В прошлом году никаких принципиальных прорывов на рынке не было, несмотря на то, что подавляющее большинство сайтов соответствующей тематики («Мы возьмем вас в волшебный мир высоких технологий и вообще всякое интересное покажем!») постоянно рассказывали о новых разработках, результатах НИОКР и прототипах различных устройств. Если ориентироваться исключительно на количество анонсов различных новинок, еще далеких от серийного производства, то можно было подумать, что вот-вот нас захлестнет вал всевозможных девайсов, аналогов которых на наших столах еще не стояло и в карманах не лежало.
Но нет! Вместо радостных новинок нам весь год давали процессоры с повышенной тактовой частотой, винчестеры с большим количеством гигабайт и видеокарты, увешанные кулерами с ног до головы, просто потому, что все процессоры на них вместе с памятью были разогнаны производителем настолько, насколько хватило смелости. То есть движение было, но, как мы уже неоднократно сообщали, преимущественно эволюционное. Прорывов и инициативных программистов верхом на броневичках как-то не наблюдалось.
Но меж тем ситуация обещает в скором будущем начать меняться к лучшему — по нескольким причинам. Во-первых, предыдущая волна разработок уже себя вполне окупила и даже прибыль принесла, а это означает, что имеет смысл ожидать новой, следующей волны.
Предыдущая волна — это, собственно говоря, то, чем мы сейчас пользуемся, — начиная от стандартов записи данных и заканчивая технологиями, которые используются в жидкокристаллических дисплеях. Все эти технологии появились, по меркам современной компьютерной индустрии, уже очень давно (помните, когда начали продаваться первые LCD-мониторы? А помните, сколько они стоили поначалу?), но в них были вложены очень существенные деньги.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки — тот самый пресловутый НИОКР, которым так гордился СССР (и, надо сказать, заслуженно гордился), на самом деле стоят очень больших денег и отнимают время, при всем том, что далеко не каждая разработка, доведенная до состояния «пре-релиза» затем запускается в серию. А из тех счастливцев, кто все-таки попадает из лабораторий на конвейер, прибыльной оказывается даже не каждая третья железка. Вся деятельность, которая на выходе не дает нечто хорошо продающееся, как вы понимаете, стройными рядами отправляется в графу «Убытки», а задача любой производственной структуры — заработать денег. Так прогресс устроен. Возможно, к сожалению.
Про стандарты и говорить нечего — вон их сколько разрабатывают, люди тратят деньги на то, чтобы уговорить как можно большее число компаний их поддерживать и как можно большее число пользователей — их использовать, но на выходе все равно стандартов, которые идут в массы, в разы меньше, чем придуманных и в той или иной степени оплаченных этими самыми массами. Вот и приходится производителям закладывать в стоимость популярных разработок цену разработок, которые так и не стали окупаемыми. А что делать — так весь бизнес устроен.
Как вы понимаете, оперативно окупить такие развлечения невозможно, поэтому индустрия вынуждена придерживать удила своих изобретателей и рационализаторов. При желании можно новые технологии выбрасывать на рынок уже в виде готового продукта едва ли не ежемесячно — но это будет чрезвычайно нерентабельным занятием, да и продукты неизбежно окажутся малоупотребимыми в хозяйстве. Ибо каждый девайс — это результат не только работы инженеров и конструкторов, но также и следствие договоренностей одних организаций с множеством других организаций.
Но рано или поздно все, даже самое хорошее, завершается. В данном конкретном случае мы наблюдаем завершение очередного цикла окупаемости десятка распространенных стандартов и порядка пятидесяти распространенных технологий. Все, все вложения в эту технику отбиты, потребители успели приобрести предложенное в нужных количествах и наступает тот волнующий момент, когда на рынок можно выводить принципиально новые технологии. Пользователь созрел, он их купит.
Во-вторых, пользователь не только созрел для новых технологий, но уже даже несколько притомился покупать устройства на основе старых. Ему уже хочется теперь новых, прикольных, а не просто функциональных аппаратов — кстати, именно поэтому так пышно расцвел моддинг, оверклокинг и прочие неформальные способы отношения с компьютерами. Пользователю уже недостаточно, что в его MP3-плейере 20 гигабайт дискового пространства, теперь ему хочется чтобы эти 20 гигабайт были маленькими и совсем без движущихся частей, а работали от одной батарейки хотя бы несколько дней. Ему теперь много чего хочется, его избаловали производители.
А производители и рады. Наверное, далеко не все наши читатели представляют себе, что это такое — перевод конвейера по производству материнских плат одного типа на производство материнских плат другого типа. Безусловно, алгоритмы этого перевода давно отработаны, проверены многократно в боевых условиях и т. д. и т. п., но ведь процесс от его многократного повторения совершенно не обязательно становится более простым. Как следствие, затевать изменение линейки продукции никто просто ради того, чтобы сразу задействовать перспективную разработку, не будет. Это, понимаете ли, экономически неэффективно даже с этой точки зрения, но сейчас-то ситуация иная. Сейчас можно инвестировать в обновление производства — все окупится!
