12 лет назад 5 октября 2012 в 0:13 1249

Во второй половине августа в Питере прошло мероприятие «Фестиваль компьютерного искусства Chaos Constraction». Это самая недавняя проводившаяся в нашей стране демопати, то есть соревнование людей, для которых слово «демосцена» – не пустой звук.

Обратимся к «Википедии»: «Демосцена – это субкультура и направление компьютерного искусства, главной особенностью которого является выстраивание сюжетного видеоряда, создаваемого в реальном времени компьютером, по принципу работы компьютерных игр. Таким образом, демо является симбиозом программирования и искусства. Демосцена – киберкультура, существующая в Usenet, Fidonet и интернете».

Описание вполне исчерпывающе. Все это хозяйство зародилось в начале 80-х годов прошлого века как стихийное соревнование между варезными группами, которые в те времена считали нужным снабжать взломанные игры или кряки к ним оригинальными анимированными заставками. Почему-то быстро пошло поветрие, что чем навороченнее выглядит «интро» и одновременно чем меньше оно занимает места, тем круче. Ну, собственно, и понеслось…

Изначально для создания демов использовались практически все распространенные на тот момент платформы, от ZX Spectrum до Amiga, но с течением времени все больше и больше участников переходили на PC-совместимые машины. Впрочем, движение помнит свои корни, поэтому на многих фестивалях до сих пор существуют номинации для платформ, уже давно вышедших из широкого употребления.

Довольно быстро демосцена как явление природы получила известность в широких кругах (широких на тот момент) пользователей ПК, и столь же быстро среди ее участников начали проводиться достаточно масштабные соревнования.

Количество соревновательных дисциплин неуклонно росло (и продолжает расти по сей день), хотя о самом явлении с каждым годом знает все меньший и меньший процент населения. Это и неудивительно: в начале эпохи Цифры подавляющее большинство юзеров имело самое непосредственное отношение к высоким технологиям, и, как следствие, компьютерное искусство было им близко и понятно, а сейчас…

Тем не менее демосцена жива, и ее участники продолжают поражать воображение заинтересованных зрителей потрясающими по своей красоте и стилистке работами, которые традиционно занимают неприлично мало места на жестком диске. Обычно среднестатистические соревнования проходят среди «претендентов» размером 64 Кбайт, 4 Кбайт (внимание!), 512 байт, 256 байт и даже 128 байт!

В этот объем люди умудряются впихивать невероятные красоты (каждый раз, когда я смотрю свежий набор демок, который в общей сложности занимает на моем винчестере мегабайта полтора, крепко задумываюсь насчет эффективности современных школ программирования, представители которых к настоящему моменту игры объемом меньше 5 Гбайт перестали делать как класс).

Правда, в последние годы особую популярность приобрели соревнования между демами, размеры которых не сильно лимитированы и потому бывают ну очень большие – что-то такое в среднем от 4 до 15 Мбайт. Но, согласитесь, это тоже, мягко говоря, немного, а уровень визуальных эффектов, которые умудряются делать участники в этой номинации, откровенно поражает воображение.

Демосцена послужила площадкой для старта множества людей, которые затем реализовали свой талант в широко известных проектах. Например, мало кто знает, что компания Remedy, соорудившая Max Payne, когда-то была демогруппой, музыку для Unreal написали демомузыканты, а Infected Mushroom в прошлом создавали трекерную музыку.

Сейчас демопати проходят преимущественно в странах Европы, в США это культурное явление практически не развито. Некоторые из этих мероприятий, кстати, спонсируются вполне серьезными IT-компаниями, которые с интересом следят за достижениями «демосценеров» и зачастую затем нанимают на работу наиболее преуспевших. Не забывают потенциальные работодатели и сайты демосцены, например, один из наиболее популярных, scene.org, спонсируется небезызвестной компанией Pixar.

Так вот, это я все к тому, что уже сейчас на официальном сайте Chaos Constraction (cc.org.ru) выложены все работы его участников и с ними можно (и точно нужно!) ознакомиться. Там же есть архивы демов за последние 15 лет, рассказ об истории фестиваля и всякая другая полезная и познавательная информация про демосцену.

И вообще, если у вас выпадет свободный вечерок, не поленитесь, найдите демы победителей разных фестивалей за последние три года и посмотрите их все. Получите гарантированное эстетическое удовольствие. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?