12 лет назад 16 октября 2006 в 17:10 209

Все-таки стоит воздать хвалу здоровому чувству голода, ибо, влекомый этим древним рефлексом, зловредный сисадмин наконец-то покидает свои прокуренные чертоги, отправляясь в ближайший буфет на поиски хлеба насущного. А сколь прекрасен тот миг, когда усталые родители отбывают в объятия Морфея и, прекратив дозволенные речи о вреде долгосидения у монитора, наконец-то оставляют в ночи свое любознательное чадо…

И вы – вот оно! – наконец-то уединяетесь со своей многострадальной машиной.

Наступает желанная свобода, когда доступно все и еще немножко, а грядущий счет за сетевое время кажется такой несущественной мелочью, что и думать об этом как-то не хочется. Все это будет, но после: гнусный доклад боссу о перерасходе траффика или разъяренный отец, потрясающий кулаками, но сейчас… Сейчас все ваше время и внимание безраздельно отданы поиску пищи духовной: да-да, тем самым музыкальным файлам, в просторечьи именуемым “эмпетришки”, само существование которых не дает уснуть и будоражит разум.

Скорее в Сеть, найти и скачать любой ценой, чтобы затем в тонкой пластмассе китайских колонок захрипел-затрещал первый аккорд желанной мелодии. И пусть сервер почти не подает признаков жизни, пусть скорость скачивания медленнее танца сонной черепахи, пусть – лишь бы сейчас, лишь бы загрузить ЭТО, которое неизвестные умельцы изготовили и выложили для вас в Сети.

Теперь представим себе всю степень разочарования после прослушивания с таким трудом добытой музыки: качество воспроизведения на уровне пятой копии кассеты МК-60 (помните, когда-то были такие носители?). И зачем, спрашивается, ради этого “шедевра” были потрачены море нервов и энная денежная сумма? Не проще ли (и намного дешевле) самим сделать добротный и вполне приемлемый по качеству файл MP3, имея соответствующую программу и исходный материал? Но для начала, как говорили в недавнем прошлом наши идеологи, “обратимся к истории вопроса”.

История вопроса

Разработчиками формата МР3 (он же – MPEG Layer 3, где MPEG – это Moving Picture Coding Experts Group) являются программисты немецкой фирмы “Fraunhofer IIS”. Формат этот родился на свет несколько лет назад и был изначально задуман для передачи звука в Сети (это теперь он стал “народным” форматом). За счет применения специальных алгоритмов кодирования, позволяющих выбросить из оригинального музыкального трека часть информации (этот процесс именуется квантованием), не воспринимаемой человеческим ухом, и был достигнут вполне демократичный размер сжимаемого файла при более или менее приличном качестве звучания: примерно одна минута воспроизведения стала занимать около 1 Мб при полосе пропускания (битрейте) в 128 кб/с.

Правда, упаси вас Господь сказать что-либо хорошее об этом формате какому-нибудь “хайэндщику” (это такие люди, они слышат звуки, которых в природе быть не может по определнию) – в лучшем случае рискуете получить ведро ледяного презрения, в худшем – вас ждет порка звуковым кабелем стоимостью в сотню долларов. 

Так уж сложилось, что большинство файлов формата МР3, доступных для скачивания, сделаны с битрейтом именно в 128 кб/с, хотя уже не являются редкостью битрейты 192 кб/с и выше. Правда, при повышении битрейта вес файла увеличивается, но и качество звучания – тоже (хотя… смотря на чем слушать). Например, при полосе пропускания, равной 320 кб/с, что является максимальным показателем качества для данного формата, объем MP3-файла может составить 20 Мб, что, согласитесь, в первом приближении сопоставимо с массой файла исходного. 

Kонечно же, никто не будет предлагать жаждущим музыки интернетчикам таких гигантов: максимум 7-8 Мб – вот что можно найти и скачать с многочисленных музыкальных серверов. И как бы там ни было с новыми, более продвинутыми форматами сжатия музыки, а MP3 так и останется в полном смысле этого слова “народным” форматом. Честное слово, в силу своей консервативности мне абсолютно не хочется переходить на новомодные примочки вроде PAC (perceptual audio codec), Liquid Player, VQF и иже с ними. Да и не только мне… Таким образом, панические слухи о скорой смерти MP3 будем считать несколько преувеличенными (и пресекать на корню – шутк. ред.).

