«Приставка против ПК» – одна из самых актуальных тем для холивара. Война идет вялотекущая, окопная, затяжная. В журнале тема уже поднималась, но общо. К тому же и рассматривать девайсы Nintendo вместе с другими консолями неправильно, это отдельный разговор. Про приставки Nintendo, в особенности про Wii, уже много написано и в интернет-обзорах, и на форумах. Если все это почитать, складывается впечатление, что кассу японцам делают исключительно умалишенные существа или граждане, в глаза не видавшие букваря.
Однако верить в то, что немаленькие объемы продаж обеспечили исключительно идиоты по рождению или добровольному выбору, не хочется (уж больно много их получается). И на самом деле нет повода: обзоры и посты означают только, что кто-то искренне или из какой-то корысти пытается рисовать картину в одних тонах.
А ведь существует совсем другая точка зрения на консоли Nintendo. Не менее (а на мой, авторский, взгляд, и более) объективная и аргументированная. На нее мы и сделаем упор (хотя это не значит, что на недостатки не будем обращать внимания), чтобы восстановить баланс мнений во имя космической гармонии. Получился такой полуобзор-полухоливар. А что поделать.
Nintendo Wii как она есть
От многочасового сидения за ПК тело силой не наливается. Привести себя в более-менее сносную форму планировалось с помощью наборных гантелей. За те два года, что я собираюсь реализовать этот план, дело продвинулось далеко: я уже почти совсем собрался купить спортивный инвентарь. Почти-почти, правда-правда. Но теперь, невзирая на то что придется свернуть с долгого пути, появился повод для крутого виража: состоялось мое знакомство с Nintendo Wii.
Многого мне на самом деле не надо. Шварценеггер меня не бивал, так что повода отомстить Арнольду, закачав умопомрачительные банки, как будто нет. Реально напрягает вес пуза, которое в силу сидячего образа жизни (и работы, и отдыха) плавно так прибывало, прибывало и вдруг в какой-то момент стало тяготить: теперь даже с пустыми руками и без рюкзака идешь как будто не налегке.
Напрягает спина, которая вдруг стала очень неприятными импульсами давать понять, что ей мамона тоже несимпатична. Ухудшились координация движений и реакция, вялая утренняя зарядка практически не спасает. Вдобавок после покупки нового стола и кресла стало ясно, что лучезапястный синдром если и миф, то кое-какие основания под собой все же имеет.
Вы меня, пожалуйста, правильно поймите: не то чтобы у меня возникла проблема и мне вдруг захотелось о ней поговорить. Всякий девайс выполняет определенную задачу, и с постановки этой задачи логично начинать обзор, тест или даже вот такой полухоливар-текст.
Сетевой плеер решает проблемы с просмотром фильмов из файлохранилища на ТВ, точка беспроводного доступа избавляет юзера от змеиных хитросплетений кабелей и сопутствующих клубков пыли, а Wii – это не просто игровая консоль, это в первую очередь девайс для подвижных игр, который поможет разобраться с перечисленными абзацем выше неприятностями.
Причем мимоходом, во время коротких перерывов в работе, пока глаза отдыхают от бьющей в упор мониторной подсветки, а мозг – от обработки данных. Фитнес-центры, понятно, никто не отменял, но туда раз в час на десять минут не побегаешь…
Wii и ее контроллеры
Обычно сравнение Wii с ПК или другими консолями начинают с ТТХ корпусной начинки. Результат объективно получается не в пользу Nintendo, причем настолько, что цифирь заставляет зрителя сомневаться в здравомыслии японских игростроителей. И процессор у их девайса слабее, и памяти меньше – в общем, гонка мегагерц и мегабайт проиграна.
