Портативные акустические системы типа ”патибокс” набирают всё большую популярность. С одной стороны их успешно продвигают производители акустики, с другой — пользователи радостно встречают с распахнутыми кошельками. И такой всеобщий консенсус в отношении патибоксов понятен. Потому что они, патибоксы — это довольно успешный старый хит, отремастеренный на новый лад.
Бумбоксы с интерфейсом Bluetooth заняли нишу старых магнитофонов-двухкассетников, которые подростки носили на плече, гуляя по улице. На какое-то время, пока не стабилизировалась ситуация с носителем звукозаписи, этот некогда популярный формат аудиосистемы выпал из употребления. А теперь снова вернулся в виде Bluetooth-стереоколонок с ручкой, крупных, но портативных, умеренной громкости.
А патибоксы — это современные музыкальные центры. Более габаритные и мощные, чем бумбоксы. Даже панели управления патибоксов до невозможности похожи на панели музыкальных центров конца прошлого века. Это, собственно, потому, что потребности пользователей не изменились.
Существенные отличия патибоксов от музцентров сводятся к новому формату моноколонки (скоро, наверное , переизобретут стерео — сделают так, чтобы верхняя и нижняя колонки патибоксов отстегивались), беспроводному подключению, адаптации некоторых моделей к “уличным” условиям в виде защиты типа IP54, и подставки под смартфон. Что касается мощностей, то киловаттные музцентры продавали и в прошлом веке
Если считать патибоксами все беспроводные колонки размером от небольшой тумбочки и мощностью от 100 Вт, новый патибокс Sven PS-930 относится к младшим моделям. Мощность этой акустической системы составляет “всего лишь” 150 Вт, габариты тоже не способны впечатлить бывалого мегаломаньяка. И в отличие от большинства патибоксов, корпуса которых оснащены колёсиками, Sven PS-930 можно носить на плече. Хотя и недолго. В каком-то смысле, PS-930 можно считать средним вариантом между бумбоксом и патибоксом.
Дизайн колонки визуально больше подходит для патибокса. Он клубный. Вокруг динамиков находится цветная круговая подсветка, которая работает в такт музыке. По бокам корпуса колонок размещен светящийся логотип SVEN, а в районе верхнего и нижнего краёв массива динамиков расположены стробоскопы. Дискотечного зеркального шара к системе не прилагается, его надо заказывать отдельно, и не в SVEN. Но и без него дискотека будет яркой.
Панель управления, которая находится на верхнем торце, выполнена в достаточно традиционным для патибоксов и музцентров стилее. Большая шайба регулятора позволяет точно выставлять уровень сигнала, кнопки крупные и присутствуют в изобилии — нет нужды делать многофункциональные кнопки с разными последовательностями нажатий для разных команд, индикатор активности и функций АС — крупный и эстетичный, несмотря на простоту.
В нижней части панели управления располагается специальный слот для установки смартфона — сейчас он встречается, наверное, во всех патибоксах. В верхней части панели симметрично слоту располагается закрытая резиновой заглушкой панель входов. Заглушка защищает от возможного затопления микрофонные входы на полноразмерных “джеках”, линейный вход на “миниджеке”, слот для карты памяти microSD и USB-разъём для флешек. С карт памяти и флешек можно слушать музыку посредством встроенного в систему плеера. Также в PS-930 имеется FM-радио.
Судя по резиновой заглушке, колонка SVEN PS-930 не боится влаги, а возможно даже дождя. Однако никакой влагозащиты никкой производитель не заявил. Очень странно учитывая наличие таких решений, явно предназначенных для уличного использования.
Интересно, что несмотря на свою портативность и во многом сходство с бумбоксами, PS-930 оснащена пультом ДУ как патибокс или музцентр. То есть, дома эту колонку можно будет поставить куда нибудь на полку, и не лазать к ней каждый раз нажимать на кнопки, а пользоваться лентяйкой.
На опен-эйр-направленность колонки PS-930 толсто намекает и наличие аккумулятора, не обязательно и даже не характерно для патибоксов /музыкальных центров. АСSVEN PS-930 оснащена батареей 7,4 В ёмкостью 7200 мАч, каковой, по заверению производителя, должно хватить на 20 часов воспроизведение музыки. В реальный расход батареи разумеется зависит от громкости на которой будет играть система, а заявленное значение близко к максимуму. В реальности, но высокой громкости, до последнего удвоения мощности усилителя, колонка работает около 6 часов. Что, вообще говоря, много. У соседей, блюстителей порядка или санитаров леса будет достаточно времени, чтобы пресечь разгул безобразий.
А теперь — к характеру звучания. Оно, вообще говоря, клубное. Не характерное для SVEN. SVEN с незапамятных времен выпускает системы с подчеркнуто ровным ттональным балансом, и с вниманием к воспроизведению ссредних частот. Здесь же разработчики явно стремились достичь глубин баса, удерживаясь в ограничениях своего бюджета и формата гибридного портативного патибокса. Что, в общем, все и отмечают — в плане глубины баса PS-930 при своих габаритах уделывает именитых и неименитых конкурентов.
Чем пришлось пожертвовать ради глубины баса? Акцент на басу потребовал ослабления его артикуляции, которая сказалась в основном в области среднего баса; и меньшей проработанности средних частот. Не так, чтобы получилось плохо, но все же слушать инструментальные композиции, и даже поп-музыку со сложным вокалом, я бы не советовал. А вот электронная музыка, причем не обязательно танцевальная, самая разная, звучит хорошо.
Насколько я понимаю, изначально перекос в сторону баса был еще более существенным, но разработчики его устранили с помощью обновления прошивки. Что можно изменить в акустической системе прошивка? Ходят спекуляции, что, мол, ничего важного, но это не так.
Если у нас за кроссировку динамиков отвечает DSP, то изменить можно очень многое! Смещение точки кроссировки может изменить скорость нарастания сигнала в определенной части рабочего диапазона АС, агрессивность звучания системы, повлиять на детализацию, изменение крутизны спада сигнала ниже точки кровсировки влияет на фазу и на зону совместного звучания динамиков… Проще перечислить, что изменить нельзя: характер баса, звучание мидбаса, воспроизведение высоких частот.
Характер баса, кстати, тоже можно изменить, если подрезать снизу рабочий диапазон колонки, уменьшив ходы и нагрев катушки. Искажений во всем рабочем диапазоне АС будет меньше, но и баса убавится, а в случае PS-930 это противоречит самой идее системы.
В общем, PS-930 — портативный гибрид бумбокса и патибокса с хорошими способностями к воспроизведению электронной музыки. С рок-композициями система справится, но насколько хорошо PS-930 будет воспроизводить записи того или иного проекта, зависит от звучания конкретной команды, от работы звукорежиссера и от вкуса слушателя. Для акустических инструментальных и вокальных композиций PS-930 лучшим выбором не станет.