12 лет назад 10 ноября 2011 в 15:49 1644

Сегодня стать диджеем намного легче, чем 20 лет назад. Вместо традиционной «кухни», состоящей из пульта, пары «вертушек» и коллекции пластинок, достаточно обзавестись хорошим ноутбуком и MIDI-контроллером – например, таким, как Pioneer DDJ-S1. Однако, прежде чем перейти к подробному описанию этого интересного двухканального DJ-контроллера от японской компании Pioneer, нелишним будет рассказать о том, как и почему появился на свет данный класс устройств.

Предыстория событий
C расцветом эпохи цифрового аудио стало понятно, что диджеям гораздо удобнее хранить свою музыкальную подборку на жестком диске лэптопа, который легко вместит не одну тысячу треков, а не возить с собой тяжелые коробки с пластинками или чехлы с компакт-дисками. Оставалась только одна проблема: как эффективно управлять воспроизведением цифровых треков, сохранив при этом все преимущества и возможности аналогового оборудования? Очевидно, что стандартной клавиатуры и мыши для этого недостаточно – для полноценного перформанса музыкантам нужны абсолютно все ручки, кнопки, фейдеры и прочие элементы управления, имеющиеся на настоящем диджейском пульте.

Наиболее серьезно к решению этого вопроса подошла софтверная компания Serato Audio Research, появившаяся в 1998 году в городе Окленд (Новая Зеландия). Основатели фирмы практически сразу же активно занялись изобретением программной платформы, максимально точно эмулирующей на ПК все аспекты работы с виниловыми пластинками (вместо которых теперь, как вы догадываетесь, используются банки звуковых файлов). К 2004 году они создали знаменитое ПО Serato Scratch Live 1.0, которое было заточено под специализированную внешнюю звуковую карту Rane-SL1. К которой уже и подключались «вертушки» (виниловые или дисковые), DJ-пульт и компьютер.

По сути, ничего не изменилось, за исключением того, что теперь вся коллекция треков перекочевала на хард-диск ноутбука в виде lossless-аудиофайлов, а программно-аппаратная платформа Scratch Live + Rane SL1 позволяла воспроизводить их так же, как если бы это были дорожки на виниловых носителях (включая точную имитацию звука скольжения иглы по поверхности пластинки – scratch). Программная разработка новозеландцев оказалась настолько успешной и обрела столь широкую популярность, что очень быстро завоевала статус «лучшего диджейского ПО».

В 2008 году Serato Audio Research выпустила программу ITCH, во многом аналогичную Scratch Live, но имевшую более удобный интерфейс и рассчитанную на использование в связке с аппаратными MIDI-контроллерами, практически полностью повторяющими традиционные диджейские пульты с двумя «вертушками». Так наступил следующий этап в развитии мобильно-цифрового диджеинга. Теперь достаточно было купить лэптоп, внешний ITCH-контроллер, и можно было делать почти все то же самое, что делали диджеи в прошлом столетии, не обременяя себя покупкой отдельно пульта, пары «вертушек» и, естественно, обходясь без накопления обширной коллекции пластинок / дисков.

Почти сразу же хай-эндовые компании, Allen & Heath, Denon, Novation, Numark и Vestax, предложили пользователям высококлассные устройства, заточенные под ITCH, каждое из которых быстро нашло своих поклонников. Pioneer стойко продержалась целых три года, продолжая выпускать традиционное CDJ-оборудование класса high-end, рассчитанное на использование компакт-дисков, но в итоге не выдержала и в начале этого года представила свой первый DJ-MIDI-контроллер Pioneer DDJ-S1, которому и посвящена эта статья.

Внешность победителя
Прекрасно понимая, что оборудование современного диджея должно выглядеть солидно и респектабельно, Pioneer уделила особое внимание внешнему виду DDJ-S1. Несмотря на то что контроллер целиком выполнен из пластика (за исключением металлического дна), он смотрится очень эффектно и производит впечатление дорогой фирменной вещи. Многие элементы управления, включая «джоги» размером с обычный CD, посредством которых можно имитировать вращение пластинки, оснащены красивой мягкой подсветкой, которая имеет также важное практическое значение, поскольку благодаря разноцветным светодиодам можно быстро визуально оценить статус всех кнопок.