В чем же проблема? В самом сравнении, конечно. Давайте, ребята, еще столкнем корпусами ПК с моющим пылесосом и ввиду 3 кВт мощности у последнего посчитаем компьютер несовременным бытовым прибором. Зачем нам равнять традиционную игровую консоль и девайс для подвижных игр, упираясь именно в полигоны с шейдерами? А если с другой стороны взглянуть? Сколько вам калорий сожгут Cell или Xenos (процессор PlayStation 3 и видеочип Xbox 360. – Прим. ред.)? Насколько хорош в качестве спортивного снаряда DualShock? Бред ведь. Нельзя сравнивать между собой устройства разного типа.
Давайте посмотрим на Wii правильно. Давайте отталкиваться от контроллеров, которые определяют геймплей и смысл существования консоли Nintendo Wii. Основной орган управления – Wii Remote, он же вимот. В горизонтальном положении это олдскул-джойстик с крестовиной, парой игровых кнопок и служебными Start и Select, полезный в нинтендовских аркадах и адвенчурах, но неинтересный. Схватим контроллер на современный лад, всей пятерней поперек корпуса, чтобы большой палец оказался на большой круглой кнопке «A», а указательный лег на курок «B». Теперь у нас в руках теннисная ракетка. Или весло. Или меч.
Вимотом надо махать, как будто в руке настоящий спортивный снаряд, кнопка и курок используются очень редко. Контроллер чувствителен к усилию, к поворотам, к небольшим изменениям в траектории движения, это не какой-нибудь модно-декоративный вариант примитивной крестовины, и даже не аналоговой ручки на дуалшоке.
Потому и кнопки нам не нужны: махнули вимотом, и в том же теннисе приставка рассчитала отскок мяча, исходя из скорости и направления вашего движения, а также поворота «ракетки» в момент удара для подкрутки. Очень даже реалистично и подвижно получается. Даже если полениться встать перед теликом и совершать только самые необходимые движения, развалившись на диване, как минимум кисть размять можно. Десять минут в час – и неприятных ощущений в кистевом суставе не будет.
Контроллер номер два – нунчак, связанная с вимотом проводом (отсюда и название) палка-хваталка для левой руки. Иногда держалка, иногда махалка: акселерометр у нунчака тоже есть. Активное использование контроллера, конечно, интереснее, чем простое вращение джойстика на корпусе устройства: в таких играх, как бокс, нагрузки получаются достаточно серьезными. Мышцы не накачаешь, но разомнешься как следует – самочувствие, по крайней мере, появится. Хоть какое-то (смайл). А то после многочасового сидения в компьютерном кресле тело ощущаться перестает.
И вот он, контроллер для серьезных нагрузок, гвоздь программы – Wii Fit Board. Этот девайс чем-то напоминает напольные весы, он ориентируется на распределение массы по поверхности и анализирует положение центра тяжести у юзера. Fit Board был выпущен одновременно с Wii Fit – пакетом программ, в который входят игровые упражнения и, хм, просто упражнения.
Виртуальный тренер, отслеживание веса и формы, коррекция нагрузок – все серьезно. Не хочу расписывать это словами, лучше ведь один раз увидеть, чем сто раз услышать, – посмотрите ролик на сайт Nintendo (www.nintendo.ru/wiifit, короткая версия). А игровые упражнения – это когда мы совершаем движения, управляя персонажем в игре. На сноуборде катаемся, например. Мое краткое IMHO: самый нескучный тренажер из всех, что я видел.
Оригинальные игры для Wii
Говорят, что для японской консоли сделано слишком мало игр. В том смысле, что спортивные симуляторы, аркады (по большей части продолжения классических приставочных игр) и простенькие экшены, чья графика обусловлена слабыми мощностямиWii, – это как-то скудно по сравнению с пышными букетами анонсов, которыми ежемесячно и еженедельно потчуют игроделы обладателей ПК и консолей от Sony и Microsoft . Только и хватает, чтобы срамоту прикрыть.
