13 лет назад 2 ноября 2006 в 12:33 227

Про такое чудное явление природы, как флэшмоб, к настоящему моменту не написал только ленивый. Подавляющее большинство газет, журналов и прочих средств массовой информации уже дали репортажик-другой про то, как замечательно нынче развлекается молодежь. Дескать, отличная задумка: собираются совершенно незнакомые люди в определенном месте и в определенное время, там совершают какое-либо бессмысленное и неопасное для окружающих граждан и мебели действие, после чего благополучно расходятся по местам постоянного проживания пить пиво, ну или крестиком вышивать. И все это вместо того, чтобы по подворотням тусовать и простых жителей зрения лишать – ну не прелесть ли?

Всеобщее благодушие по поводу флэшмобов сподвигло меня потратить немного времени на ознакомление с происходящим. Не могу сказать, что удалось раскрыть вселенский заговор пришельцев с планеты Звяк, но определенное количество мыслей по описываемому поводу появилось. Ниже изложены некоторые из них.
Для начала определимся с терминологией. Флэшмоб – это такое любопытное явление, когда некоторое количество людей собираются в одном месте, одновременно делают что-либо, не имеющее особого смысла, после чего покидают место акции.

Это самое “что-либо” может быть всем, чем угодно, – от встречи поезда парой сотен человек с одинаковыми табличками, на которых написано нечто непроизносимое, сильно напоминающее хороший пароль для входа в интернет, до синхронного постукивания жестяными банками по мостовой в непосредственной близости от какого-нибудь памятника или серьезной организации. Главное, чтобы действие было заметным, массовым, синхронным и бессмысленным (список требований довольно трогательный – не находите?). Участники процесса не должны быть знакомыми между собой, не должны разговаривать друг с другом и сразу после завершения мероприятия обязаны покинуть место происшествия (по крайней мере, так все должно обстоять в теории).

Я не собираюсь критиковать увлечения других людей, не имея на это очень веских оснований, однако скажу сразу, что идея флэшмоба мне не близка. Мне сложно понять, какой именно кайф можно испытывать, не просто совершая бессмысленные действия, но еще и делая это синхронно с большой группой незнакомых людей на публике. Ну да, собственно говоря, и ладно – не в моих личных пристрастиях дело. Нравится народу заниматься непонятно чем в большой компании – и хорошо. Как говорится, чем бы дите не тешилось, лишь бы стекла не било и стулья не ломало.

Другой вопрос, что хотелось бы поговорить о том, что собой представляет флэшмоб не с точки зрения участника, а с точки зрения тех, кто его вообще придумал, и тех, кто рано или поздно эту любопытную инициативу начнет употреблять в хозяйстве.
Начнем с того, что флэшмоб как явление стал возможен только с распространением в широких массах современных средств коммуникаций. Если их не использовать, то просто не удастся не то что много народа в одном месте собрать, но и даже сообщить им о самом факте существования такой возможности. Обклеивая фонарные столбы объявлениями, флэшмоб организовать технически невозможно.

Но есть интернет, в котором идеи порой распространяются со скоростью обмена трафиком, а удачные идеи – и того быстрее (пример – помните эпидемию игры в снежного человека с битой и мазохистски настроенным пингвином, которая прокатилась по Сети пару недель назад?). Есть и мобильные телефоны, которые позволяют оперативно координировать действия большого количества людей одновременно.

Видимо, идея собираться в одном месте и делать непонятно что в коллективе незнакомых тебе единомышленников с наличием энного количества свободного времени оказалась достаточно привлекательной для масс, чтобы в кратчайшие сроки переползти через океан и получить распространение у нас. Насколько я понял, первый официально зарегистрированный флэшмоб ТАМ прошел 17 июня 2003 года, когда группа инициативных товарищей пришла в американский магазин и начала там хором спрашивать какие-то странные коврики. Пока сотрудники магазина обалдевали и рылись в каталогах, толпа разбежалась. Чрезвычайно интересное развлечение – продавцов в недоумение ввергать.

