4 месяца назад 9 июля 2018 в 14:29 91025

Пару лет назад в нашем журнале выходил материал об использовании гироскутеров загородных условиях. Статья называлась “С гироскутером на дачу”. На гироскутере iconBIT с 10-дюймовыми колесами можно было спокойно ездить по грунтовым и бетонным дорогам, несмотря на трещины поверхности и стыки плит, выезжать одним колесом на песок, оставаясь вторым на твердом грунте, ездить по траве и даже по щебенке, хотя кататься по последней, конечно, было удовольствием ниже среднего. Но что поделать, ради полноты тестирования пришлось. 🙂

С тех пор многое изменилось, и нельзя сказать что в лучшую сторону. Произошло вот что: гироскутеры удешевили, в результате чего на улицах их стало больше, но качество “среднего ховерборда по району” сильно упало. На цене это сказалось так: если раньше бюджетный ховерборд стоил минимум 14-15 тысяч, то теперь минимальная цена упала до 7-8. Вроде бы мило, но что в промежутке между этими ценовыми категориями? Между ними – многие метры сломанных шей. Ну ладно, может утрирую, может не шей а всего лишь ног или рук, или просто сотни отбитых «мягких мест». По сути это неважно: все органы всё равно бесплатные, достались нам на халяву, а гироскутер денег стоит…

Лично я отделался отбитым задом, когда я со всего маху приземлился на асфальт с китайского гироскутера на народных гуляньях по случаю футбольной победы России над Египтом. Я был вполне трезв и надеялся на свой немалый опыт катания, зато гироскутер повел себя как будто это он отмечал досрочный выход сборной России из группы: он заторможено реагировал, вел себя инертно, что было особенно неприятно на разворотах. Когда я высказал свое мнение о гироскутере его хозяину, тот страшно обиделся и заявил, что у него вполне приличный гироскутер в отличие от всякого китайского барахла. Вот тогда-то мне захотелось выяснить: неужели бывают гироскутеры ещё хуже? Как выяснилось, бывают.
Проверить тезис о существовании китайских гироскутеров еще более низкого качества мне удалось на рынке в ростовской области. На коробке устройства были написаны слова Smart Balance. Об этом словосочетании необходимо кое-что сказать.

Словосочетание Smart Balance на коробках означает собственно гироскутер. Некоторые думают, что Smart Balance это бренд, хвалят, ругают, спорят зачастую о разных вещах, думая, что говорят об одной марке. На самом деле совсем не факт, что разговор имеет смысл.
Наш Smart Balance был самым настоящим ортодоксальным ноунеймом Smart Balance за которые просили 7 с чем-то тыр. На поверку ховерборд оказался хуже вышеупомянутого старого знакомого. Он очень резко на всё реагировал: то отказывался ехать и едва полз, то резко взбрыкивал срываясь с места, когда центр тяжести оказывался в определённом положении.
Продавец объяснил странный норов гироскутера тем, что мой вес близок к максимально заявленному (около 90 кг, +/-). Возможно, я бы ему и поверил и даже купил гироскутер из чувства вины за то, что захламляю собой пространственно-временной континуум, однако ранее мне приходилось кататься на хорошем гироскутере, причём с детской коляской, нижнее отделение которой к тому же было загружено вещами, и сам я легче с тех пор не стал. Моему движимому гироскутером мини-автопоезду были вполне под силу развороты на 180 градусов на узкой дорожке и подъемы в горки, так что сказки про лишний вес спишем на очевидное нежелание продавца ругать собственный товар.

В дальнейшем сталкиваться с таким поведением дешевых ховербордов мне приходилось постоянно. В чём же настоящая причина такого странного поведения дешевых гироскутеров и насколько проблемы распространены в целом?

Проблемы бюджетных гироскутеров

Упоминания о проблемах управляемости гироскутеров встречаются в интернете не так уж и редко. Интересно, что подтверждение встречается среди положительных отзывов: многие люди ошибочно принимают резкие рывки гироскутера за большую мощность и резвость. Нежелание верить, что деньги были потрачены на плохую вещь, этому заблуждению способствует.
По нашим данным (по результатам общения с продавцами, представителями производителей и изучения отзывов) больше половины бюджетных гироскутеров ценой менее 10000 руб страдают от плохого управления – ведут себя, как бык на родео. Чтобы понять как должен вести себя здоровый, не страдающий бешенством гироскутер, достаточно покататься на ховерборде средней или высокой ценовой категории в специализированном магазине или на тематической выставке.
В чём причина проблем бюджетных гироскутеров? Можно назвать следующие широко распространенные удешевления, которые встречаются у современных бюджетных гироскутеров в обязательном порядке.