Не хочу никого переубеждать, но привести другую точку зрения стоит. Вам, должно быть, известно, что Шекспир утверждал, будто существует всего двенадцать сюжетов для пьесы, а значит, бесчисленные книги и фильмы суть пересказ одних и тех же историй в разных декорациях и с разными героями. Пауло Коэльо выступил еще радикальнее, сократив (обобщив) число сюжетов до четырех, а область повторов расширив с подмостков до жизни в целом. Так вот, если посмотреть под этим углом на процесс игры, мы увидим нечто похожее.
Так ли много игр для ПК и консолей, если отталкиваться от геймплея? Вот, например, есть шутер, который придумали в страшно вспомнить каком году, Wolfenstein 3D. С одной стороны, это как бы первая игрушка в жанре шутера, но в то же время все стрелялки от первого лица суть одна и та же игра, прогулка по коридорам с набором пушек и отстрелом монстров, где маршрут определяют триггеры (в первых игрушках они были бесхитростно изображены в виде ключей и дверей). Кто-то скажет, что нет, в FPS разные истории и предыстории, разные пушки и разные наборы приемов, разные пространства.
Но вот давайте возьмем футбол, два матча, – скажем, римское дерби и лондонское. У каждого противостояния своя история, стили игры команд принципиально отличаются (не говоря уж об отличиях английского и итальянского футбола в целом), поля разные (не уверен, но говорят, будто в Англии поля меньше, чем везде в Европе, что отчасти обусловливает характерный скоростной и силовой футбол), и в каждой игре свой сюжет. Так что, с одной стороны, это совершенно разные игры, а с другой – одна. И никто не говорит об играх «в стиле футбол» почему-то.
Другой пример. Как соотносятся «Дюна» и жанр Real Time Strategy – это одна и та же игра или набор разных? Ну, тут вроде я точно загнул. Как можно собрать в одну кучу такие проекты, как Total War, StarCraft и DotA? Там и правила отличаются! Оно, конечно, как бы да. Но если подумать, то вроде и нет. Есть же разные игры на бильярде – снукеры там, «девятки» и так далее, но никто же не говорит об играх в «жанре бильярд»?
Ну да, вы уже поняли, куда я клоню: опять имеем некорректное сравнение, причина которого – узкий взгляд на современные видеоигры. На Xbox, PC и PS мы имеем много игр с похожим геймплеем, где декорации и сам игровой процесс эволюционируют вместе с ростом вычислительных мощностей, а на Nintendo куча проектов с разным, необычным игровым процессом, но при довольно слабых графических возможностях консоли. Причина столь принципиального различия снова в том, что у Nintendo появился новый, дающий игроку и разработчикам игр огромные возможности манипулятор, в то время как ПК и две самые популярные консоли традиционно прирастают флопсами.
Качество и цена
О чень много слов уже сказано и написано по поводу цены Nintendo Wii – отчасти она действительно завышена. Ситуация примерно такая же, как с Apple: в далеком забугорье эти девайсы стоят принципиально других денег. Разумных. У нас традиционно берется наценка за понт или еще за что-то. Получается, что выписывать девайс в заграничном интернет-магазине получается дешевле, чем покупать его здесь у поставщика, хотя, казалось бы, должно быть ровно наоборот.Однако находятся люди, которые утверждают, будто и вполне умеренная забугорная цена Wii не по калибру. Дескать, нет ни процессоров нового поколения, ни «крутого графона» – за что тут платить? Но на самом-то деле приставка – это не набор компонентов: целое всегда больше своих частей. Это хорошо видно на примере Nintendo DS: эксклюзивных или хотя бы редких устройств – ноль, зато как используются банальные микрофон и сенсорный экран!
Чтобы создать что-то новое, нужно и концепцию придумать, и подписать разработчиков на свежие проекты, и наладить производство этих устройств. При этом непонятно, за сколько окупятся производственные линии, поскольку Nintendo «пошла другим путем». У Wii и DS нет шейдеров и прочей яркой мишуры, которая сама себя продает, на что похож игровой процесс – не поймешь, пока не попробуешь поиграть сам.
