12 лет назад 16 октября 2006 в 17:21 96

Очередной аудиоплейер в малом весе, foobar2000 (чуть больше 1 Мб), создал Peter Pawlowski – разработчик, который принимал участие в написании третьего “Винампа”. Если помните, не так давно я описывала аудиоплейер 1by1 (который и до 50 кб не дотягивает) и рекомендовала его владельцам совсем слабеньких машин; так вот, foobar2000 хотя и значительно потяжелее 1by1 будет, однако же большинство известных монстров-проигрывателей уступают по позиции веса и ему.

Кроме призового места, которое foobar2000 занимает по весовой категории, у него в активе довольно-таки аскетичный интерфейс (вспоминайте Apollo), скромные запросы в отношении оперативки и изначальная поддержка нескольких популярных форматов (напоминаю, что 1by1 поддерживает только MP3, но расширяется плагинами Winamp) – WAV, AIFF, VOC, AU, SND, Ogg Vorbis, MPC, MP2, MP3.

Плейер foobar2000 оснащен сканером ReplayGain (нормализация громкости звучания), поддерживает горячие клавиши. Может он поддерживать и CDDA, в него может быть встроена кучка декодеров (MPEG-4 AAC, FLAC, Monkey Audio), но скачивать аддоны придется отдельно. Плагины, которые, впрочем, весят не так уж и много (каждый в пределах 10-130 кб), скачать можно, зайдя в раздел Components сайта программы. Плейер также предоставляет неслабые возможности по настройке плей-листов (кстати, плей-листы он умеет проигрывать довольно внушительные), конвертирует в WAV (для расширения этой возможности также необходимо прогуляться в раздел Components).

Кроме этого, на сайте программы можно скачать плагин, установка которого обеспечивает быстрый доступ ко всем музыкальным альбомам, находящимся на диске, – вся информация отображается по принципу древовидной структуры; плагин, который позволяет быстро редактировать тэги и переименовывать файлы; плагины, которые позволяют проигрывать композиции прямо из архивов (Zip, GZIP и RAR), осуществлять расширенный поиск, сравнивать две композиции, осуществлять прожиг (поддерживается инструмент Nero Burning ROM, который может быть инсталлирован дополнительно).

Да, кстати, если вы обнаружите, что плейер отжирает слишком много памяти, не надо сразу же кидаться в мое “мыло” большими булыжниками; подумайте, чем может быть вызвана подобная оказия, например, отключите ресемплер, ибо foobar2000 по определению больше 2 Мб съесть не может.

Некоторые права уже защищены

Вся музыка должна распространяться за деньги, то есть принадлежать к категории shareware. Как и в случае с “шароварным” программным обеспечением, если вы хотите приобрести музыкальную композицию или альбом, вы не откажетесь от возможности ее прослушать, записать на болванку другу, потерять, продать, выменять на сливочное масло. Вы ее купили и точка – она ваша. Несмотря на то, что музыкальная индустрия диктует нам обратное, “недорогой” путь от музыканта к аудитории найти можно, а правило “только мегахит приносит ощутимые прибыли” – опровергнуть, тем самым сохранив так называемое музыкальное разнообразие.

Музыканты хотят, чтобы их контролировали, но при этом они хотят еще и наслаждаться процессом реализации своей музыки, а не страдать оттого, что у них, ее создателей, отбирают все права на ее распространение. Систематическое разрушение (буквально) их жизни недопустимо и даже опасно, ибо опасно так нехорошо шутить с людьми, способными совершать революции. Творческий потенциал должен поощряться, ныне существующая система All Rights Reserved слишком строга – в значении “однобока”. Мы поддерживаем инициативу Some Rights Reserved некоммерческой организации Creative Commons, цель которой – устранение юридических барьеров, которые чинят творческим людям и деятелям культуры различные ассоциации.

