17 лет назад 2 ноября 2006 в 14:55 732

С некоторой ностальгией я вспоминаю те времена, когда компьютерный рынок для конечного пользователя находился в состоянии становления. Тогда все было интересно, каждый визит в места скопления продавцов компьютерной техники был чем-то сродни посещению музея (не с эстетической точки зрения, ясное дело, а с познавательной). Каждый раз я уносил с собой если не новый девайс, то, как минимум, массу новых впечатлений. Постоянно в продаже появлялись новые, невиданные доселе устройства, а тот поход на рынок, когда я в первый раз увидел видео на экране компьютера, стоявшего в традиционном для нашей страны месте — на прилавке под снегом, я вспоминал едва ли не квартал. Представляете — видео (правда, в маленьком-маленьком окошке) и на компьютере! Потрясающе!

Впрочем, эти мои трогательные воспоминания непосредственного отношения к делу не имеют. Я все это к тому, что сейчас различной околокомпьютерной электроники стало существенно больше, чем раньше. Можно даже сказать, на порядки больше. Но при этом она в существенной степени утратила свое очарование, и не в последнюю очередь потому, что сейчас любое более или менее востребованное рынком устройство является типовым. Вернее, даже не то чтобы типовым, а просто выпускается оно бешеным количеством различных компаний одновременно.

В принципе, и раньше так было. Были звуковые карты, произведенные на свет компанией Creative, и были звуковые карты в три раза дешевле, созданные неизвестным азиатским диверсантом и способные воспроизводить лишь два звука из трех. Были материнские платы уважаемых производителей, которые работали хорошо, и материнские платы менее уважаемых производителей, которые не работали вообще. Да ладно там неработающая материнская плата, я в описываемые славные времена умудрился приобрести корпус, который, при всех его многочисленных достоинствах (ну, там, квадратный, из пластмассы и все такое), обладал одним существенным недостатком — он оказался ровно на сантиметр уже, чем полагалось по всем стандартам того времени, и, как следствие, туда не влезали приводы компакт-дисков. То есть вообще не влезали, никак.

Подобное неожиданное железо продавалось себе, продавалось, а потом начало сходить на нет по трем причинам. Во-первых, производители накопили достаточный опыт для того, чтобы не выпускать откровенно некондиционные продукты. Во-вторых, покупатели накопили достаточно опыта, чтобы не покупать откровенно некондиционные продукты (ах, какой у меня был кассетный плейер, который я приобрел в Польше. В него вставлялось шесть (!) батареек АА, и при этом он все равно более получаса работать не умел). А в-третьих, оказалось, что гораздо проще и рентабельнее размещать заказы на производство продукции под своим брендом у сторонних организаций, имеющих готовые производственные линии, чем строить себе очередной завод.

Собственно говоря, именно бурное развитие аутсорсинга привело к тому, что сейчас на рынке девайсы одной категории предлагает сразу огромное количество компаний. Есть, условно говоря, один завод по производству MP3-плейеров. Он набирает заказы от владельцев дюжины брендов — и давай штамповать устройства. Собственно говоря, именно по этой причине периодически бывают случаи, когда у тебя есть плейер под одним брендом, а товарищ из Азии привез плейер совершенно другого производителя, но отличающийся от твоего только надписью на корпусе (иногда еще и цветом пластмассы, хотя некоторые производители и это считают излишним эстетством).

Как следствие, конкуренция на рынке готовых устройств сильно ужесточилась. Если производители компонентов устройств пока еще живут в относительно стабильных рыночных условиях (конкурентов конечное количество, и они все друг другу известны) — и то просто потому, что стоимость вхождения на рынок компонентов несравненно выше, чем на рынок готовых устройств, — то на рынке готовых девайсов и сложносочиненной комплектухи (уж простите за жаргонизм, но это слово, на мой взгляд, как нельзя лучше передает смысл) сейчас идет такая страшная толкотня, что некоторых периодически даже с перрона сбрасывают. Придумал бренд, произвел новое устройство, нанял маркетологов — и вперед. Особенно много подобных инициативных организаций за последнее время появилось в Китае.

Другой вопрос, что конкурировать предприимчивым компаниям на рынке потребительских высоких технологий с помощью придания своим продуктам каких-то уникальных товарных свойств сейчас очень тяжело, так как если тебе сделали девайс с заявленными характеристиками, то это означает, что точно такой же девайс могут сделать еще произвольному количеству заказчиков. А главный ужас заключается в том, что все устройства будут приблизительно одного качества — с точки зрения пользователя, конечно. Отлаженность современных производственных линий такова, что плохо работают в наше время либо откровенно сырые разработки (по которым за несколько километров видно, что они сырые), либо откровенная дрянь, сделанная по принципу «лишь бы отвязались». Но и такой продукции становится все меньше, так как мы живем в эпоху торжества нематериальных активов (применительно к данной конкретной ситуации — брендов), и, как вы понимаете, довольно странно вкладывать деньги в продвижение торговой марки, чтобы потом продавать под ней какую-нибудь дрянь. Затея может не окупиться.

