5 лет назад 24 сентября 2013 в 17:45 308

Продвинутые аудиофилы часто ругали звуковые карты Creative, постоянно находя поводы для придирок. То звук с частотой дискретизации 44,1 кГц искажается, то с реализацией ASIO проблемы, то драйвер неудачный и с XP несовместимый, то цена недоступная. Казалось, что меломаны навсегда собрали вещи и ушли в лагерь Xonar. Но нет. Теперь у них есть повод если и не вернуться, то хотя бы посмотреть, на что способна Creative. Сегодня будем изучать топовый продукт Creative Sound Blaster ZXR – «внутреннюю» звуковую карту.

Устройство поставляется в красивой коробке с окошками, через которые видно и саму карту, и ее позолоченные части, и красивый экран с прорезью под рамку звукового чипа Sound Core. Все в соответствии с ценой: заплатили – получите красоту. Коробка содержит много чего. Сама звуковая карта, одна штука, дополнительный блок к ней, провода с «тюльпанами» RCA, оптический кабель, массивный пульт с регулятором громкости. Плюс, естественно, драйверы и литература (смайл).

Карта закрыта мощным стальным кожухом со штампованными декоративными элементами, и выглядит она очень изысканно – сочетание красного и черного беспроигрышно. В качестве защиты от электромагнитных помех этот экран пригоден условно, он проводит электрический ток, прикручен винтами в нескольких точках, и через него могут протекать всякие паразитные токи, которые могут ухудшить картину. Надеюсь, в компании продумали такое решение. Вот механическая защита – да, без вопросов. Экран надежно защитит детали.

В том же стиле оформлен и дополнительный модуль. Он не ставится в слот PCI-E, а просто крепится на задней панели компьютера и соединяется с основной платой кабелем. И вот на нем уже заметно положительное отличие от конкурентов – цифровой оптический вход, что позволяет использовать Creative Sound Blaster ZXR как отдельный независимый ЦАП. Но вернемся к основному блоку. Его панель содержит шесть гнезд, их комбинация необычно. TRS-джеки наушников и микрофона, RCA-гнезда фронтального линейного входа. Бытовые джеки 3,5 мм использованы для выходов саба, центрального канала, и задних спикеров. То есть, карта сделана по схеме 5.1 с приоритетом на фронт, наушники и звукозапись.

А где, спрашивается, обещанный цифровой вход? Он на дополнительном модуле, оговоренном выше, вместе с аналоговым линейным входом и оптическим выходом S/P-DIF. Отрадно, что разработчики не стали пихать все в один брекет, разумно отведя для не самых нужных разъемов отдельную платку. Теперь неплохо бы скинуть кожух и посмотреть, за что просят такие немалые деньги. Сначала – первое впечатление. Оно сильное, благодаря шеренге золотых конденсаторов Nichicon «Fine Gold».

В карте Creative X-Fi Titanium HD таких не было. Цифровая часть отделена от аналоговой медной полосой – экраном, тоже дельно. Коммутацию сделали на реле, вот как. В бюджетных картах переключение «колонки-наушники» берут на себя электронные ключи, они хоть и не щелкают, но вносят искажения в сигнал. Часть операционных усилителей установлена в панельки, это позволит отъюстировать оттенок звучания карты. В сумматорах стоят неплохие ОУ LME 49710 и NJM 2114.

Перечисленное – мелкие детали, которые больше говорят о статусе девайса, обеспечивая ему вход в клуб любителей музыки. Но как минимум одну микросхему нельзя обойти вниманием. Аудиофильский ушной усилитель TPA6120A2. Это специализированное решение именно для «раскачки» наушников. Усилитель довольно хорошо известен, он не только славится рекордно низкими искажениями, но и программируемым выходом, в том числе высоковольтным, для подключения высокоомных наушников с импедансом до 600 Ом. И это совершенно правильный ход Creative.

Затраты на комплектующие не так велики, чтобы заметно повлиять на стоимость итогового продукта, но при этом потребители будут просто счастливы. Не у всех есть колонки за 5000 долларов, а вот качественные наушники всегда в тренде, и аудиофилы пользуются именно ими. И именно с помощью наушников будущий покупатель сможет оценить качество тракта. Говорите, карты Creative только для геймерских эффектов? Ну-ну.

ЦАПы фронтальных каналов TI PCM1794. Это тоже топовое решение, характеристики которого впечатляют. Типовое отношение сигнал/шум 127 дБ, уровень гармонических искажений стремится к нулю (0,0004%). Тыловым каналам такого счастья не досталось, там стоят Ti PCM1798, попроще, чем на фронте. Указанное на коробке значение параметра сигнал/шум относится ко всей карте, и только к фронтальным каналам.

Цифровой сигнальный процессор (ЦСП) фирменный, он четырехъядерный, Creative SoundCore 3D, и больше всего он занят обработкой звука, на качество же сильнее влияют остальные компоненты тракта, описанные выше. И они явно неплохи. Заманчивый аксессуар – регулятор громкости из комплекта – полностью пассивный. В нем нет никакой сложной электроники, только сам регулятор и тяжелая железка в его основании, чтобы он не ездил по столу.