Данный контроллер является двухканальным и состоит из трех блоков: левого и правого каналов, полностью идентичных друг другу, и центрального микшера. Габариты девайса можно смело назвать оптимальными. За счет большой площади верхней панели разработчикам удалось очень эргономично разместить на поверхности DDJ-S1 все необходимые ручки, кнопки и фейдеры. Элементов управления много.

Но из-за того, что между ними имеются промежутки шириной в большой палец руки, они не вызывают ощущения скученности, ими легко пользоваться, а после непродолжительного изучения их компоновки на поиск и нажатие нужной «капы» уходит не более секунды времени. Регуляторы вращаются плавно и быстро, но при этом имеют достаточно тугой ход, что позволяет довольно точно контролировать процесс изменения громкости или глубины эффекта. Весьма примечательно, что разработчики смогли найти место и для блока управления эффектами на каждый из каналов DDJ-S1.

Контроллер предполагает установку поверх клавиатуры ноутбука, для чего с боков у него имеются широкие подставки. Таким образом, клава лэптопа оказывается под дном DDJ-S1, а дисплей располагается непосредственно перед глазами диджея. Это не только удобно для музыканта, но и весьма эстетично смотрится со стороны зала (смайл). Впрочем, при необходимости «ноги» можно демонтировать и установить контроллер любым образом, например на подставку.

Входы и выходы
Теперь самое время упомянуть о том, что по совместительству диджейский контроллер Pioneer DDJ-S1 является еще и внешней звуковой картой, которая общается с компьютером по интерфейсу USB 2.0 (по нему же передаются и все MIDI-сообщения в программу Serato ITCH). При этом ей не нужно внешнее питание, так что для соединения девайса с ПК вам хватит всего одного USB-кабеля, который, естественно, присутствует в комплекте поставки. Установка драйверов также не требуется – при подключении к компу контроллер автоматически становится «умолчальным» звуковым устройством для воспроизведения и записи.

Приобретение Pioneer DDJ-S1 подразумевает наличие некоторого диджейского опыта: устройство непростое и недешевое, профессиональное.

Параметры звуковой карты позволяют отнести ее к классу Premium: соотношение «сигнал-шум» составляет 101 дБ, а диапазон воспроизводимых частот простирается от 20 Гц до 20 кГц. На борту имеется пара стереовыходов – основной (Master Out 1) на профессиональных XLR-разъемах и дополнительный «мониторный» (Master Out 2) на разъемах RCA. Помимо этого разработчики оснастили DDJ-S1 двумя микрофонными входами (разъемы XLR и 1/4″ TRS), двумя выходами на наушники (1/4″ TRS и 1/8″ TRS) и дополнительным «тюльпановым» стереовходом (Aux In). Все входы не только имеют выделенный регулятор уровня громкости, но и снабжены отдельным трехполосным эквалайзером.

Сигнал, подаваемый на входы Aux In, Mic 1 и Mic 2, можно пропустить через блок эффектов либо выводить на колонки без всякой обработки. Нельзя не упомянуть и о функции Talk Over, благодаря которой уровень громкости автоматически понижается, если диджею необходимо сказать что-нибудь в микрофон для своей аудитории. В довершение всего на задней панели скромно разместился переключатель Master ATT, который можно установить в положение 0, -6 или -12 дБ. Аттенюатор нужен для понижения общего уровня выходного сигнала, что бывает полезным при работе с определенными типами акустических систем.

Правда, для использования всех интерфейсных входов и выходов устройство необходимо подключить к электросети через прилагаемый сетевой адаптер, поскольку питания, подаваемого по шине USB от порта компьютера, хватает лишь на поддержание работоспособности дополнительного стереовыхода и одного разъема для наушников. И хотя этого вполне достаточно для того, чтобы отрепетировать DJ-сет у себя дома, при выступлении в клубе без заветного адаптера уже не обойтись.

