13 лет назад 11 января 2011 в 17:35 1036

Скука – злостный враг любого человека. Она овладевает нами в транспорте, набрасывается в очередях, застигает на нудных мероприятиях. Одолеть треклятую вполне реально – книги, музыка, периодика (к примеру, UPgrade, который вы сейчас читаете). Моим оружием в борьбе с «пустым» временем стал портативный гейминг. И я имею в виду вовсе не всякие «змейки» или пасьянсы на мобилках. Мой выбор – карманная игровая приставка, коих на рынке представлено аж две разновидности: первая – Sony PlayStation Portable (PSP), вторая – Nintendo DS.

История вопроса
Рынок мобильных игровых развлечений зародился вместе с достижением достаточной миниатюризации в микроэлектронике. Поначалу карманные забавы были весьма примитивны и представляли интерес только как экзотический сувенир-аксессуар (внимание, термин «gadget» в привычном для нас понимании появился много позже). Первая стоящая упоминания портативная забава (но еще не игровая консоль) увидела свет в 1980 году. Это была серия Game & Watch, детище Гумпэя Ёкои из Nintendo. Немалого успеха игрушки японского гения инженерии, кстати, достигли и на территории СССР в виде беззастенчивых клонов под именами «Веселый повар», «Тайны океана» и далее по списку. (Как же, помню, поймать тысчонку-другую яиц в «Ну, погоди!» – очень популярное времяпрепровождение 80-х годов: когда в нашей библиотеке был организован игровой зал, число книгофилов резко выросло. – Прим. ред.)

По данным на месяц март сего года, Nintendo DS всех вариаций продано по всему миру почти 129 млн штук. У Sony результаты более чем вдвое скромнее – 60 млн единиц PSP. Магия двух экранов в действии (смайл).

К концу 80-х прошлого века воротилы игрового мира почувствовали: наступает время серьезных карманных игровых приставок. К подобным выводам склоняли успехи домашних консолей, рост мегаполисов и урбанизации. Возможно, ранчерам Техаса было и по барабану на прогресс, а вот миллионы скучающих в метро и электричках японцев явно были готовы к карманно-игровой революции. А вслед за избалованными передовой техникой жителями Страны восходящего солнца традиционно подтягивается и остальное население планеты.

Карманный король
Первопроходцев было несколько, но разделить их следует так: Nintendo – и прочие неудачники. Среди последних, кстати, и серьезнейшие на тот момент участники игрового рынка Atari и Sega. В то время как все создавали и выпускали все более технически совершенные, цветные и функционально богатые консоли, Nintendo в 1989 году вбросила в массы неказистый и маломощный Game Boy с крохотным черно-белым (!!!) экраном.

Как же это недоразумение от Nintendo сумело стать хитом продаж и, по сути, единственных игроком на рынке? Главная причина в том, что Nintendo смогла отвоевать у Atari эксклюзивные права на портативное распространение величайшей игры Tetris (безымянные карманные китайские «тетрисы» заполонят мир значительно позже). Также важную роль сыграли удачная ценовая политика (Game Boy всегда стоил дешевле конкурентов, причем значительно) и успешно перенесенные хиты со старшей Nintendo Entertainment System (NES, для русских известной как «Денди») – водопроводчик Марио и горилла Конг горячо любимы в народе и по сей день. Ну а благодаря слабому железу и мелкому черно-белому экрану Game Boy трудился и трудился, когда более технически навороченные конкуренты бессильно отключались. Потребители, не сговариваясь, признали долгое время автономной работы важным плюсом при выборе консоли.

Таким образом, Game Boy, попутно пережив несколько модификаций, успешно властвовал на рынке вплоть до выхода следующего карманного творения Nintendo. Но позволю себе пару слов о модификациях, ведь они тоже сыграли немалую роль в почти десятилетнем господстве. В первую очередь стоит упомянуть Game Boy Color, наконец-то с многоцветным экраном! Сие чудо появилось в 1998 году. Изменения в еще двух новинках – Game Boy Pocket (1996) и Game Boy Light (1998) – носили большей частью косметический характер: уменьшался размер консоли, увеличивался срок автономки.

И вот в 2001 году поступил в продажу полноценный преемник – Game Boy Advance (GBA). Nintendo в отсутствие хоть какой-нибудь серьезной конкуренции на фронте карманных консолей особо с новинкой не мудрила и, по сути, просто проапгрейдила приставку. Если не вдаваться в технические подробности, обычный Game Boy по возможностям был близок к NES, GBA же соответствовал уровню SNES (более известна как 16-битная Super Nintendo). После бурного и успешного старта консоль была модифицирована и представлена в двух вариантах: GBA SP (в форм-факторе изящной «раскладушки», с подсветкой экрана, 2003 год) и Game Boy Micro (как подсказывает название, корпус весьма серьезно уменьшен в размерах, 2005 год). Всего по миру продано более 80 млн GBA.