Более подробно об истории MP3, об авторах, интригах и прочих не менее интересных вещах, связанных с этим форматом, вы сможете прочитать в интернете, а мы же займемся более прозаичным занятием, а именно – рассмотрением программы, способной помочь начинающим в создании файлов MP3.

Конвертация с CDex

Итак, дано: AudioCD. Задача: перевести один или несколько треков с диска в удобоваримый формат MP3. Давайте не будем обсуждать юридические аспекты данной проблемы, ибо сказано на эту тему уже немало, а рассмотрим часть техническую. Программы, позволяющие производить конвертацию обычного аудиотрека в MP3, называются в просторечии “рипперами” (не путать с рэпперами). Подобного софта существует довольно много, а некоторые программы этого касса, ко всему прочему, стоят малую толику американских денег, но нам, как всегда, хотелось бы полной бесплатности программы, стабильной работы, да чтобы еще и в реестр особо не лезла, то бишь не требовала инсталляции.

Поскольку известно, что свято место пусто не бывает, подобная софтина нашлась, скачалась, установилась и вполне прижилась на компъютере вашего покорного слуги. Программа называется CDex, на момент написания статьи имеет порядковый номер версии 1.30 (см. врезку о дополнительных возможностях версии 1.40) и проживает на сайте автора программы Альберта Фабера (Albert L. Faber) по адресу http://www.cdex.n3.net/.

Несомненные преимущества программы:
– абсолютная бесплатность (бери-не-хочу-все-кто-хочет);
– не требует инсталляции: просто распаковываем скачанный zip-архив в нужную нам папку, и работа закипела;
– наличие встроенного МР3-кодека от Lame (никого не хочу обижать, но кодек имеет именно такое название. Кстати, весьма приличный кодек);
– работа с переменным битрейтом;
– конвертация аудиотрека в MP3 минуя стадию WAV-файла;
– может работать как кодер WAV > MP3 и как кодер MP3 > WAV;
– полная совместимость с Windows 9x / Me (про 2000 / XP см. ниже);
– исключительно высокое качество работы;
– наличие в Рунете массы программ, русифицирующих CDex.

Приемы работы

Все просто. Судите сами: берем искомый компакт с музыкой, ставим означенный в привод и открываем CDex. В главном окне программы по умолчанию выделены все треки, подготовленные программой к конвертации. Если есть желание перевести в МР3 только избранные дорожки, просто выделяем нужные при помощи курсора, удерживая нажатой клавишу Ctrl. А чтобы наш файл получился чистеньким и гладким, как рождественский поросенок, давайте-ка зайдем в меню Options > Settings. На вкладке Filenames укажем программе, куда складировать наши готовые “Recorded Tracks”: либо это папка Output Files самой программы, либо директория, заданная нами. А вот на вкладке Encoder остановимся более подробно.

В окошке Encoder выбираем нужный нам тип этого самого кодера, благо их там заложено немало. По умолчанию нам предлагается Lame MP3 Encoder, который можно смело использовать в работе (хотя сколько слушателей – столько и предпочтений в выборе кодека). Выбор величины минимального битрейта в Encoder Options остается опять же за пользователем: если размещение файла МР3 не планируется на просторах Рунета, то можно рекомендовать эксперименты со значениями не ниже 160 кб/с – вполне приемлемое качество звучания при сносном размере выходного файла.

Максимальный битрейт можно выставить равным 320 кб/с, но посмотрите на размер полученного файла… Что же касается манипуляций с CDDB (эта штуковина позволяет загружать данные о диске из интернета), то… хм… а оно вам надо? Скажите на милость, какие данные можно загрузить из Сети о компакте, к примеру, г-жи Салтыковой (бр-р-р, ночной кошмар редактора – прим. ред.)?

