7 лет назад 14 декабря 2016 в 0:35 4219

Как уже говорилось в прошлых номерах журнала, недавно освоенные FinFet ранзисторы – великое благо, приносящее процветание и свежие решения в застоявшееся болтото с 28-нанометровым техпроцессом. Но блага эти будут не сразу и не в одной корзинке, поэтому разом большой россыпи свежих вычислительных мощностей ждать не приходится. Взять те же графические процессоры: NVIDIA в этом году выкатила три видеокарты, включая топовую GTX 1080, а AMD освоила только Middle-end сегмент, застолбив его разнообразными RX 460, RX 470 и RX 480. Флагман линейки ещё в разработке, а этой троице предстоит конкурировать с моделями NVIDIA среднего сегмента – GTX 1060 и GTX 1050. Само собой, привести к одному знаменателю обе видеокарты очень трудно, плюс  валютные колебания дополнительно дестабилизируют ситуацию… Решения для оптимизации рынка под себя идут один за другим: GTX 1060 чуть быстрее RX 480, но 480-я дешевле 1060 ровно настолько, насколько отстает в тестах. А RX 470 и RX 460 могут неправильно совладать с анонсируемыми GTX 1050 и GTX 1050 Ti, поэтому (по слухам) где-то в недрах «красных» уже готовят промежуточные варианты на всякий случай. Итоговую расстановку сил покажет время.

Знакомство с RX 480 предлагается проводить на примере видеокарты от PowerColor, специализированной версии с нереференсной версией под названием Red Devil. Было бы здорово до кучи ознакомиться с референсом, но в этот раз он получился каким-то косячным. Нет, конденсаторы не отпаивались и кулер не отваливался, но были некоторые софтовые недоработки по питающей схеме, из-за чего перенапрягались шины питания в PCI-Ex16 слоте. С объемом доступной для работы видеопамяти какие-то неувязки… Короче, нет референса – и черт с ним. Прокачанные варианты от партнеров AMD, как правило, более привлекательны для пользователя по шуму, производительности и внешнему виду.

Длиннее – значит лучше. И дело не в стандартном мужском задвигоне, а в элементарной физике: сделать кулер тише можно путем увеличения площади оребрения, что без наращивания габаритов невозможно. В ширь растут только экзотические варианты и версии DirectCu от ASUS, а PowerColor, как абсолютное большинство кастомайзеров, растягивает видяху в длину. Вот и получилось аж 300 мм против референсных 220. Радиатор заканчивается чуть раньше, где-то на 285 мм от планки крепления, остальные полтора сантиметра занимает кожух системы охлаждения. Он металлический как с лицевой части, так и с обратной. Под кожухом три вентилятора типоразмера 80 мм и четыре теплотрубки. Три распределяют тепло по хвостовой части радиатора, а четвертая, согнутая буквой U, по ближней к планке крепления. Под кристалл GPU в центре медная вставка, восемь микросхем памяти традиционно контактируют с металлической пластиной через терморезинки. Металлическая пластина, закрывающая тыльную сторону платы, выполняет лишь роль ребра жесткости и не более того, хотя вполне могла работать дополнительным радиатором, отводящим тепло от графического процессора и прочих разогревающихся в работе элементов (та же система питания).

Печатную плату удлинили, но, в отличии от других производителей видеокастомов, инженеры PowerColor решили не мудрить с системой питания и… Вообще оставить все как есть. Поэтому референс и Devil Radeon RX 480 после демонтирования систем охлаждения очень похожи на гармошку, сложенную и растянутую соответственно. Преобразователь напряжения для GPU и VRAM копирован с референса, 6 фаз на процессор, одна на память. Радиатора для отвода тепла от силовых ключей не прилагается. На планку крепления выведены пять разъемов: три DisplayPort, один HDMI и один DVI; примечательно, что поддерживаются стандарты DisplayPort 1.3 HBR3 и DisplayPort 1.4-HDR (не путать с HDMI 1.4!), а также HDR в формате Rec. 2020. Не осталась в стороне фирменная технология FreeSync, решения на базе GPU Polaris теперь могут активировать её на мониторах, подключенных по HDMI 2.0b.

Перед тем, как описывать рабочее поведение Красного Дьявола, следует рассказать о графическом процессоре. Он новый, зовется Polaris 10 (кодовое имя – Ellesmere) и построен по техпроцессу 14 нм. Внутри него 5,7 миллиарда транзисторов, из которых формируется 2304 универсальных процессора (они же потоковые процессоры), 144 текстурных блока, 32 блока ROP, а также контроллер памяти и многое другое. Новинка работает в сотрудничестве с видеопамятью GDDR5 (4 или 8 Гбайт), разрядность шины 256 бит. Потребляет видеокарта не более 150 ватт при частотах 1120 и 2000(8000) МГц (GPU и VRAM соответственно). Много это или мало? Для сравнения приведу данные по Radeon R9 380X (Antigua XT), предшественнику 480-й: 5 миллиардов транзисторов, 2048 универсальных процессоров, 128 текстурников, 32 ROP и 190 ватт аппетита при частоте ядра 970 МГц, а памяти – 1425 (5700) МГц. Определенно должен быть прогресс в производительности, ведь частоты выше, вычислительных мощностей больше, вычислительные мощности лучше.

