4 года назад 22 октября 2014 в 15:26 228

 

Осень – это такая пора, когда люди делают разные осенние штуки. Кто считает цыплят, кто отправляется в отпуск, кто корабли в небе жжет, а кто теребит пластиковую карточку в ожидании очередной части FIFA, потому что новая версия единственного актуального футсима из года в год созревает в конце сентября – начале октября. Да, вот так категорично – единственного актуального. К сожалению, PESсо своей простенькой физикой и аркадным мячиком безнадежно отстал. В сезоне 2010/11 FIFA в результате революционных изменений в физическом движке внезапно превратилась из специфичного и сомнительного развлечения для скучающих любителей футбола в симулятор игры в мяч и серьезную игрушку.

zahod

Спустя год рванула другая бомба – инновационная игра в защите, к которой общественность долго привыкала, но потом оценила разнообразие и осмысленность новой системы. Благодаря этим двум качественным скачкам FIFA далеко оторвалась от PES, после чего EA, в общем-то, успокоилась. Все, что выходило позже, было последующим развитием фишек FIFA12, с небольшими нововведениями и дополнениями.

1

Сложная и интересная FIFA

На сегодняшний день FIFA – одна из самых сложных и оригинальных игр вообще. Компьютерных и не только. Она постоянно требует принятия непростых решений, иногда по несколько в секунду, причем для этого нужно оценить в целом очень многогранную ситуацию.

Вот как выглядит геймплей в простом микроэпизоде. В сторону футболиста у бровки летит мяч, верхом. У нас есть следующие варианты действий: 1) остановить мяч наверняка, сократив скорость движения до нуля и, возможно, потеряв еще несколько секунд на последующую обработку; 2) аккуратно подработать мяч в нужную сторону с небольшим отскоком, вероятность брака невелика, но падает темп; 3) обработать мяч себе на ход, большая вероятность брака, но в случае удачи можно вообще не потерять скорости; 4) сыграть головой, отпасовать мяч верхом партнеру; 5) попытаться отдать мяч партнеру в ноги; 6) сбросить мяч в свободную зону под рывок себе или партнеру; 7) поставить корпус, пытаясь не пустить противника к мячу, отскок – как бог даст; 8) сильно выбить мяч куда попало; 9) пропустить мяч, дать ему уйти в аут.

Принимая решение, нужно исходить из трех вещей: характеристик игрока, оценки текущей игровой ситуации и прогноза развития событий. С оценкой характеристик, если совсем общо, дело обстоит так: легкий, хорошо скоординированный бегунок-дриблер с большой вероятностью сможет принять мяч на скорости, тяжеловесный футболист-танк при подобном маневре скорее потеряет мяч или получит неудачный отскок, так что придется потратить еще некоторое время на подработку спортивного снаряда. Всего существует 33+6 характеристик, описывающих игрока, и большинство из них или влияют на прием/обработку мяча, или важны для дальнейших действий; кроме того, важно, насколько игрок-персонаж «по руке» игроку-человеку. Также надо учитывать наличие рядом соперников и их характеристики, сильные стороны игрока-противника, расположение и движение игроков своей команды, игровую схему и тактику, характеристики этих игроков и тех противников, что будут им противостоять.

2

Например, в ситуации на скриншоте выше мяч летит в направлении восьмерки Вольфсбурга и правого форварда (ПФА) сборной Португалии, Виейриньи. Построение сборной Португалии в игре, одна из разновидностей 4-3-3, подразумевает атаки флангами за счет забегов и дриблинга атакующего игрока с пасом на центрфорварда, смещением от бровки в центр для атаки либо за счет розыгрыша мяча в треугольнике правый (левый) защитник – центральный правый (левый) полузащитник – правый (левый) форвард. В случае, когда горизонтальная атака не прокатила, подключаются игроки средней линии в лице Моутиньо, Мейрелеша и Велозу, каждый из которых способен хорошо пробить издали или вывести разрезающим пасом на удобную позицию одного из игроков первой линии после обыгрыша или горизонтальной перепасовки.

В этой конкретной ситуации лучшим решением будет попытка сделать скидку на ход открывающемуся по центру Роналду (вот тот молодой человек с протянутой рукой). Если у Рони не будет возможности для удара, он за счет своих выдающихся характеристик сможет подержать мяч и вернуть его во вторую линию. Если скидка мяча до него вообще не дойдет, Виейринью страхуют фланговый защитник и центральный полузащитник, которые должны как минимум не позволить раскатить быструю контратаку по тому же флангу и дать команде время перестроиться для защиты.