Вся эта история с флэшмобом официально (насколько данный эпитет подходит к явлению, позиционируемому как исключительно добровольное и ни к чему не обязывающее) развивается стихийно. Есть несколько сайтов http://www.flashmob.ru/, http://www.fmob.ru/, где работают форумы, на которых планируются грядущие акции и обсуждаются уже прошедшие. Кое-какая информация по этому поводу проскальзывала в Usenet и на некоторых вспомогательных разделах больших сайтов для общения, но этим дело на данный момент и ограничивается.

Казалось бы, все здорово, никаких проблем. Люди развлекаются. Но, как это обычно в жизни и бывает, у медали есть и вторая сторона, правда не столь очевидная для окружающих. На утверждении психологов, что флэшмоб отрицательно сказывается как на психике участников, так и на психике невольных свидетелей происходящего, заостряться не будем, ибо кто и когда в нашей стране слушал врачей вообще, а психологов в особенности? Ведь у нас как принято: если пить, то пока печень не отвалится, а если развлекаться, то пока окончательно крыша не съедет. А вот про то, на что флэшмоб похож по сути своей, поговорим подробнее.

Есть такой любопытный феномен – психология толпы. Он очень сложный, про него масса именитых дядек написали огромное количество умных текстов, поэтому пересказывать их я даже пробовать не буду. Если вкратце, то человеческая толпа при определенных условиях ведет себя как единый организм, подчиняясь очень странным законам. Помните расколбас фанатов футбола в Москве перед большим экраном, когда половину Тверской разнесли к известной матери? Помните побоище в Царицыно, когда толпа бритоголовых граждан на рынке поубивала несколько человек и кучу покалечила? Все это с той или иной степенью натяжки можно назвать флэшмобами, из требований к которым был убран пункт “быть неагрессивным”. Берется идея, выбирается место – и давай буянить…

Флэшмоб – это очень удачная, можно даже сказать, элегантная высокотехнологичная система управления массами людей. Причем я далек от мысли о том, что флэшмобы – это эксперименты по управлению людьми. Нет, это действительно способ себя развлечь, если опять же смотреть на медаль только с одной стороны.
А еще, после некоторой доработки это отличный и практически бесплатный способ организации массовых беспорядков. Толпа – существо самоорганизующееся, поэтому для того, чтобы создать всем окружающим массу неприятностей, достаточно организовать два флэшмоба в одном месте, только на один из них надо подписать фанатов одного футбольного клуба, а на второй – другого.

Причем совершенно необязательно формировать флэшмоб только из представителей футбольных фанатов. Достаточно десять человек с одной стороны и столько же с другой, чтобы начались проблемы, неизбежно затрагивающие всех, кто очутится в радиусе поражения пустой пивной бутылкой. Как вы понимаете, если кому-либо придет в голову организовать подобное мероприятие, то этот “кто-либо” воздержится от оповещения всех планируемых участников о том, что повестка дня может внезапно резко измениться и придаст описанию планируемого тусняка совершенно невинный акцент. А в случае возникновения проблем найти идеолога конкретного выступления будет практически невозможно: интернет-то, при всех его недостатках, по-прежнему позволяет выступать в нем совершенно анонимно (конечно, при наличии минимальных навыков в этой области, но это, как говорится, дело наживное).

На одном из захолустных форумов (не посвященном флэшмобу как таковому, а просто форуме про все) на окраине Рунета я наткнулся на предложение некоего персонажа провести флэшмоб у входа в МИФИ (Московский инженерно-физический институт, на случай, если кому аббревиатура незнакома). Разумеется, программа флэшмоба безобидна до отвращения – прийти, что-то там такое невинное хором поделать и незаметно разбежаться. Однако этот товарищ не учел одного простого факта (а может быть, наоборот, учел?) – МИФИ – организация наглухо режимная. У нее на территории много чего интересного находится, поэтому охрана там тоже не для проформы и колючая проволока по периметру натянута далеко не с декоративными целями.