Кстати, о них, о мощностях. Так повелось, что серьезные архитектурные апгрейды встречаются все реже и реже, чаще – доведение до ума того, что было раньше. Оно и логично: сложность GPU растет, и придумывать что-то новое с каждым разом сложнее. А делать работу над ошибками, почутка допиливая уже имеющееся на основе собранных за время продаж и эксплуатации данных – пожалуйста. Так и здесь: Polaris 10 во многом похож на предшественника, но качественно его лучше. По словам официальной презентации, сама архитектура GCN уже допилена по максимуму, теперь работы ведутся над её эффективностью. AMD использует Asynchronous Compute Engines, позволяющие работать вычислительным мощностям над несколькими очередями команд и отдачи  «в работу» приоритетных задач. Наглядную визуализацию этого процесса могут ежедневно наблюдать автомобилисты Москвы, когда приоритетные задачи с би-би, фа-фа и синими мигалками ломятся в обход менее важных.

Нонче в тренде VR (виртуальная реальность то бишь), которая идет в пару с 4K Gaming (который 3840 × 2160). Это учитывалось при разработке графического процессора; технология Quick Response Queue позволяет задавать важность задач, а Asynchronous Time Warp делает изображение более плавным, что очень важно при работе в шлемах виртуальной реальности. Для улучшения качества картинки также дорабатывался блок геометрии, блоки кодирования и декодирования данных. Улучшение сжатие данных, буферизации, доработанный планировщик заданий и увеличение объема КЭШей положительно сказались на скорости работы в целом.

Как видно, работали над Polaris старательно, интегрируя все новшества в грядущий продукт. Добавила соку PowerColor, повысив частоту работы графического процессора до 1330 МГц в 3D режиме. Подключается «разгонный» вариант очень просто: распаяно два BIOS, выбор актуального производится при помощи мелкого переключателя на верхнем торце видеокарты. С одним частота GPU не поднимется выше 1280 МГц, а с другим уже стабильно идут все 1330. Энергопотребление при этом не превышает 153 ватт (по данным MSI Afterburner), что всего на несколько процентов выше предельного значения для референса. Температура GPU не поднимается выше 80 градусов, но, взяв на себя управление вентиляторами, можно её быстро опустить до 65 в 3D без особого вреда для шумового фона. В 2D крыльчатки крутятся на 550 об/мин, а то и вовсе останавливаются. Нагрев графического процессора составляет 60 градусов (опускается до 45 без проблем ручной конфигурацией вентиляторов).

И коротко о самом важном – производительности.  В таблице можно посмотреть на цифры в разрешениях FullHD и недо4K (наиболее актуальных на сегодняшний день). Снимались показания, как всегда, при максимальном качестве картинки, восьмикратном мультисэмплинге и четырехкратном антиалиасинге. Что ж, в 2160 x 1440 можно играть без проблем кроме предпоследнего  Battlefield, в нем придется чуть снизить требования к картинке в пользу плавности и отсутствию просадок ниже 30 fps, что чувствуется в сетевой игре.

Суммарно про PowerColor Red Devil Radeon RX 480 – только хорошее: разгон работает, система охлаждения не шумит и гибко настраивается, второй BIOS позволит в случае неудачных экспериментов с перепрошивкой запустить карту, отсутствие ярких лампочек (уже поднадоевших, честно говоря) производит позитивное впечатление. Денег просят немало, но экономическая ситуация в целом не благоволит к позитивному с точки зрения покупателя ценообразованию; увы, общая проблема всей комплектухи на данный момент.

 

 

1920 x 1080

2560 x 1440

GTA V

82

61

DOOM

92

59

Far Cry Primal

73

50

Battlefield Hardline

68

48

 

3D Mark Fire Strike

11312

3D Mark Fire Strike Extreme

5491

 

Устройство: видеокарта PowerColor Red Devil Radeon RX 480 (AXRX 480 8GBD5-3DH/OC)

Цена: 21 000 рублей

Графический процессор: Polaris 10

Техпроцесс: 14 нм

Частота GPU: 1279 МГц

Частота видеопамяти: 2000 МГц

Шина видеопамяти: 256 бит

Объем видеопамяти, тип: 8 Гбайт GDDR5

Видеовыходы: 1x DVI, 1x HDMI, 3x DisplayPort

Интерфейс: PCI Express 3.0

Количество занимаемых слотов: 2

Длина: 300 мм

Подробности: http://www.powercolor.com

 

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?

А что игры то такие древноватые уже?

Где БФ1, Мафия, реинбоу сыкс, тотал вор какой-нибудь там?