12 лет назад 2 декабря 2011 в 14:52 1038

Многие крупные веб-проекты имеют «лаборатории», где публике представляются экспериментальные продукты. Не является исключением и YouTube. Сейчас в разделе TestTube восемь проектов, предназначенных как для авторов роликов, так и для зрителей.

В отличие от раздела «Инструменты разработчика», все предлагаемые экспериментальные сервисы (www.youtube.com/testtube) рассчитаны на домашнего юзера и не будут грузить пользователя тонкостями обращения с API – для освоения любого проекта понадобится от силы пара минут. Мы тоже сосредоточимся именно на открывающихся возможностях и степени полезности того или иного сервиса для повседневной работы.

Начнем со «зрительских» проектов и попытаемся поудобнее расположиться в виртуальном видеозале YouTube. Одна из главных проблем при поиске любого мультимедиаконтента – ориентация современных универсальных машин при индексации на косвенные признаки, и прежде всего текст, сопровождающий индексируемый объект. И если в деле поиска изображений мы уже наблюдаем достаточно серьезные подвижки в сторону использования контентных технологий, при поиске видео все пока делается по старинке, и поисковики ориентируются на название ролика и аннотацию, оставленную автором.

Суть экспериментального сервиса «Поиск комментариев» (youtube.com/comment_search) достаточно точно отражена в его названии. Если стандартный поиск YouTube имеет дело только с названием ролика и его описанием, сделанным загрузившим его человеком, то здесь центр внимания переносится на комменты. Такой подход действительно способен принести ценные результаты, поскольку в комментариях зачастую можно почитать о сути видео гораздо больше заложенного автором.

Да и для неявных запросов подобный поиск подходит куда лучше стандартного. Благо фильтровать индексируемый материал Google умеет, и совсем уж бессодержательные комментарии в результаты не попадают. Есть у этого режима и ограничения: в настоящее время он работает только с недавними сообщениями, поэтому количество ссылок по тестовым запросам относительно невелико.

Не секрет, что поиск музыкального видео достаточно популярен у пользователей YouTube. В то же время стандартный поиск видеохостинга не всегда справляется с такой задачей. Конечно, если вы точно сообщите название композиции и имя исполнителя, нужный ролик будет найден.

Некоторые проблемы возникают обычно при желании ознакомиться и с другими видео заинтересовавшего исполнителя или же видеоверсиями одной композиции от разных исполнителей. Простой перебор результатов может быть довольно трудоемким, поскольку в списках хватает информационного мусора: самодельных слайд-шоу под музыку, любительских перепевов и просто роликов отвратительного качества.

Следующий сервис, «Музыкальные открытия» (youtube.com/disco), предназначен именно для облегчения решения таких проблем, он оптимизирован специально для поиска качественных видеоклипов. Как и стандартный поиск, он принимает в качестве запроса название композиции или имя исполнителя. При этом розыскные мероприятия ведутся только среди музыкальных роликов, в чем несложно убедиться, осуществив аналогичный поиск с помощью «обычного» YouTube.

Отличается и окно результатов – вместо демонстрации стандартной страницы со списком ссылок начинается немедленное воспроизведение наиболее релевантного ролика. В плей-лист же сразу добавляются остальные результаты, подходящие под условия запроса, преимущественно видеоклипы найденного исполнителя. Если говорить о субъективных ощущениях от данного сервиса, то он достаточно удобен. «Попадания» вполне точны, а «шума» по сравнению со стандартным поиском гораздо меньше. Хорошее средство знакомства с новым артистом – практически без усилий вы сразу увидите подборку его видеоработ.

К «зрительскому» блоку также относится инструмент Feather (youtube.com/feather_beta). Это «перышко» больше работает с технической стороной видеохостинга. При его активации включается особый режим демонстрации роликов, подчиненный максимальному ускорению работы ресурса и всемерному снижению нагрузки на интернет-канал пользователя. Какие же изменения происходят в этом режиме? Во-первых, боковая панель плей-листа сокращается до пяти роликов. Упрощается внешний вид комментариев, а также убираются все дополнительные кнопки, кроме самых необходимых («Нравится» / «Не нравится» и «Сообщить о нарушении»).

Инструменты управления плеером остаются без изменений. В результате оптимизации скорость обновления самой странички, равно как и плавность воспроизведения видео, заметно возрастают. В целом это отличное решение для просмотра видеоконтента на нестабильном или просто медленном интернет-канале.

Кроме того, минималистичный интерфейс не отвлекает от просмотра видео, что многим юзерам может показаться удобным. Честно говоря, логика такого подхода к просмотру лично мне импонирует, поэтому режим Feather вполне можно рекомендовать к использованию в каждодневной работе всем сторонникам тезиса «Удобное – это не то, к чему нечего добавить, а то, от чего нечего убрать».

«Видео HTML 5» (youtube.com/html5) также затрагивает технологические аспекты работы с «гугловским» видеохостингом. При активации этого режима стандартный Flash-плеер на страницах YouTube заменяется на экспериментальный, построенный на технологиях HTML 5. Поддерживаются ролики WebM, H.264 и тег Video. Таким образом, все современные версии популярных браузеров не должны испытывать проблем с воспроизведением. Важный нюанс этого проекта в том, что он может действовать в одной связке только с уже знакомым нам TestTube Feather, поэтому от участия в других экспериментах YouTube придется отказаться.