В целом встроенная звуковуха вполне соответствует высоким стандартам качества, которых компания Pioneer придерживается уже много лет подряд, поэтому вряд ли есть смысл применять дополнительную внешнюю карту для вывода звука на профессиональную активную АС.

Требования к железу
Поскольку диджейский контроллер Pioneer DDJ-S1 заточен под использование с программой Serato ITCH, требования к аппаратной конфигурации компьютера, заявленные разработчиками, диктуются в первую очередь именно упомянутым ПО, а не пультом. Для 32-битной версии Windows 7 нужен двухъядерный процессор уровня Core 2 Duo с тактовой частотой не ниже 1,8 ГГц, а также 2 Гбайт оперативной памяти, при этом для 64-битной версии рекомендуется иметь не менее 4 Гбайт ОЗУ. На одноядерном камне, как показали практические испытания, программа будет нещадно тормозить и глючить, особенно при частом обращении к блоку эффектов, так что ваш старенький лэптоп, к сожалению, с поставленной задачей не справится (смайл).

Работа в паре
После установки в систему программы Serato ITCH вместе с необходимым драйвером можно наконец приступать к созданию собственных уникальных миксов. Никаких настроек делать не нужно, поскольку все элементы управления контроллера Pioneer DDJ-S1 заранее привязаны к соответствующим функциям данного ПО. Единственное, что стоит сделать, – это указать программе папку с вашей музыкальной библиотекой, которую она отсортирует по жанрам, альбомам и исполнителям (при условии, что у вас проставлены все необходимые теги), а также автоматически определит темп (BPM) для каждого трека в отдельности.

После этого можно смело заняться сведением. Если вы хорошо знаете свой материал, то даже при первом знакомстве с этой программно-аппаратной платформой вы, скорее всего, получите вменяемый результат, которым можно будет порадовать своих друзей и знакомых. Пожалуй, стоит начать с загрузки пары треков на виртуальные деки, после чего можно попробовать выровнять их по темпу и добиться того, чтобы при смещении кроссфейдера один трек плавно перетекал во второй. Затем можно поработать с блоком эффектов, установив переключатель FX CH Select в положение А, В или Master, далее с помощью ручки Effect Select выбрать эффект (например, Phaser или Flanger), затем задать параметр эффекта с помощью ручки Parameter и изменить глубину / уровень выбранного параметра, покрутив регулятор Level / Depth.

Однако стоит признать, что интерфейс софтины Serato ITCH сложен, так что готовьтесь к тому, что вам придется потратить время на то, чтобы разобраться в возможностях системы. Ну, а что произойдет при более глубоком освоении контроллера и ПО, не знает никто, и не исключено, что через какое-то время ваши миксы будут звучать не хуже, чем у лучших мастеров жанра (смайл).

Идеальный компаньон
Как известно, при сведении треков нормальный диджей просто не может обойтись без наушников, в которых можно предварительно прослушать следующий трек, сэмпл, музыкальный фрагмент и в нужный момент внедрить его в общий микс. Причем здесь важно не только качество звука, обеспечиваемого наушниками, но и то, как они выполнены с точки зрения эргономики, удобства, долговечности и надежности конструкции. И уж если вы решили стать диджеем и сделали выбор в пользу контроллера Pioneer DDJ-S1, то почему не дополнить его «ушами» производства той же компании?

Речь идет о модели Pioneer HDJ-1000, которая вполне заслуженно носит титул «профессиональных наушников для диджеев». Они идеально сидят практически на любой голове, совершенно не давят на уши пользователя и позволяют по несколько часов подряд работать с музыкальным материалом, не доставляя ни малейшего дискомфорта (что неудивительно с учетом того, что амбушюры выполнены из мягкой натуральной кожи).

