17 лет назад 28 мая 2007 в 12:33 771

Полагаю, вам известны сообщения: «Internet Explorer не может отобразить эту веб-страницу», «Firefox не может найти сервер» и пр. Возможные причины в трактовке браузеров таковы: «Нет подключения к интернету», «На веб-узле возникли неполадки».

Зачастую эти самые «неполадки» на «веб-узле» и являются реальной причиной того, что страница пуста. Если вы думаете, что каждая компания, имеющая представительство в Сети, использует собственные серверы, то ошибаетесь: даже интернет-гиганты не гнушаются услугами дата-центров, равно как и ряд провайдеров. Причем вовсе не обязательно покупать сервер: если у клиента нет такой возможности или желания, в дата-центре с удовольствием предложат ему услугу аренды выделенных серверов. Казалось бы, что еще нужно для надежного функционирования серверов? Ан нет, то и дело в дата-центрах возникают аварийные ситуации. Вот лишь несколько историй за прошлый год.
16 июня 2006 года в дата-центре «Курчатовский» проводились технологические работы на оборудовании системы бесперебойного электропитания. Нежданно-негаданно произошел резкий скачок напряжения, прервалось энергоснабжение, и перегорела значительная часть аппаратуры, включенной в сеть. Авария вывела из строя половину находившихся там серверов известной компании «Агава» (http://www.agava.ru/). Был аврал: работы по восстановлению и замене оборудования велись круглосуточно. К середине следующего дня удалось поднять большинство серверов.
Конечно, проблемы с электропитанием находятся вне зоны ответственности компании «Агава», и тем не менее понесшим убытки из-за перебоев была предложена компенсация: если сервер был недоступен в течение нескольких часов, его владельцу полагались два дня хостинга сверх оплаченного периода, если пребывал в коме больше суток, то четыре. На фоне реального ущерба, который причиняет крупным компаниям даже суточный простой серверов, «компенсация» выглядит комично.
Лето прошлого года запомнилось многим не только зверской жарой: 21 июня в дата-центре хостинговой компании «Мастерхост» произошло внеплановое отключение оборудования, из-за чего серверы многих ее клиентов были недоступны как минимум несколько часов (заметьте, отключение серверов произошло без уведомления со стороны компании). Интернет-магазин Webcom оказался в числе пострадавших особенно сильно: его сайт не работал почти сутки. Проблема была решена только после непосредственного вмешательства сотрудника службы поддержки.
Как оказалось, причиной отключения стали неполадки в системе вентиляции дата-центра, который арендуется у компании «Рамблер-Телеком». Дата-центр оборудован двумя независимыми фидерами электропитания с автоматическим переключением и системой ИБП. Согласно заключению компании «Эн-Пауэр», поставляющей оборудование для дата-центра, проблемы возникли из-за одновременного воздействия двух факторов: произошел сбой в силовой цепи основного трансформатора питающей подстанции, причем резервный трансформатор оказался неисправным, что привело к появлению паразитных токов большой величины.
Это не первый инцидент такого рода: на том же узле 15 мая 2006 года из-за сбоя в силовой цепи одного из питающих трансформаторов, а также из-за неисправности другого было отключено электропитание, вследствие чего серверы были недоступными в течение нескольких часов. По словам Дмитрия Комиссарова (в 2003-2005 гг. – директора дата-центра Data Fort), подобные проблемы являются системными, а причина сбоев в том, что наши родимые дата-центры строились без учета мирового опыта в части резервирования инженерных систем. Простой пример: если в пиковом режиме необходимо отводить от оборудования 300 кВт тепла, то надо задействовать четыре кондиционера (по штуке на каждые сто киловатт и еще один). Для чего это нужно? А для того, чтобы в критических ситуациях обеспечить бесперебойное функционирование аппаратуры, если одна из «охлаждалок» сломается.
В дата-центре компании «Стек-Софт» оборудование отключилось из-за «бунта» кондиционера. Следует учесть, что наши дата-центры не рассчитаны на стройки, энергопотребление которых превышает 2,5 кВт, а ведь главной проблемой является как раз рассеивание тепловой энергии, но самое грустное – то, что ни в одном дата-центре она не решена должным образом.
Еще раз повторю, что в подобных аварийных ситуациях «стрелочником» оказывается не дата-центр, а компания, пользующаяся его услугами. Именно на нее обрушивается праведный гнев клиентов, нередко экстремально настроенных. Ведь мало кто из пострадавших удосуживается прочесть договор, в котором черным по белому написано, что компания (клиент дата-центра) обещает своим клиентам, а за что не ручается. Человеку со стороны трудно понять, что именно накрылось медным тазом. Например, во время аварии на оборудовании «Мастерхоста» обесточено было все здание, а не только стойки в дата-центре. Понятно, что ответственность за сбои в электросистеме несет именно арендодатель.
Хочется спросить: «Чего ждать конечному пользователю?» Как показывает практика (да и эксперты говорят то же), ни одна из российских компаний, специализирующихся на оказании услуг colocation, не застрахована от перебоев в энергоснабжении. Картина безрадостная: отечественные пользователи фактически лишены надежных услуг.
Причины аварий в дата-центрах являются секретом Полишинеля. Во-первых, принципиальные ошибки при проектировании и строительстве дата-центров допускаются горе-инженерами (взглянуть бы на их дипломы!) повсеместно, то бишь неправильно рассчитываются технические характеристики. Во-вторых, при проектировании часто не учитывается динамика роста энергопотребления оборудования, размещаемого в дата-центре. В результате довольно быстро, нередко через какой-то год после того, как оборудование ввели в эксплуатацию, возникают проблемы, связанные с его перегревом или перегрузками питающих трансформаторов. А в-третьих, весьма часто мощность резервных дизель-генераторных установок (ДГУ) не соответствует суммарной мощности потребления дата-центров с учетом поддерживающих инфраструктуру инженерных систем, а в отдельных случаях эти самые ДГУ попросту отсутствуют.
К величайшему сожалению, по сей день проектированием и постройкой дата-центров занимаются компании, изначально ориентировавшиеся на иные (существенно более низкие) требования ресурсного обеспечения потребностей своих клиентов. Отсюда и вышеописанные несоответствия. Казалось бы, толковых специалистов на Руси всегда хватало, но если ситуация не изменится, придется идти на поклон к варягам. Опять? UP

Поможем Америке!

В свое время товарищ Никита Сергеевич Хрущев истово призывал советский народ догнать и перегнать Самую Демократичную Страну. Результат гонки известен. Но кто бы мог подумать, что США обгонят Россию по дефициту! Нет, речь идет не о дефиците американского государственного бюджета, все гораздо забавнее.
Дело в том, что бум строительства дата-центров в США вызвал дефицит генераторов электрической энергии. По словам Джоша Сноухорна (Josh Snowhorn) из компании Terremark (http://www.terremark.com/), на ожидание заказанного дизельного генератора мощностью 2 МВт может уйти целый год. Руководство других компаний, которые устанавливают дата-центры, тоже беспокоится из-за отсутствия генераторов электричества. Кстати, в ходе обсуждения темы на сайте slashdot.org один из комментаторов заявил, что дефицит электрогенераторов возник из-за того, что их в больших количествах закупает… американская армия. Сложно судить, насколько правдива эта версия, однако ведомство господина Шойгу могло бы оказать шефскую помощь штатовцам: в конце концов, от нас не убудет.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?