«Сони» как зеркало карманной революции
Но вечно пребывать на острове Баунти Nintendo не могла – очень уж сладким стал лакомый кусок портативного гейминга. В Nintendo заерзали, когда Sony сперва сообщила о планах, а весной 2003 года взяла и выпустила в мир свою собственную портативную консоль – PlayStation Portable (PSP). Японский гигант, заявивший о себе на рынке «больших» приставок, планировал если и не свергнуть Nintendo с трона, то как минимум откусить кусочек пирога побольше.

В создании своего портативного первенца Sony решила идти по накатанной дорожке, принесшей ей ранее успех с PSOne и PS2: сверхсовременное железо, подготовка серьезной стартовой игровой линейки, агрессивная реклама. PSP щеголяет огромным широкоформатным экраном с диагональю 4,3″, коммуникативными и мультимедийными возможностями, а железная начинка сопоставима с мощностями PS2. Специально для новинки Sony разработала фирменный формат хранения данных для воспроизведения игр и мультимедиа – UMD (Universal Media Disc). Емкость диска для портативного игрового мира казалась запредельной – 1,8 Гбайт на двух слоях. К слову, тогдашний король рынка Game Boy Advance работал на ПЗУ-картриджах, вмещающих всего пару десятков мегабайт данных.

Это была слишком серьезная угроза, которую в Nintendo игнорировать просто не имели права. Не обладая, как Sony, мощными финансовыми и научно-технологическими возможностями, Nintendo вынуждена была не просто готовить технического наследника GBA, а изобретать нечто совершенно иное. К счастью, идейная составляющая у разработчиков компании всегда была очень сильна – аппаратно «ничтожная» Wii на данный момент уделывает по совокупным продажам PS3 и Xbox 360 от Microsoft. Я как-то слышал байку: мол, в Японии в случае особой нужды в выполнении задания всех инженеров компании запирают в офисе до тех пор, пока не будет получен требуемый результат.

Ведь иначе сложно объяснить тот факт, что уже через полгода Nintendo официально представила готовую к отгрузкам новую портативку – DS. Аббревиатура означает «Dual Screen» – у консоли два экрана по 3″, причем нижний является сенсорным: оригинальное решение, открывающее невиданные горизонты в игровом дизайне. Также консоль имеет микрофон и Wi-Fi для мультиплеера и выхода в интернет. А вот использование картриджей в качестве носителя информации кое-кому может показаться пережитком прошлого. Оба претендента стартовали в Японии практически одновременно в конце 2004 года с разницей в три недели. Ну а в 2005 году PSP и DS поступили на рынки всего остального мира. На этом исторический экскурс завершаем и переходим непосредственно к основной теме – DS против PSP.

Покажите все модели
Давайте сперва разберемся в «модельном» вопросе, так как за прошедшие с запуска пять лет обе консоли успели обзавестись рядом обновленных модификаций. PSP пережила четыре апдейта. За стартовой модификацией, впоследствии названной PSP-1000, последовала PSP Slim and Lite (PSP-2000, в продаже с сентября 2007 года). Она стала на треть легче, немножко тоньше, добавился композитный ТВ-выход. Уже через год, в ноябре 2008-го, на прилавки поступила PSP-3000, основанная на предыдущей версии, но с более совершенным экраном и с микрофоном на борту.

Последняя модификация PSP Go, в отличие от двух предыдущих, явила собой довольно серьезное переосмысление концепции и дизайна. Во-первых, на свалку истории отправился UMD-привод – теперь игры загружаются с интернет-магазина PlayStation Store. Под это дело приставка обзавелась 16 Гбайт набортной памяти и слотом под карточки Memory Stick Micro (вместо Memory Stick Duo в ранних моделях PSP). Во-вторых, был полностью переработан корпус – сейчас слайдер с 3,8″ расположен экраном сверху, а все органы управления в нижней части.

Если говорить о покупке консоли, то вопрос стоит о выборе между PSP Go и PSP-3000 (более ранние модели уже сняты с производства). Главные плюсы первой – компактность и почти вполовину меньший вес, нет нужды вместе с приставкой таскать ворох дисков с играми или фильмами. PSP-3000 привлекает большей диагональю экрана, но далеко не каждому удобно постоянно выходить в интернет для скачивания игр, апдейтов, роликов и т. п.

