13 лет назад 6 августа 2007 в 8:56 340

 

Однако это не мешает рассматривать отдельные проявления вечного конфликта правообладателей и некоторых несознательных представителей населения Сети.
21 июля сего года ожидалось многими товарищами в разных концах Земли с огромным нетерпением – одновременно по всему миру в продажу должна была поступить последняя, седьмая, часть саги про Гарри Поттера, название которой на русский перевели как «Гарри Поттер и роковые мощи».
Надо ли говорить, что издатели предприняли совершенно нереальные усилия, чтобы книжку эту никто и ни под каким предлогом не увидел до момента официального релиза. На систему безопасности было потрачено 20 миллионов долларов, за сотрудниками типографий следили со страшной силой, были успешно предотвращены несколько попыток вытащить текст за пределы территории предприятия. Но, как это обычно и бывает в эру цифровой информации – которая, как известно, имеет свойство самопроизвольно распространяться, – ничего никому не помогло.
Где-то за 120 часов до начала продаж в одной из файлообменных сетей появились фотографии первой трети книги. Разумеется, первоначальные ссылки на них были довольно быстро убиты (а кому из владельцев сетей охота связываться с настолько тщательно охраняемым контентом?), но, разумеется, это ни к чему не привело. Граждане, успевшие скачать себе файл, в естественном стремлении поделиться им с ближним начали выкладывать его в других местах, и процесс буквально за несколько часов принял совершенно необратимый характер.
Затем с небольшим интервалом в Сети появилась вторая порция отснятых страниц книги, а еще через некоторое время и третья. Затормозить их распространение не удалось, фанаты серии со всего мира начали пристально их изучать, и немедленно у населения возник вопрос: а это настоящая седьмая часть «Гарри Поттера», сворованная кем-то неизвестным, или качественная подделка?
Я начал следить за ситуацией еще до официального релиза книги: посмотрел на эти самые пресловутые фотографии и сразу для себя решил, что, наверное, книжка настоящая. Фотографии производили впечатление сделанных в спешке, что естественно – я бы не хотел оказаться человеком, которого застукали в процессе съемки разворотов, – но сама книга выглядела изготовленной промышленно, и текст производил впечатление оригинального. Почитав форумы фанатов серии, я обнаружил, что в целом они разделяют сложившееся у меня впечатление, после чего в интернете начался кипеж и волнения.
Спустя где-то сутки по всем популярным файловым сетям пошел еще один набор файлов, который также назывался последней частью «Гарри Поттера». Вот он как раз совершенно не выглядел как настоящая книжка, и сразу же зародилась мысль, что это просто неуклюжая попытка уже самих правообладателей отвлечь внимание населения от своего грандиозного прокола. Кстати, полагаю, что мысль эта совершенно справедливая и именно так дела и обстояли.
Что-то мне подсказывает, что люди, отвечающие за продажи этой книги, до 21 июля успели сгрызть себе ногти до локтей, ибо надежды на суперприбыли были вполне оправданными, а косяк с утечкой информации теоретически мог поставить на них большой и жирный крест – по крайней мере если исходить из логики правообладателей. Я даже где-то успел прочитать интервью очередного поборника авторских прав, который плакал горючими слезами в том смысле, что надо срочно брать за жабры всю ту сволочь, которая выкладывает любой принадлежащий кому-либо контент в Сеть, и назначать этим гадам настоящее наказание, а то, дескать, они лишили прибылей издателей и удовольствия читателей.
А потом наступило 21 июля, и все наладилось. Несмотря на то что все желающие успели ознакомиться с книжкой, вернее прочитать ее в интернете, с продажами у издательства не возникло никаких проблем ни в одной точке мира. За первые сутки было реализовано 15 миллионов экземпляров, что сделало «ГП» самой быстро продаваемой книгой в мире. Фанаты торжествуют, правообладатели вытирают пот, поклонники серии плачут, ибо не ожидается больше книжек, так как госпожа Роулинг утомилась.

Поиск в Сети творения г-жи Роулинг не занял и трех минут


И вот смотрите, как интересно получается: налицо грубое нарушение авторских прав – точно такое же, как с музыкой или видео. Нам все время рассказывают, что подобные ситуации негативно сказываются на заработках музыкантов / писателей / кинодеятелей. Но тогда скажите мне, почему появление «Трансформеров» в интернете за полторы недели до официального релиза никак не повлияло на просмотр этой эпической ленты гражданами по всему миру? Все нормально с кассовыми сборами – так в чем проблема-то?
Мне можно возразить: дескать, черт с ними, с фильмами и книгами, но что делать индустрии звукозаписи? Продажи музыки на дисках валятся, в Сети все предпочитают качать треки бесплатно или в крайней случае покупать их у полулегальных магазинов вроде Allofmp3.com. Музыкантам надо кушать!
Согласен, надо. И в идеале ежедневно. Но только вот ведь какая интересная штука получается: основную прибыль с продажи музыки на физических носителях всегда получала индустрия, а не сами музыканты, которые традиционно питаются с концертной деятельности. Так, может быть, этой самой индустрии пора забыть классические схемы ведения бизнеса, сделать онлайновую музыку официально свободной, а самой сосредоточиться на организации туров и концертов популярных групп? Может быть, всем от этого интереснее будет?
Вообще, после истории с «ГП» у меня сложилось впечатление, что нам, простите уж, гонят. Если контент население радует, население за него голосует – не рублем, так долларом – и в тех случаях, когда у него (населения) есть возможность скачать контент на халяву. А если оставляет равнодушным, то даже если его и в Сети не будет, денег на нем правообладатели заработать не смогут.
…Кстати, продажи «ГП-7» продолжают бить все мыслимые рекорды, а электронными версиями книжки меж тем завалена вся Сеть. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?