Про технический прогресс (кто
куда шагнул и как прочно вошел) все наслышаны. Но вот что происходит в
последнее время: народ в массе своей постепенно отказывается от системников и
пересаживается за ноутбуки. Спокойно, товарищи энтузиасты и геймеры, я сказал –
народ в массе своей, то есть это не про нас (пекабоярин детектед. – Прим. ред.).
По крайней мере, пока…
Так вот. В свете такой
тенденции звуковые карточки с интерфейсом USB и без внешнего питания выглядят все более интересно.
Особенно те, что не просто обеспечивают качественное воспроизведение, но и
позволяют записывать звук, ибо бортовые аудиокодеки ноутбуков в плане записи
особенно неинтересны и убоги.
Но кому вдруг понадобилось
писать звук? Например, тетке из рекламного постера вот этой самой аудиокарточки.
Сидит она такая, лирическая, в доме американском стеклянном с гитарой и
микрофоном, перед ней – ноут со звуковой карточкой R3, и думает себе, наверное: кто бы мне тут всё как следует
вставил, а то самой не комильфо. Если вы, уважаемая тетка из рекламного
постера, читаете наш обзор, терзаясь вопросами без ответов, то вот вам совет:
посмотрите в инструкцию к карте – она как раз по части засовывания. В ней нет
ничего неочевидного, чтобы не пугать простого потребителя электрических
приборов. Ни слова про пресеты эквалайзера, про то, как избавиться от жуткого
фона усилителя на входах, ни про четыре регулировки уровня для микрофонного
входа в закладке записи, ни про загадочный микшер. С этим обилием особенностей
мы и станем разбираться, а описание разъемов и процесса установки софта типа «Далее
– Готово» оставим мануалу. Должен же и он на что-то сгодиться.
С «микшером» проще всего,
как выясняется после исследований методом тыка. Ползунок «Вход для микр. /
линейный вход» не регулирует соотношения сигналов между микрофонным и
инструментальным входами, и другой, более загадочный, «Стереофония (микр. /
лин. вход / волна)», тоже никакие соотношения не регулирует. На деле все вполне
традиционно: первый управляет уровнем сигнала с микрофона номер 2,
инструментального, третий просто отвечает за линейный вход. Почему было не
подписать ползунки в микшере просто и понятно, например «микрофон 1», «микрофон
2» и «line out», –
загадка.
Эквалайзер в соответствующей
закладке работает исключительно на выход. Самостоятельно созданный и
сохраненный пресет использовать для эквалайзера на микрофонном входе нельзя,
доступны только заводские пресеты. Названия нам ни о чем не говорят, лишь
первый пресет под названием DM-1 прозрачно
намекает, что он был создан для микрофона из комплекта (он называется как раз DM-1). Как все это работает на деле? Без измерений ни
за что не разобраться.
Вот вам результаты
измерений. На абсолютные значения не обращайте внимания, нас интересует только
характер изменения АЧХ. Самое непонятное – пресет flat, который на АЧХ практически не влияет: сомневаюсь,
что такое маленькое изменение в спаде АЧХ к низким частотам будет заметно. Все
остальные пресеты, рискну предположить, служат для придания вокалу теплоты
(подъем АЧХ в области нижне-средних частот) и для улучшения разборчивости.
Разные варианты амплитуды и частот подъемов – для разных голосов и разных
микрофонов. По сути, у нас десять пресетов для двух эффектов и разных их
сочетаний.
Ну и да, как вы уже заметили
на всех этих графиках, вокальный микрофонный вход работает в ограниченном
частотном диапазоне. Низ срезан, чтобы избавиться от нежелательных призвуков,
верх – ну, видимо, чтобы облегчить жизнь бюджетному усилку и микрофону или, возможно,
убрать проблемную область рабочего диапазона микрофона либо усилка. Что тут
сказать… Низ начинают резать от 200 Гц. Женский и детский вокал точно не
заденет, а вот что касается мужского… Пусть всего 1 дБ на октаву, зато серпом
прям по индивидуальности. Ладно, главное – тетку из стеклянного дома не
обидели!
