14 лет назад 23 апреля 2010 в 15:56 891

А вы помните времена, когда самые главные новости высокотехнологичного рынка поступали от компаний, производящих железо? Времена, когда выход нового ускорителя трехмерной графики на годы определял дальнейшее направление развития энд-юзерской индустрии?

Еще 10-15 лет назад появление нового поколения процессоров от компании Intel становилось событием, которое можно было бы обсуждать полгода. Снижение цены на лазерные принтеры с 900 до 600 долларов порождало волну замены струйников в офисах целых регионов.

Производители софта с волнением ждали появления очередной железки, которая позволила бы им выпустить в свет игру с героями, у которых будет на полтора полигона больше, чем у персонажей в продукте конкурентов, а немногочисленные (по сравнению с нынешними временами) пользователи Сети копили на новый модем, который бы позволил увеличить скорость передачи и получения данных с 14 400 бит в секунду до 28 800. Тоже, кстати, бит. Это было круто!

Потом, после достижения железячной частью индустрии определенного порога общей производительности комплектующих, позволившего софтмейкерам не с таким трепетом относиться к каждым 10-15 процентам прибавки мощности системы, потому что в общих чертах и так все работало, постепенно с ними сравнялись по значимости разработчики ПО. Еще через пару лет в основном именно они определяли, куда развиваться индустрии дальше.

Естественно, первой из не очень равных оказалась компания Microsoft, от которой начиная с момента появления Windows во многом стали зависеть судьбы производителей железа для конечных пользователей (особенно компаний второго и последующих эшелонов). Также на многое повлияли производители игр (в которые в те времена играли в основном на персональных компьютерах, а не на приставках).

Помните, были чудесные времена, когда на коробках с игрушками прямо так и писали: «Оптимизировано для работы под операционной системой Х и на видеокарте Y?» Не одна тайваньская фирма сумела принципиально повысить уровень своих продаж просто за счет фанатов-игроков, которые хотели быть уверенными в том, что именно на этом железе потенциальный хит заработает особенно хорошо.

Впрочем, период, в течение которого софтмейкеры сравнялись по влиятельности с железячниками, а затем на какое-то время опередили их, длился недолго, потому что пышным цветом расцвел Его Величество Интернет, а вместе с ним те компании, которые обеспечивают его работу, а также предоставляемые им сервисы (см. Google).

Сейчас сама по себе Windows не утратила своей полезности, но если вы не подключены к Сети, то по современным меркам функциональность ОС уже нельзя назвать полноценной. В подавляющем большинстве новых и не очень игр для персональных компьютеров и тем более для консолей существуют однопользовательские режимы, но все чаще и чаще они выглядят как дань традиции, в то время как основной упор разработчики делают на мультиплеер.

С железячниками та же история. Например, появление нетбуков подтверждает очевидный факт: все изготовители комплектующих и электроники признали, что в наши дни производительность далеко не всегда играет доминирующую роль в продукте. Для большинства повседневных задач за глаза хватает мощностей, которые способны обеспечить устройства, собранные на базе далеко не самых продвинутых процессоров и не самых емких винчестеров, потому что все больше и больше повседневных задач можно переложить на сервисы в интернете.

Облачные вычисления – это закономерный результат синтеза интересов трех веток компьютерной индустрии: телекоммуникаций, программного обеспечения и железа. Это всем выгодно, все производители задействованы, пользователям обещаны нереальные возможности и исключительное удобство.

Безусловно, мне не по рангу судить о мотивах и целях тех мудрых людей, которые сумели создать Intel, Microsoft, Google и многие десятки других выдающихся организаций. Но, честно говоря, некий природный консерватизм мне не чужд, и, по крайней мере пока, я предпочитаю пользоваться компьютерами, в которых стоят достаточно мощные процессоры, чтобы не надо было смотреть video-on-demand через удаленные сервисы, и достаточно объемные винчестеры, чтобы я не нуждался в услугах ни одной из компаний, настойчиво предлагающих хранить мои личные документы у них на серверах.

А сейчас мы наблюдаем переход ситуации в следующую стадию развития, когда практически все сервисы, услуги, приложения и устройства становятся мало того что удаленными, так еще и ориентированными на мобильные платформы. Стремительное распространение беспроводного широкополосного доступа к Сети в сочетании с популяризацией устройств, с помощью которых этим доступом можно с удобством пользоваться, позволят хорошо себя чувствовать едва ли не всем категориям IT-фирм.

А нам остается только радоваться за высокотехнологичную индустрию, смотреть мобильное ТВ, читать электронные книжки, слушать радио по интернету в наших мобильниках – и рассчитывать на то, что от всего вышеперечисленного нам всем действительно будет польза, а не очередное зачастую бесполезное, а подчас и просто непереносимое для психики ускорение всех ритмов нашей жизни.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?