только в пиратстве. Просто так исторически сложилось: даже проданный вполне легально цифровой экземпляр популярного литературного произведения приносит издательству заметно меньше денег, чем печатный, – по целому ряду объективных причин.

Есть книги, которые даже в электронном виде можно достать только за деньги (например, к таковым относятся почти все толковые работы по бизнесу), но их в целом немного. Массовая литература разложена в тысячах разных мест в Сети, и вероятности того, что нелегальные сетевые библиотеки будут в обозримом будущем ликвидированы, нет никакой.

Напрашивается вывод: раз нельзя выручить нужные средства на продаже контента, надо их добыть путем размещения в нем рекламы. Собственно, к этому все располагает: скоро появятся цифровые читалки с цветными дисплеями, многие такие девайсы уже имеют функцию доступа в Сеть, что позволит при необходимости подгружать новые рекламные модули, уровень таргетинга при рекламе в книжках фантастический – ну, короче, сплошные плюсы. Поначалу пользователи, конечно, будут недовольны («Ну что за фигня, я читаю любовный роман, и в романтическом месте мне начинают прокладки рекламировать!»), но потом привыкнут, и рынок начнет стремительно развиваться, отбирая постоянных клиентов у других рекламных носителей.

Какое-то время оба способа заработка – реклама и продажи – будут существовать на этом рынке параллельно, не столько конкурируя, сколько дополняя друг друга. Цифровые издатели наберутся опыта в борьбе с пиратскими библиотеками, те притихнут, но количество нелегального контента в свободном обращении все равно не будет давать покоя правообладателям, отчетливо понимающим, какие деньги они теряют.

А потом кому-то придет в голову мысль, что можно сопоставлять стоимость рекламы в книгах с тем, какой популярностью они пользуются в целом, не только по данным официального рынка, но и по информации с пиратского. На основе этих данных будет в автоматическом режиме высчитываться плата за рекламу. К тому моменту большая часть читалок либо постоянно, либо периодически будут «присутствовать» в интернете, а пользователей приучат к тому, что любая зажигалка все равно обновляет драйверы на сайте производителя. Как следствие, осуществлять ротацию рекламы в конкретном тексте или на конкретном устройстве будет несложно.

Читатели тоже будут счастливы: если сделать такие книги официально бесплатными и распространяемыми свободно, то, убежден, подавляющее большинство переживет наличие того или иного рекламного модуля в поле зрения, по крайней мере время от времени.

Единственный недостаток идеи в том, что авторы, чьи книги не будут пользоваться настоящим спросом, останутся, как бы это помягче сказать, не кормлены. Правда, это имеет отношение только к писателям, ориентированным на массового читателя, ибо реклама медицинского оборудования в книге, аудитория которой ограничена десятью тысячами специалистов, все равно будет стоить дорого – достаточно для прокорма автора и его агентов. В чистом виде эта концепция, скорее всего, не будет реализована никогда. Но если кто-либо сумеет создать условия для формирования такого рынка, дело может выгореть.

А еще есть вероятность того, что стоимость рекламы в том или ином произведении будет высчитываться по формуле, учитывающей не только то, какие книжки вообще читает владелец устройства, но и кто он по профессии, насколько платежеспособен. И тогда в выигрыше останутся авторы, способные заинтересовать своими работами клиентов, на которых будет рассчитана самая «богатая» реклама. Ну и Стивен Кинг с Терри Пратчеттом. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?