А теперь – инструментальный
вход. Высокие частоты тут никто не трогал, а вот с НЧ ситуация точно такая же:
с 200 Гц они уже заваливаются. Ребяты! У вас есть свирель? Возрадуйтесь,
любители свирели! Вам ничто не угрожает. Что же, например, до акустической
гитары… Как-то принято считать, что у нее диапазон частот начинается от 80 Гц,
то что ниже зачастую режут специально. А тут спад с 200 Гц… Это точно повлияет
на голос любой гитары.
Ну да будет нам ныть из-за
какого-то жалкого децибела. Будто нет у нас более важных поводов поговорить об R3 и даже о ее усилках. Он есть! Одним предложением: Sound Blaster R3 очень круто собирает наводки.
Сетевые. Проявляются они, по-простому, в низкочастотным гудении. На обоих
микрофонных входах, при записи – сильно, на усилителе для наушников – намного
слабее, но тоже присутствуют. Отключаем ноутбук от сети – и вуаля, фон
пропадает, качество звука становится хорошим. Классово верным, вполне
полупрофессиональным.
Но не все пользователям
песни плясать. Надо же кому-то и дотку стримить? И реалити-шоу устраивать, чтоб
обильней колосились информационные просторы интернетов. Если на карточке есть
вход для наушников и микрофона, а сама карта предназначается очень сильно
простым людям, неужели никто не подумал об удобном инструменте для сетевых
трансляций?
Подумали, конечно. И вот что
надумали. Надумали дать пользователям R3
ценнейшую фичу – возможность говорить смешными голосами. Штук 12 в комплекте.
Качество этой опции оценить не берусь, а вот удобство – оно точно великое. Включил
пересмешника в драйвере, и сигнал для всех программ поменялся, не надо никуда
ничего подключать и для каждой программы настраивать.
Еще для трансляций
предусмотрен отдельный, одноименный режим работы карточки. А с ним и еще три –
Караоке, Чат, ну и Запись. Смысл этих режимов в том, чтобы пользаку не надо
было даже галочки ставить: это своего рода предустановленные настройки записи.
По сути, ничего нового и ценного эти режимы не дают, но это не значит, что они не
нужны. Еще как нужны! Тому, кто посмотрит на настройки в закладке Запись квадратными
глазами, а потом хлопнет себя по лбу – да что я морочаюсь, вот же кнопка Караоке!
И станет свои караоки петь. И все у него замечательно получится, если петь
умеет. И ноут от электросети отключит, чтоб микрофон не гудел. Потому что
качество записи, как я уже говорил, классово верное. Соответствующее высокому
полупрофессиональному званию.
Качество воспроизведения
звука тоже не посрамляет, даже несмотря на уже упомянутый неприятный факт –
усилок для наушников, как и микрофонный, склонен собирать наводки. Правда, намного
меньше. В целом, если сильно не выкручивать громкость, уровень шума (в
присутствии сигнала) остается в районе 90 дБ, а показатели нелинейных искажений
подбираются к 3% на громкости свыше 90%. Самый, пожалуй, большой плюс Sound Blaster R3 в плане воспроизведения звука
– энергетика. Обычно звуковым картам, питающимся только от порта USB, заметно не хватает динамики. Sound Blaster R3 – приятное исключение.
Резюмируем. Карта хороша и
как полупрофессиональная, для записи, и как простая – для воспроизведения
любого контента. Драйверы/интерфейс странные, было бы здорово, если бы их
сделали более понятными. И приложили к карточке человечий мануал, а лучше на
сайте его выложили, чтобы человеки, которые на R3 уже разорились, тоже порадовались.
Устройство:
внешняя звуковая карта Creative Sound Blaster R3
Цена: 7000
руб.
Интерфейс:
USB
Разрядность ЦАП: 24 бит
Максимальная частота ЦАП (стерео): 48 кГц
Входных аналоговых каналов: 4
Микрофонных входов: 2
Выходных аналоговых каналов: 2
Выходных аналоговых разъемов: 1
Независимых выходов на наушники: 1
Дополнительно: поддержка EAX v5 и ASIO v1
Подробности:
ru.creative.com