Вот приблизительно в таком ключе излагает основные принципы работы своей компании Magnatune (magnatune.com) ее владелец – Джон Бакмэн. Но здесь нужны некие пояснения. Magnatune, несмотря на то, что проект имеет к оффлайну самое приблизительное отношение, его создатель называет рекорд-лейблом, лейблом в интернет-реальности: здесь в свободном доступе для скачивания (за умеренную плату) предоставляются файлы в формате MP3 или потоковое аудио. Но чем, спросите вы, он отличается от платного онлайнового сервиса, воспользовавшись которым любой желающий может прикупить себе пару музыкальных альбомов или дисков с фильмами или закачать понравившуюся песню по доллару за штуку?

Сразу же на ум приходит и нашумевший “яблочный” iTunes, который в самое ближайшее время подружится и с Windows; и аналогичный ему первый клон, который только что запустила компания, не первый год выпускающая небезызвестный комбайн MusicMatch Jukebox (сервис будет работать по тем же принципам, причем любопытно, что MusicMatch Jukebox комплектуются “яЯлочные” iPod); и даже проект Тайваньской компании (Movie88.com), распространявшей чуть больше года назад за смешные деньги кинохиты, используя технологию потокового видео от RealNetworks.

Но нет, дорогие друзья, с Magnatune история совсем другая и более интересная. Возьмем за основу тот факт, что любая компания, желающая распространять музыку или фильмы через интернет, то бишь не продавать носители (диски, кассеты и проч.), а предоставлять возможность таковой контент скачивать, должна действовать строго в рамках закона. Исключаем из этого уравнения пиринговые сети, ибо упоминание о соблюдении каких бы то ни было копирайтов здесь подобно рогатому, помянутому к ночи, и получаем два способа соблюдения законности.

Первый способ стандартный, как в случае с вышеупомянутыми друзьями, – артисты получают один банан (!), ассоциации получают десять бананов, компания, владеющая сервисом, получает пятьдесят бананов, и в целом все довольны до той поры, пока какой-то ассоциации не захочется количество бананов слегка увеличить. Вон, тайваньцы недолго витаминчики кушали: MPAA (Ассоциация кинокомпаний Америки) пообещала предприимчивых товарищей прикрыть, и прикрыла. А потому что всякий дурак может организовывать кинослив по доллару за единицу, а договориться с ассоциацией может только умный. Второй способ, который как раз и выбрала Magnatune, основан на методе от противного.

Коли онлайновые платные сервисы пользуются успехом у завсегдатаев Сети, почему бы не помочь, наконец, артистам получать действительно заработанные ими деньги (по труду, как говорится), а не довольствоваться теми подачками, которые им перепадают с барского плеча лейблов и ассоциаций? Ну да, все правильно, честно, а как же мы, потребители, опять спросите вы? Нам-то что за интерес, насколько гибкий подход к управлению своими правами обеспечивает такая компания для артистов? А прямой.

Дело в том, что потенциальный потребитель музыкального контента, распространяемого такой компанией, имеет право сначала прослушать композицию, а затем уже решить, будет он ее покупать или нет. Чудно, не правда ли? Сколько было разговоров о том, что интернет-сидельцы топают в пиринговые сети, чтобы послушать хотя бы кусочек той песни, которую потом честно и в лучшем для себя качестве собираются купить? Почти нисколько. А сколько было разговоров о том, что услугами пиринговых сетей пользуются незаконопослушные граждане, вечно стремящиеся к халяве? Очень много.

Magnatune и подобные ей компании, которых, я уверена, в скором времени появится достаточное количество, пытаются защитить права и артистов, и слушателей. Может быть, случится наконец так, что культурная революция свершится, как она свершилась когда-то с приходом в софт-мир так называемого свободного программного обеспечения? По крайней мере, очень хочется на это надеяться. Например, артисты, которые уже присоединились и еще присоединятся к Magnatune, получают 50% от прибыли лейбла (причем не только от продажи каждого альбома, но и от любой коммерческой сублицензии, что довольно много), пользователи Сети имеют возможность прослушать музыку, прежде чем заплатить за нее. Чем не маленькая, но уже громкая революция – большой шаг вперед в деле защиты и человеческом (!) распространении интеллектуальной собственности?

P.S. Подробнее о деятельности некоммерческой организации Creative Commons можно почитать во врезке, а тонкости изучить на ее сайте – creativecommons.org/projects.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?