DS, включая анонсированную на выставке Е3 этого года Nintendo 3DS, также насчитывает четыре модели в семействе. На смену изначальной «толстушке» в 2006 году поступила в продажу DS Lite. Портативка на четверть полегчала и весьма похорошела за счет тонкого и стильного глянцевого корпуса. Кроме того, оба экрана слегка прибавили в диагонали – до 3,12″. Следующая «обновка» носит имя DSi и имеет аж две модификации – одну отличает приписка «XL» в названии. Изменений много. Во-первых, появились две камеры по 0,3 Мпикс. Во-вторых, наконец-то пропал мало кому нужный порт для картриджей от GBA (а он был немалых размеров). И самое главное, увеличились экраны – 3,25″ для DSi и 4,2″ (!!!) для DSi XL.

Проблема выбора модели DS касается главным образом финансовой стороны. Lite сейчас стоит вполовину дешевле DSi. Версия XL пока в официальной продаже на территории РФ не появилась, но предположительно цена будет на четверть больше, чем для DSi. Функциональность, в общем-то, у всех трех моделей одинаковая, так что определяйтесь по деньгам и желаемому размеру экранов (учтите, разрешение у всех тоже одинаковое!). И еще на заметку: картриджи от GBA подойдут только к DS Lite.

Помимо Sony и Nintendo заметного успеха на поприще развлекушек достигала еще одна японская компания – Bandai. Именно она разработала и первой выпустила на рынок игру-брелок Tamagotchi, впоследствии разошедшуюся по всему миру тиражом в более чем 70 млн штук.

Игровые дела
Сейчас, по прошествии почти пяти лет после выхода в свет, и для PSP, и для DS сформировались очень большие и разнообразные коллекции игр. Причем благодаря совершенно разным архитектурам игрового «железа» в библиотеках Sony и Nintendo идентичных игрушек практически нет. У каждой консоли есть свои безусловные эксклюзивные хиты, есть стоящие внимания игровые сериалы, есть целые жанры, гораздо лучше и шире представленные играми, чем у конкурента. Также и Sony, и Nintendo очень аккуратно и старательно переносят на «младшеньких» свои собственные тайтлы.

Поэтому смысла покупать сразу обе приставки нет никакого. Лично я купил *** (зацензурено мной во избежание обвинений в рекламе. – Прим. автора) около трех с половиной лет назад и постоянно играл не только в метро, но и при любой возможности вне дома. И только буквально неделю назад обнаружил, что играть стало не во что – все достойное моего весьма избалованного вкуса пройдено, ожидаемые новинки еще не поступили в продажу. И даже в этой ситуации я вряд ли куплю консоль конкурента – через неделю выходит с пяток крайне интригующих игрушек (смайл).

Давайте далее разберем сильные и слабые игровые стороны наших конкурентов, выявим самые важные хиты и общие жанровые тенденции. Ведь именно игровая библиотека и должна быть определяющим фактором в выборе портативки.

Nintendo и игры
Главное достояние DS – это, безусловно, «фамильные» хиты Nintendo. Великолепны продолжения приключений эльфа Линка (The Legend of Zelda: Phantom Hourglass и The Legend of Zelda: Spirit Tracks) и жизнерадостного водопроводчика Марио (Mario & Luigi: Bowser’s Inside Story (это RPG!), Mario & Luigi: Partners in Time, Mario Kart DS). Как и GBA, DS обзавелась потрясающей трилогией вампирских боевиков с ролевой системой во вселенной Castlevania. Также очень интересными получились два продолжения замечательной GBA’шной пошаговой стратегии Advance Wars. Не стоит забывать и про тонны разнообразных игр про покемонов – не надо крутить носы, возможно, поиграв пару минут, вы станете верным поклонником воистину бесконечного игрового сериала от Nintendo.

DS – отличный способ познакомиться или вспомнить хиты прошлого, в первую очередь речь идет о классических японских RPG. Причем большинство игр – это не просто «порты», а полноценные ремейки с новыми графикой и звуками. Особо усердствует на этом поприще Square Enix, предлагая нам поиграть в Chrono Trigger (пожалуй, лучшая RPG 16-битной эпохи и отличная версия для DS) и в «прилизанные» древние вариации сериалов Final Fantasy и Dragon Quest. Не отстает и сама Nintendo – очень хороши обновленные New Super Mario Bros., а также Super Mario 64 DS.