На анализ этой ситуации отведено максимум две-три секунды – столько будет лететь мяч после длинного паса. Это много. Во время прохождения защиты маневры с мячом, короткие пасы, движения для подработки мяча нужно совершать до нескольких раз в секунду. При обороне игра без мяча происходит по-другому, но думать и шевелиться приходится так же быстро. Скорость принятия и исполнения решений огромная. Напряжение нервов (необходимое для быстрой оценки постоянно и малопредсказуемо меняющейся ситуации) и мозгов чревато разбитыми телевизорами/мониторами и джойстиками, но дает и хорошую порцию пищи уму и сердцу.

Разумеется, в любую игру можно играть по-разному. В Hearthstone можно взять колоду зоолока и скидывая на стол все карты из руки подряд, в ММОРПГ можно использовать пару-тройку умений, не вникая в классовую и общеигровую механику. Также и в FIFA можно играть в бей-беги: при обороне всегда держать зажатыми «педаль газа», кнопки прессинга активным футболистом и партнерами, а после отбора или ввода мяча в игру выносить его на быстрых нападающих, тупо ломиться к воротам противника и бить, уповая на скилы футболиста. Так многие, собственно, и играют. Только это говорит не об уровне FIFA 15, а о качестве прокладки между креслом и джойстиком. А FIFA глубокая. Начиная с 12-й версии за годы, что живет актуальная версия игры, до дна не достать. Только если до собственного.

3

FIFA 15: что нового

Как ни странно, первыми обращают на себя внимание не революционные, а эволюционные изменения. Если вы подумали о графике, то я не о ней. Речь об уменьшении скорости игры и о более тщательном контроле футболистов и мяча, который разработчики улучшают из года в год.

Временной конфликт, который заложен в самой основе игры, – футбольный матч длится 90 минут, а партия в FIFA только от 6-10, – разработчики потихоньку разруливают, при этом сохраняя реалистичную статистику и событийную насыщенность. Непонятно, за счет чего, но факт. В новой версии скорости уже подобрались к реалистичным. Впервые я запустил FIFA 15 сразу после просмотра матча ЛЧ, и в глаза бросилось – скорости те же! И что еще отраднее, заработало базовое правило футбола: мяч всегда двигается быстрее игрока. Да, уже в FIFA 14 соотношение скоростей было более-менее адекватным, но в новой версии оно стало похоже на правду, так что игра в пас должна стать выгодной.

Контроль мяча на «второй передаче» стал более точным. Медленный, но точный дриблинг – хорошее подспорье и при выходе из-под прессинга, и при позиционных атаках, его улучшение тоже должно было дать преимущество командам, которые делают ставку на контроль мяча и культуру работы с ним. Увы, на деле все не так.

4

В новом футбольном году стало в разы сложнее интеллигентно вышвырнуть противника за бровку толчком, подловив его на неустойчивости, или даже просто оттеснить его от мяча. Подстраиваться под соперника надо очень тщательно. А ведь грамотная игра без мяча и раньше был непростым делом. В результате атакующий дриблинг по эффективности снова значительно превосходит пас: одним техничным футболистом группы атаки реально пройти всю половину поля соперника сквозь полузащиту и защиту, до самых ворот. Сколько играл по сетке, топорный маневр прокатывал в каждом матче по нескольку раз.

При таком балансе выигрышной схемой оказывается старый добрый «автобус» имени Курбана Бекиевича. Пасемся в обороне толпой, подстраховка на подстраховке, при перехвате отдаем мяч футболисту группы атаки и исполняем дриблинг-соло. Бей-беги? Не совсем. Мяч за шиворот защитникам отправлять не надо, пройдем и сквозь защиту. В обороне играем осторожно, чтобы не попасться на тот же номер. Прессингуем аккуратно, не открывая зоны, или вообще убираем автопереключение и оставляем опорников и защитников под управлением ПК. Их, конечно, потребуется побольше – схема игры и тактика в помощь.

5

Тактику разработчики перелопатили капитально. Улучшили? Сложно сказать. Глобально переделали – да. Дали больше возможностей менять рисунок игры прямо в ходе матча – тоже факт. Теперь у игроков под руками есть целая куча переключателей, которыми можно успешно прощелкать за тридцатисекундную паузу.