Так что мне не кажется, что Nintendo заламывает цены. Скорее наоборот, продавать инновационные вещи широкой публике – затея рискованная. Было бы понятно, если бы компания приняла решение сделать ставку на продажу приставки моднявой богатенькой «элите» с высокой наценкой, сняла кассу и только потом, подготовив народ стратегическим ударом по самолюбию, выпустила Lite-версию консоли.
Недостатки Wii
Я не идеализирую Nintendo Wii, как может показаться. Она определенно могла бы быть лучше. Разберемся с недостатками. Подробно я их разбирать не стану, это неинтересно и совсем не приятно, но и сглаживать углы не буду. Выпускать необычный, одинокий на рынке девайс рискованно, и разработчикам пришлось его упрощать, чтобы удешевить. Увы, понимание этого факта плеера в игровой консоли не заменит. Все-таки, если, покупая игрушку, вместе с ней получаешь и медиаплеер, это смягчает боль от утраты денег (а если он еще и воспроизводит HD…). Отдавать же десять штук за устройство воспроизведения видеоигр как-то неприятно, да и у домашних понимания этот поступок не найдет.
Печально, что Wii не только не подозревает о существовании Blu-ray (как и DVD Video, впрочем), но и не умеет выводить сигнал в высоком разрешении. У нее даже цифровых интерфейсов нет, только компонент и композит. На больших телевизорах с поддержкой Full HD картинка в 700 точек по горизонтали смотрится неубедительно. Это не претензия к качеству графики, в умелых руках карандаша и бумаги достаточно, чтобы родился шедевр, – и плевать, что цвет однобитный и 3D нет. Просто, ИМХО, стоило научить приставку выводить картинку в Full HD, что умеют делать даже самые примитивные графические решения, а заодно поставить крест на наводках, которым подвержен «аналог».
Совершенно непонятно, почему у Wii нет возможности игры по сети. Может, это мне так «повезло», что ни одной игрушки не попалось? Не думаю. В Рунете нет и намека на игру, в которую на этой консоли можно было бы резаться сообща и дистанционно. Компанией – пожалуйста, на здоровье, хоть одним вимотом, хоть несколькими. Это, конечно, здорово, но не всегда есть возможность и желание кого-то зазывать домой, чтобы полчасика помахать Wii Remote. Право, это самый обидный недостаток.
Последнее, чего бы я хотел коснуться, относится скорее к играм, чем к самой приставке, но, поскольку данная странность широко распространена, сдается мне, что это какая-то хитрая политика компании. Суть вот в чем: в играх Wii, необычных и непривычных, почему-то отсутствуют хорошие обучающие уровни. Какие-то подсказки встречаются, но если хотите разобраться с игрой как следует – отложите джойстик и полезайте в мануал, который прилагается к игрушке вместе с коробкой. Что это, такая защита от пиратства? Или просто упущение? Да неважно. Главное, что это неприятно и это имеет место быть.
Nintendo DS
Портативная приставка Nintendo приехала на тест за компанию с Wii. Менеджеры не особенно задаются вопросом, какая может быть общая идея у обзора двух совершенно разных по сути устройств; тема «обзор устройств компании Х» кажется им логичной. И с точки зрения человека, который занимается торговлей и продвижением брендов, так оно и есть. Но с точки зрения читателя, которому своя рубашка к телу куда ближе чужих торговых марок, это неверно.
У DS и Wii на самом деле много общего, только не в количественном смысле, а в качественном. Их роднит идея, положенная в основу консоли: создание игр с необычным игровым процессом через нестандартный подход к управлению. В плане железа нет ничего необычного в недорогой, если не сказать бюджетной, DS.