Наблюдается активное движение, по результатам которого можно сделать вывод, что момент разработчики технологий сочли в виде исключения перспективным для вывода на рынок новых категорий устройств. Как, наверное, уже все обратили внимание, компания Intel активнейшим образом двигает на всех перекрестках стандарт WiFi, устройств, которые стандарт этот поддерживают, появляется все больше, цены на все это хозяйство падают и вообще — всем он нравится, так как, судя по всему, действительно оказался удачным. Bluetooth тоже пошел в массы, хотя старт его был мучительным и долгим… DVD в настоящее время находится на взлете своей популярности и с незначительными изменениями просуществует еще достаточное количество времени — аккурат до тех пор, когда потребителю будет предложен стандарт хранения данных более выгодный с точки зрения соотношения удобство/стоимость.
Собственно говоря, такой стандарт при желании можно было бы и сейчас запустить, но вот только смысла никакого нет — еще далеко не все фильмы проданы на DVD, да и проигрыватели можно народу еще пару раз продать… Ситуация с поддержкой стационарными DVD-проигрывателями дисков в формате MPEG-4 очень наглядно иллюстрирует эту идею: ну вот скажите мне, почему полтора года всех кормили обещаниями таки организовать корректную поддержку этого самого несчастного MPEG-4 и только месяца полтора назад наконец одной компании это удалось? Думаете, эту задачу было сложно решить технологически? Да о чем вы — современные бытовые плейеры читают такое количество самых разных форматов, включая всякие раритетные, что добавить в прошивку еще один не составляет особого труда. Но если добавить его сразу, то проигрыватель купят один раз, а если добавить его через несколько лет после начала массовых продаж вышеупомянутых девайсов, то некоторые не удержатся и купят его еще разок…
Но все вышеперечисленное — это новинки, которые основаны на уже достаточно распространенных и распиаренных к настоящему моменту стандартах. А помимо них на рынок сейчас начинают выводить продукты, основанные именно на тех прототипах, по поводу которых еще пару лет назад можно было только повздыхать, глядя, как мудрые дяди показывают их всем на выставке с безопасного расстояния.
Один за другим появляются ноутбуки с трехмерными дисплеями. Это сейчас они стоят под три с половиной тысячи долларов, а спустя год цены на них упадут в два раза и, что немаловажно, — разработчики ПО начнут всерьез учитывать факт наличия таких ноутбуков на руках у населения.
Появятся трехмерные жидкокристаллические мониторы, на которых можно будет с комфортом играть в настоящие трехмерные игры. Начали продаваться ноутбуки (вот тут давеча NEC выпустила такую модель, правда, к сожалению, пока не ясно, когда она доберется до нашего рынка), где роль динамиков исполняет сам дисплей, а за басы отвечает встроенный в машинку сабвуфер. Согласитесь, нетривиальная с точки зрения текущего состояния рынка идея — но зато насколько перспективная!
Эпоха становления ПК как категории заканчивается. Начинается период (причем он действительно вот прямо сейчас начинается), когда вводные технологии, призванные приучить конечного потребителя к компьютерам вообще свой срок уже отработали и компании начинают одна за другой доставать из загашника технологические решения, которые даже сегодня порой кажутся фантастикой. Да, еще какое-то время они будут стоить много денег, да, нам предстоит еще множество разочарований, связанных с просчетами как производственных подразделений крупных компаний, так и их маркетинговых отделов, да, ситуация может еще не раз принципиально изменится.
Но одно можно утверждать сейчас с уверенностью: рынок потребительских высоких технологий меняется. Тот этап, когда само по себе наличие качественного изображения, большого винчестера и быстрого процессора заканчивается, начинается время, когда множество технологий, способных принципиально разными способами решать те или иные проблемы потребителей, будут конкурировать между собой на рынке.
Трехмерные дисплеи начнут соревноваться с жидкокристаллическими, телевизоры на жидких кристаллах оспаривать пальму первенства у плазменных панелей, а стандарты беспроводной связи внезапно встретят сопротивление со стороны бесконтактных флэш-карт, которые можно будет просто класть рядом с компьютером для передачи данных (такие прототипы уже тоже есть, и как только стоимость традиционных флэшек, к которым все уже привыкли, упадет до предельно низкого для производителей уровня, прототипы запустят в серию). А все вышеперечисленное как следствие вызовет изменение самих принципов общения с тем, что еще совсем недавно и еще вполне корректно называлось «персональный компьютер» или ПК.
P.S. В одной отличной многосерийной фантастической книге (см. врезку «Про книжку») про далекое будущее гибрид компьютера и средства любой связи независимо от размера и конкретного форм-фактора называли «коммом». Может быть, эта аббревиатура окажется удачной?
Отделившаяся часть | |
|
Про книжку | |
|
Remo