Аккумулятор

Аккумулятор здорового гироскутера имеет емкость 4400 миллиампер часов и напряжение 36 вольт. Такая батарея обеспечивает гироскутеру достаточно энергии, чтобы не только непрерывно двигаться в течение заявленного времени (обычно около 2 часов), но и достаточно плавно реагировать на движение райдера при разгоне, плавном торможении и на поворотах, а также штурмовать горки. Под посильными нормальному ховерборду горками обычно принято понимать поверхности с уклоном до 15 градусов, но по своему опыту могу сказать, что реально влезать на хорошем гироскутере и в горки более крутые.

В бюджетном ценовом сегменте гироскутеров с нормальным аккумулятором не найти (ликвидации запасов приличных девайсов за малые суммы по причине, например, закрытия магазина – не в счет). В лучшем случае, в экономичном гироскутере стоит батарея достаточно емкая, но с пониженными вольт-амперными характеристиками. Для легкого ездока, девушки или подростка, особой разницы не будет, дистанция проезда останется приличной, ховерборд будет вести себя послушно, разве что максимальный угол горок, в который будет способен забраться такой девайс, будет очень скромным.
Облегчённая батарея – лучшее, на что можно рассчитывать, покупая ховерборд ценой менее 10000 руб. Но часто попадаются девайсы с гораздо более унылыми аккумуляторами. Несмотря на то что они имеют нормальные заявленные характеристики, реальные объемы и мощности их аккумуляторных батарей, мягко говоря, удручают. На деле они оказываются сильное менее емкими, чем заявлено, и выдают недостаточно тока и напряжения для нормальной работы и плавной езды гироскутера.

Можно ли считать это обманом? Вероятно, нет. Китайцы добились больших успехов в различных прикладных науках, и здесь надо особенно отметить в метрологию. Вы же помните мультимедийные колонки мощностью 2000 Вт, размером с коробку от смартфона? Эти 2000 Вт соответствовали действительности, весь вопрос в том, что и как мерить. Псевдодвухкиловаттные колонки типа “чебурашки” честно вытягивали свои цифры при измерениях по стандарту PMPO; если не ошибаюсь, 2000 ватт PMPO означает, что колонка не расплавится в течение 1 секунды при подведении заявленной мощности 🙂
Возможно, производители дешевых батарей из Китая не обманывают покупателей в данном случае: все мы знаем как строго в Китае обходятся с различными преступниками, невзирая на их общественное положение и уровень достатка. Скорее всего, заявленные вольт-амперные характеристики и емкость батареи соответствуют напечатанным цифрам, если их определенным образом померить. Никакой практической пользы от такой честности покупателю не будет, однако, формальности соблюдены.

Кстати, сверхдешевые батареи не только не обеспечивают нормальные езды, но ещё и пожароопасны. Первое, на чем экономят в сверхэкономичной ценовой категории разработчики и производители – контроль качества.

Мотор-колесо

Забавно, но и здесь мы не уйдем от аналогии с электроакустикой. Все потому, что китайцы очень любят экономить на проводе и нормальных магнитах.

Качество динамического громкоговорителя во многом определяется катушкой и магнитом, в поле которого катушка двигается. Хорошая катушка намотана проволокой из металла с высокой проводимостью, причём в случае с дорогими изделиями это может быть квадратная или треугольная проволока, что обеспечивает лучшую плотность намотки. Магниты же обычно используются неодимовые, зачастую с дополнительными улучшениями типа магнитной жидкости в зазоре.

Удешевления мотор-колеса и “мотора” динамика чем-то похожи. Катушки мотор-колеса точно также требует плотной намотки проводом из хорошего металла, а магниты должны быть мощными. Но все это, разумеется, стоит денег, которые можно сэкономить. Как именно? Производитель использует проволоку из дешёвых сплавов, пусть и менее проводящую, магниты – самые дешевые. Поскольку ухудшилось качество материалов, а размер и конструкция мотор-колеса остались без изменений, падает мощность. Обычно – в разы. Падает мощность, и падают вместе с ней носом вниз грустные райдеры, при повороте, при наезде колесом на небольшой участок песка и в тому подобных ситуациях.

Управляющие платы и прошивка

В нормальных здоровых гироскутерах используется 3 управляющих платы, 2 из них отвечают за управление связкой колесо-гироскоп, а третья занимается синхронизацией и просчитывает общее поведение гироскутера. В бюджетных гироскутерах такая система не используется, ибо дорого. Функция основной управляющей платы ложиться на одну из двух плат управления колесом. Такая схема при грамотной оптимизации железа и прошивки все же может справляться со своими функциями и обеспечивать гироскутеру годную отзывчивость и подвижность.