Отверстия около ручки скрывают микрофоны, так что менять фирменные наушники на гарнитуру, ради минутного разговора по Skype не придется. Шнур подключения пульта несъемный, на конце его джеки 6,3 мм, с которых можно скрутить переходники и они превратятся в «маленькие» джеки 3,5 мм. Еще фишка – на пульте есть еще гнезда выходов 6,3 мм для обычных наушников и микрофона, фактически это удлинитель. Под стол лазить не придется (смайл). Кстати, благодаря простоте регулятора, его можно использовать с любой другой аппаратурой. Входное сопротивление регулятора постоянно, поэтому на АЧХ усилителя он влияния не практически не окажет.

В установке драйверов карты не возникло никаких неожиданностей. Этот установщик мы видели и раньше, он такой же, как и у других карт на базе процессора Recon3D. Вкладки расположены слева, относящиеся к ним настройки – справа. В настройках есть уровень линейного дополнительного входа, переключение на высокоомные наушники, конфигурация ASIO (только почему-то на выход), параметры звукового процессора.

Благодаря раздельной установке задержек, можно точно указать положение слушателя при несимметричной расстановке колонок по комнате. Имеется и возможность повышать качество звука благодаря улучшайзеру: surround-эффект и подъем баса оживляют даже старые записи, придают им объем, оттенки, живость. Видите, хоть карта и музыкальная, но без бытовых удобств не обошлось. Профессионалы музыки воспользуются привычным для них программным набором, а представленные фишки хороши «на поиграться» или чтобы вытянуть звук с видеокамеры, например, телефона.

Вкладка CrystalVoice понравится тем, кто пишет свои треки с микрофона. Улучшенное шумоподавление, фокусировка, эхо – все что угодно, да еще и с регулировками. А любопытный режим Scout Mode оказался типично геймерской штукой. Усиление автоматически поднимается, что позволяет расслышать тихие звуки от подкрадывающихся врагов, и, в конечном счете, победить. Надеюсь, кому-то пригодится.

Конечно же, есть и набор из 20 самых различных 3D-эффектов, для многоканального «кинематографического» режима есть и регуляторы усиления, и задержек по каналам, и Smart Volume, функции, не дающей сабвуферу разрушить вашу квартиру в момент особенно внезапных перестрелок. Лазить по настройкам можно долго, скоро это становится чуть ли не хобби. Из всего списка только работа с ASIO вызывает вопросы, остальное понятно. Кстати, большинство менюшек на русском, можно отыскать и справочку.

Прослушивал звучание карты я проводил на наушниках Sennheiser HD600, популярных у меломанов. Но вначале прогнал тесты RMAA «на петлю». Неожиданно было увидеть честные 118 дБ сигнал/шум, но радость подпортили гармоники в количестве 0,0018%. Неравномерность АЧХ во всем звуковом диапазоне составила 0,018 дБ. Данные цифры компания может подправить выпустив новые драйверы, поскольку на существующую ревизию имеются нарекания. «Железо» же может работать намного лучше даже сейчас.

Фактически, качество звука превосходит возможности большинства тренированных ушей. Для сравнения слушались ESI Juli, EMU1616m и не сказать, что разницы не заметно. Даже при отключенных улучшайзерах Creative Sound Blaster ZXR имеет свой характер звучания, нерезкий акцент на ВЧ, выпуклый и теплый звук. На наушники имеется приличный запас по громкости. Что у карты не отнять – огромную глубину сцены, с которой она даже переигрывает EMU1616m. Было бы интересно сравнить девайс с ASUS Xonar Essence STX, но такой карты в наличии не нашлось. Определенно, слышно «породу» устройства, если и были попытки придраться раньше, то после нажатия Play их ни у кого не осталось.

Что можно сказать в заключение? Creative Sound Blaster ZXR – это очень правильная попытка компании отхватить себе место в сердцах любителей музыки. Она в чем-то повторяет предыдущие топовые решения среди звуковых карт, но держит лидерство за счет очень качественных комплектующих. Причем видно, что Creative старается привлечь внимание максимальной аудитории: видны «обращения» не только к меломанам, но и «киношникам», и к профессионалам.

Этакая универсальность немного мешает, ведь очень сложно скрестить в одном продукте и палитру звуковых эффектов, и качественный многканальный звук и бескомпромиссную точность цифровой обработки потока. Надеюсь, что окончательная работа над картой не остановится и специалисты смогут довести до такого же совершенства программное обеспечение, а также выпустить семейство Creative Sound Blaster ZXR с меньшим количеством «наворотов», но пот более гуманной цене. И вот тогда будет окончательная победа (смайл). Да, и главное не забыть про софтовую составляющую ASIO – самый правильный способ обмануть регуляторы / ресемплеры Windows и подведомственных ей плееров.

  • Рейтинг: 5 из 5
  • Цена: 8500 руб.
  • Устройство: Creative Sound Blaster ZXR
  • Количество каналов: 5.1
  • Тип: внутренняя звуковая карта
  • Подключение: PCI-E
  • Разрядность ЦАП: 24 бит
  • S/P-DIF: оптический вход и выход
  • Подробности: ru.creative.com
  • Благодарность: устройство предоставлено компанией Creative (ru.creative.com)

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?