Как следствие, раз не получается конкурировать за счет повышения качества устройств (непонятно уже, куда его дальше повышать. У современного компьютера моральный износ наступает в несколько раз раньше, чем в теории может наступить физический), значит, надо конкурировать с помощью чего-либо еще. Но чего именно? Обеспечивать потребителям качественную и повсеместную поддержку в условиях современной глобальной экономики могут только старые заслуженные бренды, да и то только потому, что у них есть деньги и ресурсы еще со времен индустриальной эпохи. Хотя сейчас такое странное время, что даже ветераны рынка далеко не всегда могут себе позволить развесистую пользовательскую поддержку. Приведу пример: когда мне год назад понадобилось программное обеспечение к моей нежно любимой фотокамере-веб-камере-камере Creative PCCAM 600, я, как вы понимаете, недолго думая полез в интернет и обнаружил, что там требуемого ПО нет как категории.

Решив, что где только наша не пропадала (наша пропадала везде? — Прим. вып. ред.), я написал письмо в службу технической поддержки вышеупомянутой компании с нижайшей просьбой таки помочь мне с драйверами. То, что мне ответили через две недели, я готов пережить. То, что ответ был написан по-французски, меня тоже не очень расстроило, так как я данный язык разумею. Но вот содержание письма (во всех отношениях очень любезного) меня озадачило. Из него следовало, что компания Creative c удовольствием мне поможет решить проблему с ПО, но в Сети его нет, так как пиратство и вообще. Мне его готовы были выдать в любой момент, как только я явлюсь в ближайший ко мне офис компании, расположенный, как вы думаете, где? Правильно — во Франции.

Бог с ней, с Creative, тем более что драйверы я таки себе раздобыл, не выезжая за пределы России. Конкурировать-то все равно, по большому счету, нечем, по крайней мере, если не принимать в расчет дорогостоящие маркетинговые кампании по сопровождению продуктов. «Что же делать?» — подумали производители. И ответ пришел сразу: выпендриваться.
То есть не совсем выпендриваться, а пытаться привлечь потребителя дополнительными свойствами продукта, которые не имеют прямого отношения к его функциональным показателям. Например, дизайном.

Например, мой коллега Енин постоянно злобно ругается на производителей колонок, которые, вместо того чтобы делать качественные колонки, делают колонки красивые. А меж тем эти производители смотрят в будущее, они отчетливо понимают, что пройдет еще некоторое время (применительно к рынку акустики лет, наверное, пять-десять), после чего любая акустика на рынке будет выдавать приемлемое качество звука. А любой компьютер (или во что там они превратятся через десять лет) — приемлемую для решения текущих задач потребителя производительность. И как раз в этот момент на первый план выйдут второстепенные характеристики продуктов, такие, как дизайн, соответствие текущей моде и прочая и прочая. Как мне кажется, должен наступить момент, когда привычные нам классы компьютеров (офисный компьютер, компьютер для игр, компьютер для домашней деятельности) уйдут в прошлое, и на их место придут сопоставимые по функциональным возможностям машины, одни из которых будут позиционироваться как аппараты для молодежи, а другие — как девайсы для продвинутых и обеспеченных граждан просто за счет разницы в оформлении.

Собственно говоря, начало этого процесса уже сейчас можно наблюдать на рынках сотовых телефонов и MP3-плейеров, кои сейчас производятся абсолютно всеми. Сейчас любой телефон звонит, любой телефон снабжен минимальным набором функций, который постоянно расширяется, и разница между аппаратами, по большому счету, сводится к дизайнерским решениям, примененным в данном конкретном случае. Разумеется, это не чистый пример, так как сотовые телефоны (как, впрочем, и все остальные высокотехнологичные устройства) еще не достигли предела своей функциональности, но рано или поздно этот момент наступит. Впрочем, телефоны Vertu уже сейчас вполне вписываются в эту схему.

А дополнительного безумия происходящему добавит совершенно неизбежное появление мастеров-одиночек, которые будут дорабатывать под конкретного человека массовые продукты, причем доработки эти касаться будут как раз функциональных особенностей устройств. Помните, в большинстве фильмов, претендующих на отношение к концепции киберпанка, есть такие странного вида подпольные деятели, которые главным героям за материальное вознаграждение помогают? Глаза новые вставляют, уши приклеивают, бластеры из кредитных карточек делают. Такие хлопцы уже есть, правда, масштабы их деятельности пока не поражают, да и возможностей у них не так много, как у киношных аналогов. Но, с другой стороны, истории про народных умельцев, которые с помощью несущественного шаманства добавляют память в КПК и телефоны, а также принципиально расширяют спектр функциональных возможностей других устройств, уже несколько лет бродят по Рунету.

Банальный пример: вы купили DVD-проигрыватель, который почему-то интересуется, для какой зоны предназначен ваш пиратский компакт-диск? Не стоит расстраиваться — за умеренную плату ваш проигрыватель научат читать даже диски, предназначенные для региональных марсианских рынков.

Cудя по всему, мы-таки придем к киберпанку, и, возможно, он будет иметь вполне канонический вид. Правда, вот только дорога к нему будет существенно более извилистой, чем предполагал тот же Гибсон.
Но в данном конкретном случае важен эффект. А мир, где производители высокотехнологичной продукции не смогут конкурировать друг с другом путем создания более качественных устройств, поскольку нижний максимальный предел качества будет достигнут, по определению будет киберпанковским.
Развлечемся!!!

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?