Перед нами летающая модель вертолета для первоначального освоения пилотирования, развлечений и развлечений. Ага, развлечения не зря два раза, я к этому еще вернусь. Машинка сугубо комнатная, выносить ее в большой жестокий мир не рекомендую. Там всякие ветры, крыши и деревья, дома лучше. К тому же это не радиоуправляемая модель (если забыть о корпускулярно-волновой теории света, разумеется), управление у нее инфракрасное. Для дома – выше крыши, 10 метров как-никак, а вот на улице если выше крыши, то там может и остаться.
Вертолет одновременно полон сложных технических решений (чего стоят два ротора на одной оси, вращающиеся в разные стороны!) и прост, как правда. Автомат перекоса отсутствует как класс, шаг винта не регулируется, регулируются только скорости вращения обоих винтов (у машинки для них два моторчика), левым стиком одновременно (подъем/спуск), правым стиком по-разному (повороты вправо/влево). Крениться вправо/влево машина не умеет, не умеет летать и с боковым скольжением.
Первым делом осваиваем взлет и висение. Попервоначалу это ужас-ужас и кошмар-кошмар, но постепенно дело налаживается. Тут самое трудное – дойти мозгами до того, что резкий набор или сброс газа при приближении к полу или потолку не исправят ситуацию, а приведут к прямо противоположному результату. Ну и некоторую инертность управления необходимо осознать. Поэтому поначалу все время передергиваем левый стик, машина скачет, как <вписать слово>, но постепенно все налаживается, тут главное – сразу не впасть в тоску профнепригодности и не убрать вертолетик на дальнюю полку. Сакральная победа происходит в момент осознания, что все время давить непослушным пальцем на стик не надо. У него пружинок нет, куда его установил, там и держится. Научились висеть – пора освоить правый стик и летать!
Теоретически, если бы не дополнительный хвостовой подъемный винт с собственным моторчиком, вертолетик мог бы только подниматься, опускаться и вращаться вокруг вертикальной оси вправо или влево. Но хвостовой винт есть, в вертикальном полете и при зависании он не работает, а если надо лететь вперед или назад, вот тут он и включается. Задирает хвост – машинка летит вперед. Опускает – назад. Просто, как все гениальное. За эти манипуляции как раз и отвечает правый стик. Ну и, если двигать его влево-вправо, он вносит дисбаланс в скорости вращения верхнего и нижнего винтов, за счет чего машинка резво и очень четко поворачивается вокруг вертикальной оси.
И яркими прожекторами светит!
Физика есть физика, вращение хвостового винта либо добавляет вертикальной тяги несущим винтам, либо снижает ее. А значит, двигаясь вперед, машина должна подниматься, назад – снижаться. Синус-косинус, векторы, фигекторы… Вертолетик чихать хотел на физику и вперед и назад движется со снижением. Я думаю, потому как хвостовой моторчик отъедает электромощь у моторчиков несущих винтов. Но по-любому пальцы от левого стика далеко не убираем, корректировать потерю тяги при движении вперед и назад нужно обязательно.
И это, я скажу вам, чертовски хорошо! Потому как управлять совершенно стабильной по высотным параметрам машиной – скука же смертная! Да, поначалу напрягает, затем, глядишь, пальчики сами зашевелились, смотришь, полет нормальный! Вот тут и начинается первое удовольствие – летает, шельма! И скоро уже и перелетает откуда надо куда надо, а через некоторое время уже цифры в воздухе рисует, и…
Осторожно замечу, что вот эта вот горизонтальная штанга с противовесами, расположенная над винтами и сочлененная хитрыми тягами с верхним ротором, никакой не гироскоп. Гироскоп в современных вертолетиках – самая натуральная микросхема, и выглядит как микросхема, и работает так же. Регулируется с пульта. А штанга сверху называется балансир, сервоось, или, по-нашему, по-пилотовски, флайбар. Флайбар отвечает за самостабилизацию вертолета (там рычаги Белла–Хиллера, дельта углов, фазинг 90 градусов, пассивный узел перекоса…), и да, технически это в некотором роде тоже гироскоп. Но называть его так не надо )))
Так вот, насчет электронного гироскопа. Гироскоп у машинки есть. И, как и у большинства небольших вертолетиков, он иногда тупит. Особенно после столкновений с мебелью, от них никуда не деться. В общем, не надо пугаться, если вместо ровного подъема с пола машину начинает неудержимо тащить вбок или назад, снова до ближайшей мебели. Рекомендую слабый, но резкий щелбан по хвостовой балке вертолетика. Ну или легонько стукнуть шасси об пол. Это сразу вправит мозги гироскопу. Ну, а если не сразу – операцию повторить, и вуаля. Кошке – орден за смелость, ей пришлось нелегко.
Обещал второе удовольствие – так вот оно. Обычно как раз после рисования фигур в воздухе вертолет для первоначального пилотажного обучения наскучивает, летает реже, реже… Но у этого же есть кран! Внизу у него барабанная лебедка, на ней трос, на тросе – грузовая лапа! Управление – курками на фронтальной панели пульта: втянул/вытянул. А в коробке осталась корзина, по строению сходная с корзиной для спасения попавших в беду человеков. Думаете, легко размотать в воздухе трос, подцепить на лету корзину, подтянуть ее к вертолету, перетащить на нужное место, размотать трос по новой, установить корзину, отцепиться от нее? А если в корзину положить конфету-батончик? А если ее на лету снять?.. Вот вообще нелегко, но ужасно весело! Что отодвигает «реже, реже» и ссылку на полку на неопределенный срок.
И еще у вертолетика есть деморежим. Нажимаешь кнопку Demo, и он начинает показывать все, что умеет. Крутиться-вертеться, ускоряться-замедляться, неудержимо в стены/потолок врезаться. Это потому, что комната у меня маленькая. Давно собираюсь переехать в спортзал, да грехи не пускают.
Вердикт: можно брать! Модель недорогая, прочная (били, били, не разбили), прикольная, море позитива!
Устройство: вертолет на ИК-управлении Ginzzu TH-3522
Тип устройства: развлекательно-обучательная модель с прожекторами и лебедкой
Цена: 1200 руб.
Питание: некий аккумулятор
Питание пульта: 6 батареек АА
Время работы: 10 мин.
Время зарядки: 40 мин.
Радиус действия: 10 м
Тип управления: ИК, три «частоты» на выбор
Комплектность: вертолет, пульт ДУ, инструкция, USB-шнур для зарядки, 2 запасные лопасти несущего винта, запасной хвостовой винт
Подробности: www.ginzzu.com