14 лет назад 27 октября 2010 в 14:02 817

Приятно, вернувшись из летнего отпуска, обнаружить в Москве не только характерную для мегаполиса суету, шум и перегруженные дороги, но и забытые за лето блага цивилизации. Прежде всего это, разумеется, мощный компьютер, способный вытянуть современные 3D-игры. Впрочем, видеокарта GeForce 8800 Ultra сейчас справляется не со всеми красотами последних шедевров игростроительной индустрии – и мощность у нее уже не рекордная, и API новых версий классический видеопроцессор G80 не поддерживает. Ну да не беда – всегда можно заехать в редакцию UPgrade и, если повезет, взять на тест что-нибудь существенно более продвинутое и современное. Например, из четырехсотой линейки тех же GeForce.

Интересно, кстати, а много ли таких людей, которым для компьютерных игр не хватает мощности референсной GeForce GTX 480? Наверное, не очень. Зато, я уверен, часто встречаются геймеры, недовольные ее сильным нагревом и шумным охлаждением. Но, в конце концов, топовые модели видеокарт холодными и тихими не бывают. Или все же бывают? У нас есть шанс это выяснить, благо фирма Zotac предоставила на тест целых две видюхи на мощнейшем на сегодня чипе GF100 архитектуры Fermi. Одна из них представляет собой топовую модель GTX 480, причем еще и подразогнанную на заводе на 50 МГц по ядру и на 100 (200) по памяти. Вторая – GTX 470, тоже слегка ускоренная.

Оба графических адаптера снабжены внушительным охлаждением, не имеющим ничего общего с референсной конструкцией. Кулер состоит из 122 алюминиевых ребер, насаженных на медные теплотрубки, коих насчитывается в общей сложности пять штук – три длинные и две короткие. Вся эта конструкция остужает исключительно видеопроцессор, а тепло от памяти и транзисторов цепи питания отводит радиатор высотой 7 мм, расположенный под основной частью кулера и обдуваемый потоком воздуха, уже прошедшим через нее.

Из-за нереференсного охлаждения карты перекрывают на матплате не один, а два соседних слота. Любопытно, на сколько конструкторам удалось понизить рабочую температуру видюх? И привело ли это к увеличению разгонного потенциала? Сейчас проверим, а заодно выясним, чем различаются 480-я и 470-я модели серии AMP! Edition. Начнем со старшей, только перед этим опишем тестовую платформу.

Итак, компьютер под управлением Windows 7 x64 основан на матплате Gigabyte GA-MA78GM-US2H, снабжен процессором AMD Phenom II X4 955 BE @ 3,7 ГГц, несет на борту 4 Гбайт памяти DDR2 (800 МГц) и жесткий диск Seagate ST3750640AS на 750 Гбайт. Железо упаковано в корпус Gigabyte Triton 180. Разрешение монитора – 1440 x 900 пикс. Драйвер ForceWare обновлен до версии 258.96. Zotac GTX480 AMP! Edition. Прежде чем начать тест, было бы интересно прогреть нашу испытуемую с помощью MSI Kombustor (эта утилита, аналог знаменитой FurMark, входит в разгонно-диагностический пакет MSI Afterburner версии 2.0.0 Beta 7).

В результате стресс-теста GPU прогрелся до 90 °C при скорости вентиляторов, равной 68% от максимальной (этот параметр регулировался автоматически). Уровень шума был существенно ниже, чем в случае с эталонной системой охлаждения, что можно смело записывать карте в плюс. Если же установить обороты двух оранжевых турбин на максимум, их подвывание уже будет слышно за шумом процессорного кулера, однако сильно действовать на нервы этот звук не будет. На 100-процентной скорости (1037 об/мин, по данным MSI Afterburner) температуру видеоядра под полной нагрузкой удается сбросить до 82 °C, что уже очень неплохо и намекает на возможность удачного разгона.

Теперь хотелось бы посмотреть на производительность самой быстрой одночиповой карты в номинале. Начать имеет смысл сразу с «Метро 2033». Выставив настройки этой требовательной к железу игры на максимум, удалось узнать, что в среднем кадры сменяются 48, а минимум 37 раз в секунду в сцене «погоня». Этого для комфортной игры более чем достаточно. Кстати сказать, с ранними версиями драйверов производительность старшего «джифорса» в подземном постапокалиптическом шутере была заметно ниже – это указано на сайте NVIDIA.

Следующая в нашей подборке тестовая игрушка «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» нагрузила видеокарту весьма сильно. Тем не менее разогнанного на заводе GF100 с лихвой хватает для игры на настройках качества «Ультра» с включенной HBAO, тесселяцией, сглаживанием и прочими радостями. Фреймрейты в четырех сценах бенчмарка составили 66 (22), 67 (38), 74 (37) и 52 (30) кдр/с (в скобках – минимальные значения).

Затем видеокарте была предложена еще одна современная игрушка – Alien vs Predator. Средняя частота кадров в бенчмарке на ее основе составила 83, а минимальная – 44 fps. Напоследок карта была протестирована в менее требовательных играх. В Resident Evil 5 (в режиме DX10) она выдала 71 fps в среднем и 60 – минимум, а в Far Cry 2, в сцене Ranch Medium, – 93 fps в среднем и 51 в худшем случае. Результаты хороши, но неудивительны – все же перед нами топовый продукт!

Завершив испытания в номинальном режиме, хотелось бы теперь нащупать потолок разгона девайсины. Это можно сделать так: запустив MSI Afterburner и выставив скорость вентиляторов на максимум, двигать ползунки, регулирующие частоты GPU и памяти, до потери стабильности. Да, при этом в фоне должен крутиться MSI Kombustor, нещадно нагружающий и греющий видеоадаптер. В процессе разгона нелишне следить за температурой видеоядра. В результате графический процессор удалось ускорить до 815 МГц (подняв напряжение на нем на 20 мВ), а память – до 2 (4) ГГц.