А теперь представьте себе состояние охраны (неплохо подготовленной, между прочим), которая стоит и никого себе не трогает, а тут вдруг странные люди начинают прямо напротив режимного объекта исполнять странные вещи. Как бы вы среагировали на их месте? Я бы, например, довольно нервно среагировал. А МИФИ, между прочим, это известный режимный объект. А сколько есть в Москве не менее тщательно охраняемых мест, но только еще таких, которые не особенно известны широкой публике? Есть мнение, что вполне хватает.

Ведь не зря перед проведением митингов в черте города необходимо собрать большое количество разрешений и договориться с целым спектром различных организаций – от мэрии до милиции. А флэшмоб – этот тот же митинг, только без очевидных организаторов, с неочевидными целями и, как следствие, с совершенно непрогнозируемыми результатами, преподнесенный в форме элегантного развлечения. Можно еще долго распинаться о плюсах и минусах данного увлекательного явления, но мы это делать не будем.

Со дня официального появления на свет флэшмоба прошло менее года, и это социальное явление на текущий момент находится в состоянии становления. Каким оно станет через год – никому не ведомо. Может быть, попозже народ увлечется чем-либо еще не менее экстравагантным и о некогда популярном развлечении нам будут напоминать только заброшенные форумы в интернете. А может быть, и нет, но тогда я уж точно не берусь предсказывать, чем дело кончится. Вариантов много.

Или все-таки набрать команду единомышленников и пойти на Лубянку помолиться тому месту, где памятник товарищу Дзержинскому стоял? Хотя нет – могут не оценить. Или наоборот. Это уж как повезет.

Возможности времени

 

Интернет как средство связи дал зеленый свет появлению на свет самых различных социальных образований.

Возможность оперативного и перекрестного контакта большой группы людей, независимо от их местонахождения, дает возможность совершать такие вещи, которые ранее не было никакой возможности сделать.

Еще десять лет назад общение в реальном времени между Россией, Америкой и Новой Зеландией было доступно ну разве что топ-менеджерам крупных компаний, да и то – исключительно по делу и за большие деньги.

А теперь – приходишь домой, заводишь шарманку, то есть, простите, компьютер, и висишь всю ночь напролет в видеочате с людьми, расстояние до которых измеряется тысячами километров. И все удовольствие – всего за 30 долларов в месяц.

Господа, цените возможности, которые нам предоставляет эпоха. У наших родителей таких возможностей не было.

Интересно только, какие возможности будут у наших детей? Если повезет – даже посмотреть получится.

 

Распределенное

 

Следующая стадия развития флэшмобов тоже вполне предсказуема.

Если сейчас фишка заключается в том, чтобы собрать группу товарищей в одном месте, то логично было бы предположить, что собрать несколько групп товарищей в нескольких местах (причем как в рамках одного города, так и сразу в нескольких) и по сигналу начать делать нечто синхронное и совершенно бессмысленное еще веселее.

Правда, для реализации этой затеи необходимо потратить некие усилия на дальнейшую популяризацию идеи, но есть мнение, что за этим дело не станет. Если кто-то сам по себе флэшмоб сумел распиарить, то уж аддоны к нему пойдут вообще на ура. Так что ждем нововведений.

Интересно, может, действительно в этом есть некий кайф? Почувствуй себя частью стада? Или общности?

Или коллектива? Боюсь, все равно все сведется к стаду, ибо толпа, как известно, ведет себя далеко не как ее самый разумный представитель, а наоборот…

Кстати говоря, по поводу памятных беспорядков на Манежной площади: до сих пор так и неясно, почему вдруг толпа народа начала вести себя настолько неадекватно.

Перевернутые и сожженые машины, разбитые витрины и окна, поломанные ларьки – не слишком ли много для неорганизованного выступления наших бухих сограждан?

К сожалению, что в тот день произошло на самом деле, мы, вероятно, не узнаем никогда. Интересное часто остается за кадром.

Так устроен мир.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?