Следует сказать, что настройки программы по умолчанию уже ориентированы на оптимальные параметры кодирования, и ничего, кроме величины битрейта, в параметрах менять не стоит, разве что вручную вбить названия исполнителя и альбома, дабы наш скомпресованный файлик не остался безликим, с именем “Track”. После всех приготовлений можно нажимать кнопку “МР3” в правой части окна программы, тем самым запустив процесс кодирования, ход которого можно наблюдать как в отдельном окне, так и свернув окно программы в системный трей, дабы спокойно заниматься другими делами.

Преобразование происходит в абсолютной тишине, поскольку отсутствует обращение системы к звуковой карте, а значит – меньше вероятность всевозможных досадных сбоев и ошибок. Разумеется, нет нужды постоянно следить за ходом процесса. Сам процесс перевода звуковой дорожки в MP3-файл занимает примерно столько же времени, сколько звучит сама композиция, а значит, можно легко предугадать момент окончания процесса.

Программа производит кодирование строго по порядку, определенному пользователем: пока CDex перерабатывает очередной трек, мы можем прослушать то, что сия умная софтина для нас успела изготовить.
Теперь о маленьком, но досадном недоразумении, которое происходит при использовании этой программы под Windows 2000 / ХР.

Не хочет CDex просто так работать под этими версиями “виндов”, кричит, ругается, и вообще ведет себя крайне непотребно. А нужно всего ничего: лишь скачать и установить менеджер ASPI (Advanced SCSI Programming Interface). Хотя он и предназначен для обслуживания SCSI-устройств, но вполне уживается и с IDE-устройствами, а в случае работы под Windows 2K / ХР он жизненно необходим для программ подобного класса.

Скачиваем www.3dnews.ru/documents/971/forceaspi17.zip архив, распаковываем, и запускаем файл instaspi.bat, после чего перегружаем систему и с удвоенной силой радуемся тому, что CD-привод благополучно распознался, а программа перестала ругаться на нас из-за отсутствия этого небольшого, но весьма нужного менеджера. Кстати, по вышеуказанной причине под Windows 2000 не хотят работать и некоторые программы для записи CD.

И еще об одной функции программы. Она умеет переводить в МР3 не только аудиотреки с дисков, но и простые WAV-файлы (допустим, напетые вами во время Дня танкиста). Для этой процедуры достаточно воспользоваться кнопкой “WAV-MP3”, выбрать в открывшемся окне нужную папку с файлами WAV, и нажать на Open. Если у вас есть талант певца, или же, к примеру, музыканта (коими я, увы, не обладаю), то записав свои “нетленки” в WAV -файл, вы без труда сможете перевести означенные в МР3 и гордо выложить в интернете на радость всей сетевой публике.

Аналогично

И на закуску – об аналогах CDex. Первый и, очевидно, главный конкурент – это программа AudioCatalyst, детище фирмы Xing Technology Corporation http://www.xingtech.com/. Да, программа весьма неплохо показала себя, работает быстрее CDex, особенно под Windows 2000, но отхватывает себе место даже при выборочной установке аж на 3,8 Мб, а при полном варианте – на все 8 Мб. Естественно, программа прописывает себя в реестре большим количеством ключей, да и кодек MP3 от Xing далеко не идеален. К тому же, цена у программы – 29,95 американских рублей.

Kтати, интерфейс CDex весьма и весьма смахивает на оный программы AudioCatalyst.

Upgrade уже писал о программах этого класса (цикл статей Алены Приказчиковой “ВыДрать как следует”), так что жаждущие экспериментов могут найти нужные ссылки и вдоволь насладиться разнообразием грабберов-рипперов. В любом случае выбор за вами: или бесплатная, полнофункциональная версия одной программы, или более громоздкий экземпляр, требующий “прописки” в реестре и… Вы что-то говорили о деньгах?

CDex 1.40: что нового?

Добавлены:
– возможность автовыключения;
– возможность конвертирования полей Artist и Track;
– возможность сохранения месторасположения директорий при конвертации 
WAV < > MPEG и MPEG > MPEG;
– возможность выбора кодера при записи с аналогового носителя, поддержка кодера Windows Media Encoder (WMA8).
Полный список изменений в новой версии программы CDex доступен по адресу cdexos.sourceforge.net.

Автор: Евгений Яворских

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?