Качество звука превосходное – в этих наушниках приятно прослушивать музыку практически любого стиля. Даже те композиции, которые раньше не вызывали особого восторга, можно слушать не отрываясь, поскольку звучат они более ярко и насыщенно, чем можно было предположить. Звукоизоляция также находится на весьма высоком уровне. Даже в шумном окружении, в частности в метро, до вас не будут доходить практически никакие внешние шумы, а уж если вы используете Pioneer HDJ-1000 в более спокойных местах, то едва ли хоть один посторонний звук прервет процесс прослушивания любимых произведений. Таким образом, данные наушники можно смело рекомендовать не только диджеям, но и меломанам со стажем.

Нельзя не упомянуть и о переключателе Mono / Stereo, расположенном на левом «ухе». Это очень удобно при работе с мономатериалом, когда звук подается только на один канал, – в любой момент вы можете запараллелить излучатели и слушать звук из обоих «чашек». Также весьма приятно, что в комплекте поставки есть переходник для разъема 1/4″ TRS и мягкий чехол для переноски.

Наушники имеют удобную складную конструкцию, но она же является и единственным слабым местом этих «пионеров». Дело в том, что у Pioneer HDJ-1000 нет никаких металлических частей, а значит, при недостаточно бережном обращении с «ушами» есть риск того, что какие-то из их пластиковых элементов треснут или сломаются. Этот недостаток был исправлен в HDJ-2000, которые при аналогичных ТТХ имеют более прочную конструкцию, важнейшие части которой сделаны из металла. Правда, они и стоят в полтора раза дороже…

Образцы для подражания
Напоследок остается лишь порекомендовать посмотреть пару роликов с YouTube, которые дают представление о том, что можно сделать, имея Pioneer DDJ-S1 и последнюю версию Serato ITCH. Первое видео называется «DJ Blakey on the Pioneer DDJ-S1», а второе – «Jay Stone vs DDJ-S1». Очень впечатляет! Заодно можно посмотреть и обучающий ролик с названием «Pioneer DDJ-S1 (русский перевод)» с участием DJ Aeroplane. UP

«Тракторная» альтернатива
Помимо DDJ-S1 компания Pioneer одновременно представила еще один DJ-контроллер с названием DDJ-T1. Он предназначен для работы с другой популярной диджейской программой – Traktor DJ, которую придумала известная немецкая компания Native Instruments.

По большому счету невозможно сказать, какой из этих контроллеров лучше, – тут все зависит от того, с каким ПО вы предпочитаете иметь дело. Однако стоит заметить, что «тракторный» вариант по каким-то причинам лишили профессиональных выходных XLR-разъемов и визуального индикатора громкости, также в нем оставлен лишь один микрофонный вход с разъемом 1/4″ TRS. При этом внутри у него установлена точно такая же звуковуха, как и в DDJ-S1.

Внешне контроллер DDJ-T1 выполнен аналогично своему собрату – пластиковый корпус, металлическое дно, кнопки с подсветкой и боковые подставки, позволяющие установить девайс поверх клавиатуры лэптопа. На обеих деках имеются «джоги», позволяющие одним нажатием остановить воспроизведение активного трека и потренироваться в «скретче», то бишь поелозить виртуальной иголкой по поверхности виртуальной пластинки (смайл).

Несомненным преимуществом контроллера для Traktor DJ является наличие четырехканального микшера, что дает возможность управлять четырьмя каналами одновременно, в то время как в версии для Serato ITCH пользователь изначально ограничен наличием лишь двух каналов. Естественно, это полностью соответствует концепции ПО Traktor DJ, где имеется возможность сводить сразу четыре трека.

Кроме того, в «тракторе» есть целых два процессора эффектов, а органы управления, расположенные в верхней части контроллера DDJ-T1, позволяют более тонко настраивать параметры этих эффектов. В частности, есть возможность изменять любой из трех параметров или все три параметра выбранного эффекта одновременно, а вот в контроллере для Serato ITCH пользователь может управлять лишь одним параметром, да и то с оглядкой на экран ноутбука.

В общем, в данном случае выбор контроллера зависит от ваших программных предпочтений – если вы уважаете Traktor DJ, то вряд ли что-то заставит вас сменить любимое ПО на Serato ITCH, и наоборот. Но лично мне контроллер DDJ-S1 показался более профессиональным, нежели DDJ-T1.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?