При этом дальнейшее повышение частот и напряжений стало опасным из-за перегрева – даже при снятой боковой стенке системного блока температура GPU выросла до 95 °C. Испытания в разгоне проводились с автоматической регулировкой скорости кулеров, и все равно оказалось, что температура GPU в играх не растет выше 70 °C. Все-таки Kombustor, FurMark и тому подобная синтетика греет видеопроцессор сильнее, чем настоящие 3D-игры, поэтому есть вероятность, что карту можно использовать и при более сильном разгоне. Но я не рискнул так делать.

Итого. В «Метро 2033» средняя частота смены кадров достигла 53 штук в секунду, а минимальная – 47. В «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» сложилась такая картина: 69 (23), 70 (38), 75 (37) и 55 (30), то есть увеличилась в основном средняя скорость отрисовки. В игре Alien vs Predator средняя частота кадров подросла до 85, а минимальная – до 48 кдр/с. «Обитель зла» пятой версии отрисовывалась со скоростью 76 (63) кдр/с. А шутер Far Cry 2 отозвался на разгон ростом среднего фреймрейта до 98, а минимального – до 54 fps. Увеличение производительности почти во всех играх оказалось заметным, но на комфортность интерактивных развлечений это не повлияло никак, потому что даже в номинальном режиме можно играть с задранными на максимум настройками.

Zotac GTX470 AMP! Edition. С ходу взяв быка за рога и измерив производительность в номинальном режиме в «Метро 2033», обнаруживаем, что на той же сцене и при тех же (максимальных) настройках качества средний фреймрейт составляет 38, а минимальный – 35 кдр/с. Отставание от «старшей сестры» вышло заметное – разница в частотах и количестве функциональных блоков в GPU дает о себе знать. В бенчмарке «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» графическая карта выступила убедительно, выдавая 54 (32), 56 (24), 60 (31) и 42 (26) кдр/с на четырех сценах.

В не особо требовательной к аппаратуре, но красивой демке Alien vs Predator средняя скорость смены кадров равнялась 70, а минимальная – 36 в секунду. Что ж, вполне играбельно. Resident Evil 5 отрисовывалась с неожиданно высокой скоростью – в среднем 77, а на минимуме 63 кдр/с, что превосходит показатели старшей видеокарты как в номинале, так и в разгоне. Far Cry 2 продемонстрировал нормальные показатели, а именно средний фреймрейт 89 и минимальный – 49 кдр/с.

Глядя на частоты обновления картинки в весьма ресурсоемких игрушках, приходишь к выводу, что разгонять видеокарту не обязательно – можно играть и так. Но попробовать все равно охота, поэтому запускаем MSI Afterburner и начинаем разгонять. В результате, приподняв напряжение на GPU до 1 В ровно (при штатном 0,962 мВ), удалось добиться стабильности под стресс-тестом MSI Kombustor на частотах 800 / 1600 / 2020 (4040) МГц (видеопроцессор / шейдерный домен / память). На полных оборотах вентилятора температура графического процессора поднялась до 74 °C, что вполне терпимо.
Ну что же, вызвал ли разгон рост производительности в играх?

Оказывается, да. По крайней мере, в «Метро 2033» теперь средняя скорость отрисовки – 44, а минимальная – 37 кдр/с. «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» тоже стал работать заметно быстрее: 63 (32), 64 (30), 70 (33) и 50 (31) fps. А вот частота кадров в Alien vs Predator не изменилась совсем, что странно, но не страшно, ибо ее и так хватает. В Resident Evil картина, опять-таки, та же, что и на номинальных частотах. А в Far Cry 2 минимальный фреймрейт подрос до 53 кдр/с, хотя средний каким был, таким и остался.

Ну что сказать по итогам теста? Есть две мощные современные видеокарты, с высоким разгонным потенциалом, качественным и негромким охлаждением. Они, правда, занимают по три слота расширения. Однако и приподнятые относительно референса номинальные частоты, и качественное исполнение говорят в пользу испытуемых. С учетом цены мне больше нравится GTX 470 AMP! Edition, если же денег не жалеть, то старшая модель выглядит интереснее (смайл). Хотя по большому счету обе очень хороши для современных игр. UP

  • Устройство: Zotac GTX480 AMP! Edition 1536MB GDDR5 384BIT
  • Тип: видеокарта
  • Видеочип: NVIDIA GF100
  • Частота видеочипа: 756 МГц
  • Частота шейдерного домена: 1512 МГц
  • Тип и частота памяти: GDDR5, 1900 (3800) МГц
  • Объем памяти: 1536 Мбайт
  • Интерфейсы: 2 x DVI, mini-HDMI
  • Подробности: www.zotac.com
  • Благодарность: устройство предоставлено компанией Zotac (www.zotac.com)
  • Устройство: Zotac GTX470 AMP! Edition 1280MB GDDR5 384BIT
  • Тип: видеокарта
  • Видеочип: NVIDIA GF100
  • Частота видеочипа: 656 МГц
  • Частота шейдерного домена: 1312 МГц
  • Тип и частота памяти: GDDR5, 1701 (3402) МГц
  • Объем памяти: 1280 Мбайт
  • Интерфейсы: 2 x DVI, mini-HDMI
  • Подробности: www.zotac.com
  • Благодарность: устройство предоставлено компанией Zotac (www.zotac.com)
Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?