Пиринговая сеть — это система обмена теми или иными файлами, построенная без использования центральных серверов и потому практически неубиваемая так называемой командой свыше.
Дискуссии на тему того, хорошо или плохо сказываются высокие технологии вообще и компьютеры в частности на состоянии и развитии искусства, ведутся уже давно. Некоторое время назад нам (в смысле, представителям редакции журнала Upgrade) даже по этому поводу удалось принять участие в телепередаче под названием «Интернет — конец культуры», в процессе съемок которой стало отчетливо ясно, что граждане, разбирающиеся в культуре, в массе своей не сильно ориентируются в интернете и, соответственно, наоборот.
Однако это все лирика. На самом деле хотелось бы поразмышлять про ситуацию, сложившуюся на данный момент с пиринговыми (то бишь файлообменными) сетями, как наиболее близкими интернет-ориентированному народу проводниками искусства — музыки и кино. Безусловно, этот вопрос неоднократно поднимался как в нашем журнале, так и в многочисленных других изданиях — и оффлайновых, и онлайновых, однако актуальности своей не утратил, а даже скорее наоборот.
Итак, что мы имеем на данный момент? У нас есть Napster, который господа, зарабатывающие деньги на продаже музыки, наконец-то окончательно запинали. В данный момент сайт службы находится на реконструкции, и ничего увлекательного по этому поводу от него ждать не приходится. Вообще, Napster заслуживает отдельного слова или даже двух, так как, несмотря на то, что именно эта сеть первой пала под тяжелой поступью бизнеса, она все-таки послужила родоначальником целого спектра подобного рода систем, многие из которых настолько далеко ушли от своего прародителя, что родство стало уже совершенно неочевидным.
На данный момент наиболее популярной пиринговой сетью является Kazaa http://www.kazaa.com/, через которую так называемые несознательные граждане всего мира прогоняют в больших количествах как аудио-, так и видеофайлы. Этот процесс оказался достаточно увлекательным для того, чтобы количество скачанных клиентов Kazaa в мае обогнало количество скачанных клиентов ICQ — это, кажется, вообще первый такой случай.
Надо полагать, что в самое ближайшее время звукозаписывающие компании обратят свое неблагосклонное внимание и на Kazaa, как в свое время на Napster. Их можно понять — ситуация на этом рынке действительно не блестящая, в обозримом будущем никаких смен форматов не ожидается (надо ли говорить, что изменение популярных форматов аудиозаписи — это самая хлебная пора для всей звукоиндустрии).
Представляете себе, например, какое было ей счастье, когда появились компакт-диски! До этого у всех были проигрыватели и винил, потом аудиокассеты, а тут на тебе — надо покупать абсолютно всю музыку заново, но уже на компактах. Красота!
Но попытки перенаправить внимание потребителей на более перспективные (по канонам медиабизнеса) аудиоформаты в последние годы терпели неудачу за неудачей. Ну, нравится конечному потребителю компакт: он удобный, относительно недорогой, железо для его воспроизведения стоит уже копейки. Никаких ощутимых дивидендов от перехода на какой-нибудь AudioDVD не ожидается, оборудование для воспроизведения этого добра стоит жутких денег. Зачем такое счастье, спрашивается?
Так что индустрия звукозаписи и так была не очень довольна происходящим, а тут еще на нее и интернет со своей безнаказанностью свалился как снег на голову. Раньше хоть какие-то проблемы были с копированием музыки. Безусловно, несущественные, но были, а теперь их не только нет, но даже вставать с рабочего места не надо для того, чтобы абсолютно бесплатно заиметь желанную композицию.
Поэтому совершенно не удивительно, что все палки, которые у индустрии есть, она с удовольствием вставляет в колеса пиринговым сетям. Безусловно, в этом месте можно встать и немного пораспинаться на предмет того, что так им и надо, шакалам позорным, потому что нечего зарабатывать свои грязные доллары на чистом и светлом искусстве, однако делать я этого не буду, потому как это глупость все чрезвычайная. Если бы не было этой самой многократно всеми охаянной за жадность и коллаборационизм индустрии звукозаписи, то 99 процентов той музыки, что сегодня мы слушаем, мы бы не слушали, так как просто про нее не знали бы.