После активации этого сервиса никаких изменений в интерфейсе или поведении проигрывателя, о которых стоило бы отдельно упоминать, не наблюдается. Меняется только технология включения мультимедиа. Временные, как уверяют разработчики, ограничения экспериментального проигрывателя связаны только с возможными глюками в полноэкранном режиме (в некоторых браузерах видео будет увеличиваться лишь до размеров окна), а также несовместимости с роликами, содержащими внедренную рекламу, – в этом случае произойдет переключение на стандартную Flash-версию плеера.

Помимо «пользовательских» сервисов на TestTube присутствуют и полезные инструменты для тех, кто размещает ролики. Субтитры для онлайновых роликов выполняют несколько важных функций: они не только поясняют происходящее в кадре, но и улучшают «заметность» ролика при индексировании. «Редактор титров» (captiontube.appspot.com) – это не что иное, как построенный на Google Apps Engine сервис Caption Tube, о котором мы рассказывали в начале этого года.

С его помощью можно манипулировать как собственноручно загруженными роликами, так и любым видео, к которому открыт свободный доступ на YouTube. Собственно процесс создания и редактирования субтитров достаточно прост, поэтому его освоению, скорее всего, не помешает даже отсутствие перевода интерфейса на русский язык. «Редактор титров» оснащен таймлайном, инструментами настройки скорости субтитров, а также позволяет экспортировать субтитры в форматах SubRip или SubViewer.

Есть на TestTube и собственный онлайновый видеоредактор с незамысловатым названием «Редактор видео» (youtube.com/editor). Его возможности достаточно скромны, но полезны. В качестве фрагментов нового видео можно использовать собственные видеоролики, загруженные на YouTube, а также любые ролики, распространенные по лицензии Creative Commons. Импортированные видео можно располагать в нужном порядке на панели таймлайна, нарезать из них нужные фрагменты. Кроме того, доступен набор различных эффектов перехода между ними.

Мы уже писали о «трехмерных» экспериментах YouTube. Тогда мы рассматривали их с точки зрения зрителя. Сейчас же самое время познакомиться с возможностями создания такого контента. Почувствовать себя немножко по-кэмероновски можно с помощью сервиса 3D Video Creator (youtube.com/editor_3d), который предназначен для самостоятельного изготовления 3D-роликов в онлайне. Основой служит снятый пользователем контент.

Требования к применяемому железу вполне демократичны. Использовать можно любые камеры, главное, чтобы они имели максимально схожие характеристики, а вообще-то желательно, чтобы они были одинаковыми. Еще одно требование – более-менее надежная фиксация камер по горизонтали друг к другу.

Скрепив камеры, снимайте нужный вам сюжет самым обычным образом – понадобится только следить, чтобы фокусы у обоих аппаратов в этом процессе максимально совпадали. Само собой, следует избегать смещений камер относительно друг друга. Следующий этап – загрузка обоих полученных видео на YouTube. В онлайновом редакторе останется выполнить только несколько простых операций по их совмещению в едином произведении.

Сначала выбираем в списке своих роликов загруженные парные видео и перетаскиваем их на окошки «Левое» и «Правое». Если они были сняты максимально аккуратно, то все остальные операции будут выполнены автоматически. От пользователя понадобится только придумать заглавие для нового ролика да нажать кнопку «Опубликовать». Закладки «Синхронизация по времени» и «Вертикальное выравнивание» потребуются только в тех случаях, когда вам не удалось обеспечить идеальные условия съемки своего сюжета.

Первая закладка позволяет обработать сдвиги по времени двух роликов, которые могли произойти при неодновременном включении съемки на используемых камерах. Опция полезная, поскольку при работе со стереоустановкой, собранной «на коленке», синхронизация спуска обеспечивается не всегда.

Синхронизировать можно как вручную, самостоятельно подобрав значение разбежки в миллисекундах, так и в автоматическом режиме. В этом случае редактор будет ориентироваться на звуковые дорожки и попытается синхронизировать видео по записанному звуку. «Вертикальное выравнивание» поможет, если какая-либо камера во время съемки сместилась, соответственно, по вертикали. Здесь также можно положиться на автоматику или же выставить нужные значения вручную, в процентах.

Сервис «Статистика для зрителей» (google.com/videotargeting/ifa/buildQuery) дает любопытные сведения об аудитории YouTube, а также будет в определенной степени полезен при планировании собственной деятельности по публикации роликов. Главная страница ресурса предлагает набор фильтров, с помощью которого можно описать нужную вам аудиторию. Доступные параметры – пол, возраст и географическое расположение. Далее выбираем из каталога нужные тематические категории.

Иерархия категорий пусть и не очень подробная, но вполне понятная. Выдача содержит ряд диаграмм, в которых показывается распределение по возрастному признаку в указанном вами диапазоне, а также общая диаграмма интересов аудитории по выбранным вами темам. Нулевая точка отсчета в данном случае – интересы «среднестатистического» пользователя YouTube. Кроме того, на странице отображается список роликов, популярных у изучаемой аудитории.

Если оценивать сервисы TestTube в целом, несложно заметить ориентацию на максимально понятные решения. Это вполне логичный подход – аудитория у YouTube «массовая», поэтому перегружать предлагаемые инструменты усложненными функциями в попытке конкурировать со специализированными продуктами было бы не самым удачным ходом. В то же время при всей своей внешней простоте данные сервисы достаточно полезны, и ими можно с успехом начинать пользоваться прямо сейчас. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?