А еще на DS много разнообразных ролевушек. Очень хороша мистическая тактическая дилогия о демонах Shin Megami Tensei (Devil Survivor и Strange Journey). Гениальна The World Ends with You – история о конце света в Токио от Square Enix активно использует управление стилусом. Хороши оригинальная стратегическая космическая опера Infinite Space, тактическая битва рыцарей и магов Fire Emblem: Shadow Dragon, выдержанная в классическом японском ролевом стиле Suikoden Tierkreis.
Благодаря двухэкранности и сенсорному экрану на DS есть много неплохих адвенчур (квестов с элементами пиксель-хантинга) на самые разнообразные темы.

Например, сериал Phoenix Wright о буднях адвоката и прокурора в суде насчитывает пять игр. Также активно используются особенности управления в логических и аркадных играх. Замечательный Meteos, например, – это безумная смесь вариации на тему «тетриса» на нижнем экране и стрелялки «а-ля арканоид» на верхнем. Серия игрушек Professor Layton предлагает целый набор разнообразных мини-игр, загадок и головоломок. А в Trauma Center можно отыграть роль хирурга, размахивая стилусом, как скальпелем. Увы, для полноценного наслаждения квестами и логическими играми надо практически в совершенстве владеть английским – локализаций на русский язык практически нет. И это большой минус в противостоянии с PSP.

В игровой библиотеке DS плохо реализованы спортивные игры и гонки. Также очень тяжко с файтингами и шутерами от первого лица (да и от третьего, пожалуй, тоже). Вернее, и гонки, и спортивные игры, и FPS есть в изобилии, но я бы не рекомендовал их к знакомству. Вышесказанное имеет достаточно объективную причину: «железная» начинка слабовата, чтобы «крутить» одновременно тысячи полигонов и выдавать хотя бы терпимую картинку.

Кроме того, мой совет – никогда не связывайтесь с «портами» игр со старших платформ, тут вас практически наверняка ожидает страшное разочарование. Например, под брендом The Need for Speed на двухэкранке выходили исключительно непотребные поделки со страшненькими машинками из дюжины полигонов, дергающихся на экране в виде слайд-шоу (5 кдр/с).

Финны не догнали
Провалов на рынке портативных игровых систем предостаточно. Упомяну лишь самый известный, 2003 года. Это приснопамятная N-Gage от Nokia. Финский гигант наобещал нам многое – шустрое игровое железо, удобное управление, сильную игровую библиотеку, а также уверенную работу собственно мобилкой в GSM-сетях. Затея окончилась настоящим, былинным «эпик фейлом», или же, по-русски, поражением: оказалось, что под видом революционной консоли нам «подсовывают» обычный Symbian-смартфон. О приставке напоминали лишь органы управления – «крестовина» и кнопки по бокам экрана. Последний, кстати, имел вытянутую по вертикали форму, что весьма неудобно для игр или просмотра видео. Зато такой экран был вполне в ходу в мире смартфонов того времени. Также Nokia провалила и телефонную часть – человек, звонящий по N-Gage, выглядит крайне нелепо.

«Сони» и игры
Стартовая линейка игр для PSP, мягко говоря, не впечатляла. Но время шло, и сейчас в «кармане» Sony целый ряд бриллиантов разной огранки и происхождения. Благодаря несравнимо более сильной «железной» начинке почти все игровые жанры представлены достойными образцами. Но давайте разберемся по порядку. Sony старательно и очень умело переложила на PSP громкие хиты своих старших консолей. Причем зачастую речь идет не о простом «порте», а об особой portable-версии с новым сюжетом или дизайном, например. Главные «бомбы» – великолепный боевик God of War: Chains of Olympus, свежий хит от Kojima Productions в знаменитой вселенной Metal Gear Solid: Peace Walker (хотя и предыдущий Portable Ops был чудо как хорош), отлично портированная LittleBigPlanet. Второе дыхание раскрылось у гремевшего на PSOne сериала Syphon Filter – Dark Mirror и Logan’s Shadow получились крепко сбитыми боевиками от третьего лица. Хорош «карманный» вариант «большого» хита Resistance: Retribution. Очень удачными вышли два переложения культового файтинга Tekken (Tekken: Dark Resurrection и Tekken 6).