В самой игре, на поле, у нас теперь не пять, а семь уровней баланса соотношения оборона/атака. И работают они по-другому. Если раньше этот уровень определял расстояние до ворот, на котором команда переходила от атакующего построения к защитному и наоборот, и которое, соответственно, смещало зоны футболистов на поле, то теперь механика поменялась. Как – пока не до конца понятно. Все ясно только с крайними случаями.

Самое атакующее построение – это навал. В чужую штрафную ломятся все, кроме вратаря. При этом напрочь ломается расстановка футболистов, форвард легко может оказаться на позиции центрального защитника. Да там и остаться, даже когда ситуация уже позволяет выстроиться нормально.

А на другом конце ползунка оборона/атака у нас «автобус». Так режим и называется. Эшелонированная защита, все игроки на своей половине поля. Выскочишь по флагу в контратаку, и даже форвард и не стремится поддержать. Ковыляет с отставанием, ждет, когда одноклубник потеряет мяч – вдруг к нему отскочит? – чтобы потом так же одиноко с мячом затупить.

Понятно, и навал, и «автобус» – тактика последних минут. Повыбивать мяч, подержать у флажка – в общем, отстоять преимущество, не пытаясь его увеличить. Но это по идее. Пока народ массово косячит в обороне и пытается играть в безбашенный голландский футбол, «автобус» прокатывает за вполне себе тактику на игру, требуются лишь грамотная схема и подбор игроков. И доработка напильником в виде индивидуальных заданий футболистам.

6

Помните стрелочки и зоны на карте кастомной тактики в предыдущих частях? Теперь у нас есть более удобный инструмент – индивидуальные тренерские установки на игру. Например, опорнику можно поставить задачу прессинговать атакующих, перекрывать передачи или действовать по своему усмотрению («сбалансированная игра»). Фланговому полузащитнику можно велеть всегда оставаться впереди и ждать выноса, а на последних минутах заменить его игроком оборонительного толка и запереть фланг, дав тому установку отрабатывать сзади. Форварда можно проинструктировать смещаться на фланги или все время держаться в центре, бежать в прорыв за спины защитникам или ловить позицию для удара. Установок не много и не мало, и все они по делу. Отменное нововведение.

Что еще интересного? Пожалуй, достойны упоминания тренировки. Тут произошло эпохальное событие – EAизобрели дырку! В фанере. Теперь в ряде упражнений мишени заменяют фанерные щиты с отверстиями. Это отличное решение – никаких рикошетов и случайных очков, все по-честному. К сожалению, на этом радостные новости заканчиваются. Многие тренировки переехали из предыдущих частей вместе с глюками, за которые, видимо, никто даже не брался. Что ж, может, разработчики ими займутся в следующей части FIFA.

 7

Бочка дегтя 15

Поговорим про минусы. Самый идиотский минус FIFA 15, который рекламщики расхваливают как один из главных плюсов, – эмоции игроков. Что это за нововведение? Это, товарищи, новые непроматываемые, ломающие ритм игры заставки. Вы ведь мечтали посреди матча посмотреть, как корявые боты выкатывают свои пластмассовые глаза, щелкают угловатыми клювами, машут культяпками?

На ход игры эмоциональные вспышки игроков оказывают влияние очень редко и ничтожно мало. По сравнению с формой, набираемой или теряемой в процессе, или физготовностью это просто ничто. Так что в сухом остатке у нас только очередная порция непроматываемых заставок, а значит, и увеличение шанса случайно отдать пас или выбить мяч не туда, спамя кнопку для сброса непрошеного ролика.

Второй минус – косяки сетевой игры. FIFA15 взяла за моду ругаться на NAT, причем незаслуженно. Если сразу после запуска начала игры запустить сетевые матчи, все проходит как по маслу, при хорошем соединении даже без лагов и тем более фризов. А вот стоит перейти к сетевой игре после одиночной, FIFA 15 рвет соединение с соперником еще до начала матча и требует отключить NAT. То есть, видимо, имеет место некий глюк.

Ну и к жирным минусам отнесем отсутствие пользовательского турнира или хотя бы любого международного. Как прикажете обкатывать тактики и расстановки тем, кто играет сборными? Только через быструю игру, с каждым запуском перестраивая состав и выбирая тактику с установками заново.

 

Игра: FIFA 15

Жанр: футбольный симулятор

Разработчик: EACanada

Издатель: ElectronicArts

Язык: русский

Цена: 1499 руб.

Подробности: www.easports.com/ru/fifa

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?