Безусловно, значительная часть современной музыки, которая тиражируется и продается, является, мягко говоря, недоразумением. Обычно в этом месте говорят, что во всем виноваты злобные бизнесмены от музыки, что это они тиражируют разный отстой и не дают дороги настоящим талантам.
В общем, дело действительно обстоит именно так. Другой вопрос, что ровно на этом месте в цепочке рассуждений многие склонны путать причину и следствие. Я вас уверяю, что если бы Бетховен или Шнитке расходились бы такими же тиражами, как Бритни Спирс или, прости Господи, группа «Руки вверх», то все звукозаписывающие лейблы только их бы и продавали. Однако спрос на Спирс сотоварищи стабилен и высок, а формируют его потребители.
Дальше. Интернет очень любят приводить в качестве примера поклонники идеи, которая заключается в том, что если дать всем возможность самовыражаться и заодно средство донесения своего самовыражения до публики, то мы очень скоро обретем целый пласт нового искусства, которое раньше не дошло бы до народа, так как погибло бы под жестокой пятой капитализма. Первая часть этого утверждения бесспорна: действительно, в интернете выражаются все, кому не лень. Правда, как правило, матом, и то, что в массе своей получается у граждан, никакого, даже отдаленного, отношения к искусству не имеет.
Разберем самый простой пример, с той же музыкой. В Сети, особенно в англоязычной ее части, есть довольно много ресурсов, где всякий возомнивший себя композитором или певцом может выложить свое творение для оценки массами. Говорят даже, что на этих ресурсах пасутся сотрудники крупных звукозаписывающих компаний — ищут потенциальные таланты. Вполне возможно, что и пасутся.
Однако скачанные в произвольном порядке десять композиций с одного из крупнейших сайтов подобного толка меня не порадовали. Сразу видно — люди купили себе программу (что-нибудь вроде «Сам себе DJ»), выбрали Wizard, нажали Generate Music, после чего обозвали загадочным словом и выложили на общее рассмотрение. Прелесть.
Звукозаписывающие компании хороши хотя бы тем, что они тиражируют хоть и низкопотребную музыку (в массе своей), но, по крайней мере, это профессиональная низкопотребщина. Талантов у той же самой Бритни, прямо скажем, немного, однако профессионализм той бригады, которая делает ее такой, какая она есть, не вызывает никаких сомнений, что уже хорошо. Так что не надо ругаться на звукоиндустрию. Она хочет кушать, и она дает возможность нам, вернувшись домой, сесть и включить MTV.
Во-первых, сети по обмену музыкальными файлами совсем не исчезнут, во-вторых, плодятся они и будут плодиться как кролики. Другой вопрос, что пиринговые сети уже давно вышли за рамки обмена исключительно музыкой. Есть специализированные сети по обмену видеофайлами (ау, киноиндустрия!), программами, порнографией и эротикой, наконец, варезом в чистом виде…
Они пока еще не получили такого драматического распространения, как Kazaa, а когда получат, то последняя в глазах союзников звукоиндустрии станет похожа на детскую и потому не сильно опасную игру в крысу. А аудиомагнатам придется искать нелинейные способы борьбы с идейными конкурентами.
Ибо не надо думать, что если лично вам что-либо досталось бесплатно, то на этом никто не заработал. Самый первый друг любой пиринговой сети — это крупный провайдер, который живет за счет продажи траффика. Самый злостный враг — это крупная компания, вынужденная платить за развлечения своих сотрудников в Сети. Подобных примеров можно привести огромное количество, и среди них не будет такого, который позволил бы дать файлообменным сетям однозначную оценку.
Это просто явление; некоторые на нем зарабатывают деньги, некоторые — их теряют, отдельные пользователи экономят силы и время, журналисты же выносят проблему на рассмотрение общественности. В этой проблеме очень много полутонов, так что давайте не будем вести себя как дальтоники.
Результат | |
| |
Полутона | |
|
Remo