В пику DS на PSP просто отлично обстоят дела со спортивными играми. EA Sports, Konami и сама Sony регулярно выпускают обновления ежегодных и вполне актуальных сериалов о баскетболе, футболе, теннисе, гольфе, боксе, хоккее и американских забавах (бейсбол и «их футбол»). Так что выбор тут ограничен лишь спортивными интересами. Следующий конек PSP – гонки. На выбор есть и серьезные «почти симуляторы» (Gran Turismo, TOCA Race Driver 2), и развеселые аркады (Ridge Racer, Burnout Legends, Test Drive Unlimited), и футуристические покатушки (Wipeout Pulse и Wipeout Pure). А прошлогодняя MotorStorm Arctic Edge помимо увлекательного геймплея щеголяет чуть ли не лучшей на платформе графикой.

Достаточно долго слабым местом библиотеки PSP были ролевые игры. В последнее время ситуация улучшилась, но на DS ассортимент все-таки побогаче будет. На «Соньке» же стоит обратить внимание на гениальную недавнюю Shin Megami Tensei: Persona 3 Portable (ремейк моей любимой ролевушки с PS2). Увлекательным получился наполненный экшена Crisis Core: Final Fantasy VII, любителей юмора и знатоков классики японских ролевушек изрядно позабавит Half-Minute Hero. А вот поджанр тактических стратегий с ролевыми элементами представлен на PSP весьма серьезно. И Jeanne d’Arc, и Final Fantasy Tactics: The War of the Lions, и трилогия Disgaea просто обязательны для ознакомления.

Конечно, на обеих консолях выходит уйма кроссплатформенных игр. Но достойных внимания совсем немного. Во-первых, это великолепная Grand Theft Auto: Chinatown Wars. Во-вторых, очень неплохая тактическая RPG Disgaea (выходила под разными названиями, как Disgaea DS и Disgaea: Afternoon of Darkness). Вот, пожалуй что, и все. Если же говорить конкретно о двух вышеназванных шедеврах, то версии для PSP работают чуть пошустрее и радуют более качественными анимацией, графикой и звуками.

Дело техники
Я специально в тексте не стал подробно описывать «железную физиологию» портативок, так как техническое превосходство в игровом мире в последнее время никому не интересно. Победное шествие Wii на рынках – живое тому подтверждение. Если же говорить о сравнении технической начинки PSP и DS, то мы имеем полный перевес в мощностях и производительности на стороне детища Sony.

Сердцем портативки Nintendo является связка из двух ARM-процессоров, младший имеет частоту 33 МГц, заведует звуком, работой Wi-Fi и обеспечивает эмуляцию Game Boy Advance. Основной же процессор (67 МГц) в ответе за все остальное плюс графику, поскольку выделенного графического ядра DS не имеет. Объем оперативки составляет 4 Mбайт.

PSP также имеет двухпроцессорную структуру, но с более привычным распределением ролей – CPU + GPU. Оба чипа – это MIPS R4000, частоты составляют 333 и 222 МГц для вычислительного и видеопроцессоров соответственно. Оперативная память – 64 Мбайт, GPU, кроме того, в девайсе есть свои 2 Мбайт видеопамяти.

Выводы?
Надеюсь, я сумел показать вам, что и DS, и PSP достойны самого пристального внимания. Выше я перечислил лишь наиболее значимые, с моей точки зрения, игрушки. Один мой знакомый, например, купил DS ради игр типа Tower Defense и с ума сходит от Ninja Town, Desktop Tower Defense и Starship Defense. А другой приятель-владелец PSP боготворит визуальное безумство LocoRoco и ритмичные войны в Patapon. Поэтому выбирайте согласно своим игровым предпочтениям. Надеюсь, мой материал хоть немного помог вам сориентироваться в мире карманных консолей.

Ну и напоследок позвольте несколько мыслей по поводу будущего портативного гейминга. На прошедшей Е3 ни Sony, ни Nintendo так и не анонсировали нового поколения карманных приставок, а Nintendo лишь представила очередную модификацию, именуемую 3DS. Оная характеризуется чуть более быстрым железом и модным ныне трехмерным верхним экраном.

Мне кажется, что портативных игровых систем в привычном для нас понимании мы больше и не увидим. Аккуратными шажками в игровой бизнес протискивается Apple, подготовив серьезную техническую платформу в iPhone 4. Конечно, это не полноценная игровая система, ведь основной элемент игровой консоли – специально приспособленная для максимально удобного гейминга схема управления. Но о создании игр под Apple заявили чуть ли не все основные игроделы.
Однако появление новой standalone-портативки маловероятно. Полагаю, через пару лет и Nintendo, и Sony, и, возможно, Microsoft представят широкой публике игровые гаджеты, умеющие и в интернет выйти, и позвонить, и «повидеочатить», и поработать GPS-навигатором, и, что главное, погрузить нас с вами в прекрасный мир видеоигр. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?