Для того, чтобы двухплатная схема как следует работала, должны быть в порядке аппаратная и программная часть. Приемлемой считается двухплатная схема на базе комплекта плат Tao Tao. Она не идеальна и отличается от трехплатных схем заметно более заторможенной отзывчивостью, но она стабильного работает и к ее специфике можно приспособиться.
Но это при условии, что у гироскутера нормальное ПО: некоторые производители даже с нормальной электроникой Tao Tao умудряются снабдить свои ховерборды глючным софтом, что приводит к неадекватному поведению девайса вплоть до отказа повиноваться ездоку.

Помимо плат Tao Tao есть также их клоны, с удешевленными элементами и разной степенью точности клонирования, и ноунейм-платы. Среди гироскутеров на базе такой схемотехники нормальных моделей не замечено. Девайсы с такой схемотехникой странно реагируют на повороты и вообще могут вести себя рандомно. В принципе, обычная проверка перед покупкой должна исключить вероятность напороться на такое чудо техники; однако глюки могут проявиться позже, а элементы на плате – выйти из строя не сразу.

Дополнительные функции

После некоторого размышления я всё же решил включить в текст этот небольшой раздел. Он не относится именно к гироскутерам, а скорее общего характера.
Если вы видите вино за 400 рублей в красивой бутылке замысловатой формы, с яркой плотной этикеткой, первое что должно приходить в голову – а сколько же у производителя осталось денег на вино? Если вы наблюдаете перед собою гироскутер с лампочками, модулем Bluetooth, встроенной акустической системой, высокохудожественной абстрактной раскраски и с какими-то непонятными причиндалами, самое время задуматься: сколько же разработчик потратил на схемотехнику, мотор-колеса, аккумулятор? Сколько заплатил разработчикам ПО?
В общем, все просто: хороший гироскутер бюджетной ценовой категории в обязательном порядке НЕ может быть оснащен всякой елочный мишурой. Отсутствие мишуры еще не гарантирует качества, но ее наличие точно говорит о том, что гироскутер справляется со своими прямыми обязанностями не лучшим образом.

Последствия экономии

К чему конкретно приводит экономия на различных запчастях? Экономия на батарее приводит к тому, что гироскутер начинает идти рывками, особенно на поворотах, разворотах и наклонных поверхностях, быстро теряет заряд – иногда за 15-20 минут езды при заявленных 2 часах. Пониженная мощность мотор колеса приводит к тому, что гироскутер не может забираться в горки и не вывозят более-менее тяжелых ездоков, а также обладает плохой маневренностью и долго разгоняется. Плохая схемотехника приводит к ухудшению отзывчивости: гироскутер заторможено реагирует на команды райдера, а иногда игнорирует их или вообще глючит, делая непонятно что.

Есть ли решение?

Как не нарваться при покупке на плохой гироскутер? Решения есть. Одно из них – гироскутер под торговой маркой Mekotron, с колесом 6,5 дюйма. Наткнулись на него, когда собирали материал для статьи. Девайс не без упрощений, но все они разумны: аккумулятор с несколько сниженными вольт-амперными характеристиками, но достаточно емкий и качественный, схемотехника годная, прошивку делали те же люди, что для iconBIT, а в Европе за качеством софта и безопасностью следят очень строго. Мотор колесо вообще без упрощений, все характеристики соответствуют заявленным.

Не стоит обольщаться: Mekotron Hoverboard 6,5” не ровня хорошему гироскутеру за 15-20 тыр, но у него очень хороший плавный ход, он в состоянии возить даже тяжелого человека вроде меня, предсказуемо четко реагируя на все команды. Для подростка такой гироскутер вообще не будет отличаться от более дорогого, пока не придется подниматься в горку.
И еще один момент. Mekotron – не надпись на коробке, а вполне себе бренд с представительством в России. Он продается по всей Европе в крупных сетевых магазинах, таких как М-Видео в России, или Carefour в Испании, возле которого в городке Санта Сусанна я и дописываю этот текст. В общем, если у Мекотрона что-то сломается, есть куда обратиться. Для бюджетного гироскутера это такая же редкость, как и нормальное железо и софт.

Второй вариант решения проблемы плохих дешевых гироскутеров: найти магазин с дорогими и хорошо себя зарекомендовавшими ховербордами, протестировать их, а затем выбрать экономичный девайс максимально близкий по поведению к хорошему гироскутеру. К сожалению, здесь есть неприятный момент: дешевые детали могут выйти из строя через несколько дней, а софт – необратимо заключить.
Если в вашем месте проживания не продается приемлемого бюджетного гироскутера, лучше подождать, пока вы подкопите лишние 5-7 тыр на более дорогой аппарат.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?