Откуда взяться в девайсе за 5,5 килорублей хитрым гироскопам или панелям, определяющим положение тела игрока в пространстве? Всех аппаратных средств – сенсорный экран, микрофон да камера. Такой набор во многих смартфонах есть. Но и на базе этого скудного ассортимента разработчики ухитрились развернуться так, что мама не горюй. Признаюсь, что как следует поиграть, почти пройти, мне удалось только одну игру – это The Legend of Zelda: Spirit Track, но увиденное впечатлило. Внимание, далее – спойлеры.
В начале игры нам дают один намек на то, что будет дальше: спутник главного героя прямым текстом просит его позвать девушку, которая находится в соседней комнате за запертой дверью. Что делать, понять несложно: кричим в микрофон, и она вступает в диалог. А потом в этой адвенчуре, полной разных ребусов, необычные ходы начинают попадаться безо всякого предупреждения. Когда их находишь, появляется забытое ощущение озарения, которое так радовало, когда компьютерные игры были молоды и не затасканы до неприличия.
Например, я долго не мог погасить факелы перед дверью, чтобы открыть проход: и мечом героическим махал, будто Зорро, и какие-то приспособления юзал – все без толку. Вдруг, посреди полного отупения, осенило: поставил героя лицом к огню и дунул в микрофон. Сезам открылся!
А вот другая задачка из той же серии: в конце подземелья нашел нужную карту с отметкой, но она оказалась прикреплена к стене. AI-компаньон настаивал, что мне следует перенести отметку на свою карту, и никуда из комнаты не выпускал. Мозги в узел завязались, пока догадался. И знаете, что надо было сделать? Вывести найденную карту на верхний экран, свою – на нижний, а затем… закрыть консоль. Сложить. Экран к экрану. После того как я открыл ее, пятно с верхней карты отпечаталось внизу. Эврика!
Вот так необычно, аж волшебно, выглядит в деле незатейливая с виду DS. После нее портативная PlayStation – не более чем джойстик с дисплеем посередине. Технические характеристики и модные возможности приставки в остальном не впечатляют, но зато она может подарить игроку ощущение новизны. Сколько шейдеров в игрушку ни пихай, такого эффекта не добьешься.
Заключение
Если вы, дорогой товарищ, разочаровались в играх и уже не ходите за новинками в магазин и даже на трекер, а рыщете по ресурсам с допотопными проектами, надеясь найти игру, до которой у вас в тыщавосемьсотлохматом году руки не дошли, – попробуйте поиграть во что-нибудь на Wii. Не факт, что понравится, но пачку свежих впечатлений получите точно.
А заодно удостоверитесь в том, что это не вы постарели и утратили к игрушкам интерес, а индустрия долгое время скатывалась к штамповке однотипных продуктов. Лишь Nintendo не хотела мириться с ситуацией и решила сделать нечто новое, непохожее на все остальное. Скажите, кто рискнет инвестировать миллион килограмм золота в новый проект, который непонятно, выстрелит или нет? Куда проще спрогнозировать кассу, которую соберет вторая часть уже проверенного блокбастера.
Еще одно отличное применение Wii – полуспортивные пятиминутки. Размять обмякшее в кресле тело, затекшие на мышке суставы. Переключить обалдевшие от обработки данных мозги на что-то динамичное и генерирующее адреналин. Лично мне сохранять бодрость помогали перерывы на пару боев в Quake 3, но играть в спортивный симулятор на Wii определенно лучше. И полезнее.
Минус последней консоли Nintendo в том, что это всего лишь консоль, хоть и необычная, с элементами тренажера. Нет плеера, и тем более нет медиацентра, хотя кое-какие дополнительные функции у девайса имеются. Если быть точным, то по факту одна: возможность серфить в интернете. От всяких каналов можно было и отказаться, коль скоро есть полноценный браузер.
Ну а DS – упрощенный Wii. Карманная приставка с оригинальным, пусть и не «спортивным», управлением и вытекающим из него необычным геймплеем. UP