9 лет назад 8 ноября 2012 в 0:07 920

5 октября этого года исполнился год со дня смерти Стива Джобса, человека, который, по мнению многих граждан и многих же экспертов, принципиально изменил облик потребительской высокотехнологичной индустрии. Неудивительно, что о дате вспомнили все.

Собственно говоря, сам господин Джобс не нуждается в каких-либо особенных представлениях: про него написано множество книг, снято немало фильмов, и есть даже эпическая биография, уже успевшая стать безоговорочным бестселлером, так что кратко пересказывать содержание его жизни смысла, наверное, нет. Интереснее другое – посмотреть на то, что происходит сегодня, и понять, как себя чувствует компания Apple без своего идейного вдохновителя и, как говорят, практически главного идеолога всех ее продуктов.

Как показывает практика, чувствует она себя очень даже неплохо. Можно даже сказать, совсем замечательно, мало кто сейчас находится на таком подъеме. Начнем с того, что в сентябре этого года, после очередного скачка стоимости акций, Apple стала самой дорогой компанией мира. Я очень далек от финансовых рынков, но сей факт все же поставил меня в тупик: каким образом организация, которая делает товары, не являющиеся предметами первой необходимости, может стоить так дорого?

Я понимаю, почему нефтяные концерны дороги, я понимаю, почему производители еды стоят немало, – но по сравнению с «яблочниками» все эти сами по себе серьезные и осмысленные конторы с финансовой точки зрения смотрятся как стадо пигмеев вокруг ног гиганта. Столько денег, сколько сейчас стоит Apple, стоила за всю историю мировых рынков только одна фирма, правда тоже айтишная, Microsoft, и было это в далеком 1999 году.

После смерти Джобса лейтмотивом многочисленных статей по этому поводу была мысль: а сумеет ли удержаться сия славная организация на гребне успеха без своего основателя, не пойдет ли популярность ее продуктов вниз, не окажутся ли потенциальные покупатели разочарованными? Судя по всему, все эти опасения были совершенно беспочвенными. После года ожидания был анонсирован iPhone 5, и сразу стало понятно, что все идет очень даже хорошо.

Тим Кук в лучших традициях показал восхищенным зрителям со сцены новый смартфон, и, несмотря на то что в аппарате никаких технологических прорывов не содержалось, население восприняло новинку с таким восторгом, что немедленно начало делать предзаказы в огромных количествах.

Как следствие, после официального старта продаж девайса в первых девяти странах за три дня компания реализовала ни много ни мало 5 млн устройств, что существенно лучше ее прошлого результата, достигнутого с помощью iPhone 4. Восхищенных поклонников продукции Apple не останавливает ничего: ни колоссальные очереди в магазинах, ни появившиеся в интернете сообщения о технических недоработках аппарата – ну то есть вообще ничего. Хотим Apple, и все тут.

До сих пор для меня остается загадкой, каким образом компания умудрилась создать такой фантастический образ для своих продуктов. Да, первый iPhone и первый iPad были вполне себе революционными разработками, в которых ее специалисты умудрились собрать самые удачные решения из тех, что тогда были на рынке, но ведь все остальное – это лишь их эволюция. Но нет, накал страстей не стихает, сформировалась колоссальная армия фанатов именно «яблочной» продукции, которая, как мне кажется, будет счастлива покупать под надкусанным брендом даже сухарики к пиву, буде Apple соберется их выпускать.

Корпоративная фортуна тоже благоволит к господам из Купертино. Недавно Apple удалось выиграть эпических масштабов иск к компании Samsung, обвинив последнюю в использовании нескольких патентов, принадлежащих «Эппл». Впрочем, и до этого корейцы платили порядка $30 с каждого проданного смартфона и планшета, а теперь у них еще оттяпали такой здоровый кусок.

Честно говоря, я не понимаю, каким образом Джобсу удалось создать настолько успешную компанию. Я не понимаю, почему PR Apple столь эффективен, почему именно она так нравится десяткам миллионов людей по всему миру. Истории класса «юноша продал почку, потому что ему не хватало денег на последний «яблочный» продукт» по интернету ходят постоянно, и их я тоже не понимаю.

Однако совершенно очевидно одно: кем бы там еще ни был господин Джобс, но с точки зрения предпринимательства и умения продавать это гений. И, вполне возможно, его команда тоже заслуживает подобного определения, а значит, у них вполне может хватить сил на то, чтобы Apple процветала еще долгие годы, принося радость своим поклонникам. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?